Группа ПИК КОММУНИЗМА была основана в августе 2021 года в Санкт-Петербурге москвичом Максимом Фуниковым. Выступает только и исключительно в питерских клубах.
"Доказательство Бога" - дебютная (и пока единственная) работа ПК. Над материалом работали: Максим Фуников - стихи, музыка, гитара, клавишные, металлофон, варган, вокал; Евгений Павловский - бас; Дмитрий Могут - ударные; Александр "Плохиш" Вериго (РАДУНИЦА, СОЮЗ 317 и ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА -гитара, мастеринг, сведение; Ольга Фуникова-Поповская - бэк-вокал, пятиголосный хор (в выходных данных не обозначена). Я бы сказал, что "Доказательство Бога" правильнее называть даже не альбомом, а концептуальным литературно-музыкально-живописно-философским циклом со своим сюжетом (прошу прощения за такую громоздкую формулировку, но она наиболее адекватна). А посему мне представляется важным остановиться на составляющих.
Концепция и философия "Доказательства Бога" складывались на протяжении 2,5 последних десятилетий. Источниками послужили различные культурные претексты: это и все одиннадцать книг Карлоса Кастанеды, в которых изложено учение дона Хуана, и многочисленные труды Николая Бердяева, и романы Федора Достоевского "Братья Карамазовы" и "Бесы", и повесть братьев Стругацких "Трудно быть богом", и многочисленные интервью Егора Летова, которые Максим Фуников, безусловно, читал, слушал и смотрел, в меньшей степени Библия...
На странице ПК ВКонтакте лидер группы опубликовал небольшой сопроводительный текст к альбому, погружение в который требует определенных интеллектуальных усилий. Дабы не утомлять читателя, приведу краткое определение, раскрывающее концепцию "Доказательства Бога" общо и в то же время исчерпывающе: создание новой религии - религии преодоления своих внутренних демонов, эгоизма и смерти, взращивания Бога внутри собственного существования. В какой-то степени то, что Владимир Ленин, критикуя Николая Бердяева, Сергея Булгакова и Дмитрия Мережковского, называл богоискательством и богостроительством.
Максим Фуников считает слово "рок" на сегодня устаревшим. Он создает некое новое образование, которому пока не придумано названия, где виды и жанры разных искусств - будь то литература, музыка, актерское мастерство, живопись, графика, художественная фотография и др. - значимы в донесении смысла и авторской позиции.
"Доказательство Бога" имеет свою структуру: две песни чередуются с краткими стихотворениями. Лидер ПК читает стихи на фоне потрескивания костра. А вот реверберация кажется мне несколько излишней, так как нарушает атмосферу интимного общения.
Поэзия. Как мне кажется, на Максима Фуникова как поэта огромное влияние оказал Егор Летов на уровне настроения, образной системы, заимствований, отчасти стихосложения. Лидер ПК не стремится к поэтическому совершенству как таковому. В его текстах встречаются так называемые "глазные" рифмы, характерные для английской поэзии ("звездочка" - "лодочка" - "с горочкой" и т. п.), много приблизительных и откровенно корявых рифм, что Максима никоим образом не смущает. Снова-таки, на первом плане - авторское высказывание.
Максим Фуников предостерегает против буквального понимания песен. Они многослойны, причем, разные слои могут выявляться в результате многократных прослушиваний. Поэтому песни допускают различные, а иногда противоположные толкования.
Музыке в смыслообразовании отводится подчиненная, "фоновая" роль. ПК нередко относили к сибирскому панку, что в корне неверно. Фуников как автор музыки испытал на себе влияние, с одной стороны, советской массовой песни (в частности, Александры Пахмутовой), с другой стороны, снова-таки Егора Летова 90-х годов. В то же время музыка, аранжировки и исполнение при всей их простоте и примитивности абсолютно безупречны.
Оформление. На сегодня "Доказательство Бога" выпущено на кассетах и в цифровом формате. Ожидается выход альбома на виниле и компакт-дисках. Кассетное издание более яркое и содержательное, чем цифровое. Фотография Максима Фуникова с завязанными глазами на лицевой стороне обложки символизирует выход в запредельность и отсылает сразу к трем книгам Карлоса Кастанеды - "Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки", "Отдельная реальность" и "Путешествие в Икстлан". На развороте вкладышей помещены графическая работа лидера ПК "Розовый конь" и снимки, сделанные на аналоговый фотоаппарат; весь текст набран на советской печатной машинке 50-х годов.
