Паша Павлов и АРТЕЛЬ - "Дела Артельные" (2CD)


(c) & (p) Паша Павлов и АРТЕЛЬ, 2021
CD1 16 tks./t.t. 63:43
CD2 17 tks./t.t. 67:27


"Широко известен в узких кругах" - эти слова вполне применимы к автору и исполнителю собственных песен, харьковчанину Паше Павлову. Информации о нем в интернете не так уж много.

В середине 80-х Паша Павлов создал группу ШОК, которая существует до сих пор. В 90-х кассеты и бобины с его записями можно было приобрести только и исключительно в харьковском рок-магазине "От винта!" Они распространялись старым, испытанным способом - "из рук в руки", но официально не издавались. В 2010-е годы появилось сообщество "Паша Павлов и ШОК" ВКонтакте, где регулярно выкладываются "Наброски", "Эскизы" и "Черновики" под порядковыми номерами.

В 2013 году был основан проект Паша Павлов и АРТЕЛЬ, состав которого отличается текучестью и открытостью. В том же году проектом был выпущен потрясающий альбом "Атомоход". Но мне придется сдержать свои бурные эмоции, ибо сейчас речь не о нем.

"Дела Артельные" - второй номерной альбом Паши Павлова и АРТЕЛИ. Работа, безусловно заслуживающая пристального внимания и восхищения! Но обо всем по порядку.

О Паше Павлове я могу говорить долго, безостановочно, восторженно и взахлеб. Он пишет очень хорошие песни. Хорошие с точки зрения и музыки, и стихов (именно стихов, а не текстов!), и исполнения.

Паша в свое время окончил Харьковское музыкальное училище. Могу предположить, что учился на хоровом отделении: уж очень много хоров в его песнях, причем хоры разбиваются на голоса очень грамотно и профессионально - не придраться. Музыка изобилует изысканными мелодическими ходами и гармоническими оборотами. Стилистика простирается от блюз- и фолк-рока до рок-н-ролла и кантри.

А еще Паша Павлов - Поэт с заглавной буквы. В его стихах очень много неожиданных речевых фигур - метафор, тропов. Украинизмы и просторечные выражения не только мастерски вплетаются в стихи, но и выглядят органично, как украшения. Почти все песни Паши Павлова обращены к культурным претекстам, многие даже на уровне заглавий обнаруживают теснейшую связь с живописью ("Благодарные Мертвецы", "Не Ждали"), кинематографом ("Бедная Настя", "Берегись Автомобиля", "Дом у Дороги", "Ежик в Тумане"), литературой ("Бегущий по Волнам", "Война и Мир", "Гусарские Баллады", "Затерянный Рай", "Лебедь, Рак и Щука", "Медный Всадник", "Солдат Швейк", "Так Говорил Заратустра", "Тихий Дон", "Туманность Андромеды", "Человек Тот, Что Смеется")... О заимствованиях внутри каждого стиха я уж промолчу... На этом, пожалуй, поставлю многоточие.

Средства на запись альбома "Дела Артельные" собирались с помощью краудфандинга на платформе Planeta.ru, а также через социальные сети.

Материал записывался в студиях Харькова и Москвы. На сей раз в АРТЕЛЬ входило 30 человек, известных по украинским и российским группам. Назову лишь некоторых: Вадим Курылев, Александр Чернецкий и Сергей Летов в представлении не нуждаются. Константин Шепеленко играет в группе K.P.S.S. вместе с Сергеем Бабкиным (который, к слову, участвовал в записи альбома Паши Павлова и АРТЕЛИ "Атомоход"). Виталий Бронишевский и Сергей Кулаенко известны по работе в группе Жадан і СОБАКИ. Олег Каданов - основатель групп ОРКЕСТР ЧЕ, ЛІНІЯ МАННЕРҐЕЙМА и МАНТРИ КЕРУАКА, участник проекта DRIBEN. Игорь Бычков и Дмитрий Смирнов - лидеры соответственно групп АЛОЭ и СУТКИ-ТРОЕ. Алексея Саранчина прославило участие в джазовом коллективе СХІД SIDE и в хип-хоп-группе ТАНОК НА МАЙДАНІ КОНҐО. Наталья Смирина - вокалистка группы PUR:PUR... Каждый из перечисленных (и не перечисленных) музыкантов внес в музыкальную стилистику что-то свое, и от этого альбом только выиграл. Здесь есть все названные выше стили. А еще в "Делах Артельных" во всей полноте отразилась незабываемая харьковская атмосфера конца 80-х - начала 90-х. Подарочный диджислив оформлен фотоработами Юрия Соколова и рисунками Ирины Павловой.

Почти фолковая "Артельная" ("Дела Артельные") - представление самих себя - мол, вот какие мы хорошие. И действительно - хорошие, прекрасные, великолепные и замечательные. И еще куча превосходных степеней. Любят и поработать, и отдохнуть, и всё делают от души и со стопроцентной отдачей. "Байкер-Блюз" воспринимается и буквально, и метафорически. Если буквально, песня могла бы стать гимном байк-движения. А если метафорически, можно вспомнить строчку из шлягера Алексея Мажукова на стихи Игоря Шаферана "Выпускаю синицу и ловлю журавля" из репертуара ВИА САМОЦВЕТЫ. "Иди, Беги, Лети" - призыв к каждому из нас двигаться к своему счастью. Зарисовка о солдатской жизни "Постояльцы" заключает в себе многослойность смыслов. В музыке едва ощутимо влияние советской эстрады 70-х. Название "Затерянный Рай" позаимствовано у Джона Мильтона. Сюжет же песни с эпической поэмой не имеет ничего общего. Герои совершают путешествие к некоему далекому островку, который и оказывается затерянным раем. Рок-н-ролл "I Love You" во всех красках передает ощущения страстно влюбленного человека. "Глинтвейн" - самый настоящий медляк. Песня излучает тепло, свет и уют, которые ощущаются физически. "Разрисованные Сны" - колыбельная в стиле хард-рок. В припеве цитируется шлягер "Спи, Моя Радость, Усни" на стихи Вильгельма Готтера. Героиня песни "Не Виноватая" влюбляется в нехорошего человека. Можно ли ее винить и осуждать? Автор утверждает мысль о всесилии любви, которая делает нас лучше. "Веселая Песня", извиняюсь за тавтологию, заражает своим безудержным весельем. "Одинокое Сердце" - развернутая метафора: лирический герой, летчик-истребитель, таранит собственную судьбу. Содержание песни можно раскрыть строками классика: "А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой". "Лиса" погружает в мир сказки. Припев отсылает к "Волшебнику Изумрудного города". Герой песни "Ма Гёрл" дает исчерпывающую характеристику своей избранницы. "Афродиту" я не могу слушать без улыбки. Лирический герой иронично сравнивает свою возлюбленную с древнегреческой богиней красоты и любви. Но оценить ее достоинства может только в состоянии алкогольного опьянения. В начале песни задается вопросом: "Сколько ж это надо выпить, чтобы ты была красивой, вылитою Афродитой без рук и с головой пробитой?". А в финале приходит к печальному выводу: "Столько невозможно выпить ни за что на свете".

Некоторые песни сами собой складываются в мини-циклы. Два последующих номера образуют смысловую дилогию. "Не Нужен" - блюз, герой которого вынужден осознать печальную истину: он был, есть и будет никому не нужным. И снова Сергей Летов отрывается по полной. Его партии, записанные посредством наложения звука - украшение всей песни. Такое ощущение, будто звучит саксофонный ансамбль. Медляк "О Любви и Дружбе" стал хитом среди музыкантов и поклонников Харькова еще в середине 90-х, когда в городе распространился акустический магнитоальбом "Дом Сержанта Павлова". Первое исполнение песни нравится мне гораздо больше. В предложенной версии каждая фраза заканчивается эхообразным повторением последнего слога, и это ее портит. В первоначальной версии последняя фраза припева "Выпить, не выпить - вот в чем вопрос" идеально соотносилась с мелодией. В представленном варианте строчка чуть переработана: "Пить или не пить - вот в чем вопрос". Звучит вполне по-гамлетовски, а вот мелодия изменилась не в лучшую сторону. Правда, хор в припеве после второго куплета и особенно в финале великолепен, спору нет.