"Первые Шаги" - музыкально-поэтическое intro к альбому. Стихотворение в прозе, прочитанное под синтезированный орган, стилизовано под библейский текст. Земля вертится вокруг Солнца и своей оси, жизнь продолжается... и никто не замечает, как рождается маленький человек и совершает свои первые шаги. Заканчивает вступление пятиголосный хор, все партии которого прописаны Ольгой Фуниковой-Поповской. "Звездочка" - обращение лирического героя к окружающему миру. Он не может справиться с гордыней, из-за чего глубоко страдает ("У гордыньки ведро с горочкой и от этого тошно мне"). В восьмистишии "Жизнь из теней и света" и следующей за ним песне "Человечки" отражается борьба внутри каждого человека, и обличаются люди, которые, прикрываясь верой, превращают свою жизнь в сплошной грех. В последнем куплете песни автор прибегает к приему анафоры, т. е. повторения одного и того же слова в начале каждой фразы для придания большей убедительности. Солнышко из одноименной песни кажется обманчивым. Максим Фуников играет со смыслами слов: человек, живой физически, может умереть духовно. В тексте содержится призыв подняться над собственным эго. Дотошный слушатель обнаружит в тексте заимствования из "Песни о Поэтах" Александра Башлачёва и повести братьев Стругацких "Трудно быть богом". В стихотворении "Когда мир перестанет казаться" автор выражает надежду на перемены к лучшему. В последних строчках читается аллюзия на хокку Егора Летова "Когда я умер". "Пух-Земля" - песня о духовном развитии человека. "Плоть от Плоти" - философская рефлексия о нашей жизни. Первый куплет песни удачно стилизован под фольклорный. В четверостишии "Раздавит время" утверждается вера человека ("Покуда я жив, я верю"). "Солдат" - развернутая метафора внутренней силы человека. Вероятно, Максим Фуников вдохновился образом солдата из композиции Егора Летова "Невыносимая Легкость Бытия" ("Солдат устал, солдат уснул, солдат остыл..."). А еще в тексте глубоко спрятана отсылка к книге Карлоса Кастанеды "Второе кольцо силы". В песне "По Первому Льду" осмысливается жизненный путь человека, полный трудностей и испытаний. В трехстишии "А вечером мы танцуем" подчеркивается неразрывная связь между прошлым и будущим. В песне "Всем Хватит" окружающий нас мир представлен как диалектическое единство и борьба противоположностей. Текст отсылает к русской народной сказке "Снегурочка" и повести Дэвида Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". "Придуманный Мир" - констатация нашего сегодня. Люди хотят жить "здесь и сейчас", погрязают в развлечениях и всецело зависят от новейших информационных технологий, забывая о Боге и высоких материях. Весьма кстати пришлась неточная цитата из "Свободы" Егора Летова ("Мир, где пёрнул шышел-мышел"). Трехстишие "Мы будем готовы" (в заглавии и последней строке следовало бы поставить многоточие) может прочитываться и пониматься по-разному. Посему право толкования оставляю за слушателем. Лично я обнаруживаю здесь явную отсылку к стихотворению Владимира Маяковского "Послушайте!". "С Тобой Происходит" - апофеоз оптимизма и жизнелюбия. Слова, давшие название песне, повторяются как анафора и оказывают на слушателя сильное эмоциональное воздействие. Строчка Егора Летова "Вечность пахнет нефтью", обращенная к Бертрану Расселу, превращается в антицитату. "Егоркина Доля" - посвящение памяти лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. В тексте содержатся отсылки к песням Егора Летова "Так Закалялась Сталь", "Суицид", "Семь Шагов за Горизонт", "Отряд Не Заметил Потери Бойца", а также к написанной совместно с Олегом "Манагером" Судаковым "Здорово и Вечно" и "Непрерывному Суициду" Романа Неумоева, исполнявшемуся ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ. В четверостишии "Пусть хоронят своих мертвецов мертвые" цитата из Евангелия от Матфея (8:22), акцентирует мысль: люди, не пришедшие к Богу, заведомо мертвы, хотя сами не догадываются об этом. В песне "Смертные" отразились диалектика жизни и смерти, трудность жизненного пути, экзистенциальная война индивида с собственными недостатками и слабостями. В "Моей Свободе" автор предсказывает наступление новой жизни. Люди будут жить по той самой религии, суть которой излагалась выше (см. концепцию). Стихотворение в прозе "Где глубже" логически завершает "Первые шаги", описывая жизнь человека. В инструментале "Начало" тема "Первых Шагов" воспроизводится в оригинале и подвергается варьированию. Таким образом, два последних трека утверждают идею о непрерывности человеческой жизни, закольцовывая альбом.
Дебютная работа ПК - явно не для широкого круга реципиентов. Восприятие "Доказательства Бога" требует от слушателя определенной эрудиции, умственного и эмоционального напряжения.