Название песне "Ключ на Старт" дала команда для запуска ракеты, которая стала нарицательной после выхода на орбиту космического корабля "Восток-3А" с Юрием Гагариным на борту. С этого трека начинается второй CD, хотя, думаю, правильнее было бы поставить его в самое начало альбома. Трудолюбивая Пчела из одноименной песни - это всего лишь частица окружающего мира, который лирический герой созерцает из окна иллюминатора. Но можно ли увидеть насекомое из самолета? В песне "Харе Кришна" отразилось желание автора выйти за рамки привычного мироощущения. И получился хит! "Один Глоток" - еще одна метафора: в любое время года, как и жизни, спасти может единственный живительный глоток вина. Название "Комсомольцы-Добровольцы" Паша Павлов позаимствовал из известной песни Марка Фрадкина на стихи Евгения Долматовского из к/ф "Добровольцы". Лучшего посвящения своему поколению не придумать. Автор цитирует русскую народную песню "Солдатушки, Бравы Ребятушки", которую, вероятно, услышал в интерпретации Александра Градского. "Нет Больше Слез" - это и апология хиппизма, и картина идеального мира. Возможно ли такое на самом деле?.. В блюзе "Мяу" чувства лирического героя раскрываются посредством природных стихий. В стихах цитируется сага Андрея Вознесенского "Я тебя никогда не забуду", в свое время по-разному омузыкаленная Оскаром Фельцманом ("Разлука" в исполнении ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) и Алексеем Рыбниковым (опера "«Юнона» и «Авось»"). И еще одно спасибо Сергею Летову за саксофон! Песня "Семеро Одного" опровергает старинную русскую пословицу. Семеро одного еще как ждут! Особенно если послали в магазин за вином. Мелодия интонационно очень близка русской народной.

Еще одна дилогия посвящена памяти Советского Союза. Смею предположить, что песню "СССР на Продажу" Паша Павлов написал после Майдана, когда в отношениях между Россией и Украиной обозначилась враждебность. В финале цитируется (проигрывается на электрогитарах) александровская мелодия, которая была сначала государственным гимном СССР, а затем стала государственным гимном Российской Федерации. Детки из одноименной песни - это все мы, родившиеся в Советском Союзе. Помню, как нам вещали учителя разных дисциплин о том, что скоро наступит коммунизм, и тогда... Лично я, когда учился в младших классах, верил им слепо и безоговорочно. И с нетерпением ждал наступления коммунистической формации... А в старших классах как-то засомневался.

"Виктория" создает ощущение праздника победы... кого над кем? В "Свадебной" Паша Павлов мастерски создает идеальную картину бракосочетания молодых людей - Кости и Насти, между которыми нет и не может быть ни противоречий, ни разногласий. "С Бабой Дед" - песня о жизненном круговороте. Истории свойственно повторяться. "Конец Светы" - песня-прикол. Паша Павлов виртуозно играет со словами и смыслами. А Свету, конечно, жаль. "Не Вижу, Не Слышу, Не Знаю" - смысловой парафраз на тему песни Оскара Фельцмана на стихи Льва Ошанина "Ничего Не Вижу", которая в конце 60-х украшала репертуар Эдиты Пьехи и Вероники Кругловой. В стихах цитируется комедия Александра Грибоедова "Горе от ума". В отсутствии зрения, слуха и знания можно находить не только минусы, но и плюсы. Песня "Дело Сделано" искрится весельем, радостью и раздолбайством. Кончил дело - гуляй смело. "Артельщики" следуют этой пословице. "Золотая Гроза" - жизнерадостный, оптимистический финал, подводящий итоги всего альбома.

Вот такие они, "Дела Артельные". Альбом очень длинный - общая продолжительность более двух часов. Но, когда его слушаешь, время пролетает незаметно. Эту работу я не только с удовольствием переслушиваю сам, но советую и рекомендую друзьям и знакомым.

Напоследок - информация для коллекционеров и тех, кто слушает музыку в интернете. на двух CD "Дела Артельные" вышли под вывеской "Паша Павлов и АРТЕЛЬ". А на странице музыканта ВКонтакте выложены двумя частями почему-то как альбом группы "Паша Павлов и ШОК". Конечно, в записи материала участвовали музыканты ШОКА. Но чем объяснить такое разночтение? Впрочем, сам альбом от этого хуже не становится.

Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 декабря 2023, 08:45
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.26 / 5 / 0.02