Рокопанк-проект КУКИШЪ был основан в Димитровграде Ульяновской области в 1999 году. Информации об этом коллективе в Интернете и соцсетях предостаточно. А посему сразу перейду к представляемым изданиям.
Почти все работы КУКИША отличает небольшой хронометраж. Их можно называть EP, мини-альбомами или макси-синглами. Хотя и короткий альбом может быть вполне законченным.
"Вечная Мерзота" и "За Нефть!" - два разных (мини-)альбома. Второй из них кажется мне просто сборником песен. Тем не менее, насколько это возможно, постараюсь охватить оба релиза.
Оформление изданий, выполненное Serg Fromhell, адекватно их содержанию. Оба снабжены буклетами с анонимными вступительными статьями, по которым можно изучать историю КУКИША. К слову, "Вечная Мерзота" издана в двух вариантах - так сказать, каноническом, с 12-страничным буклетом, и упрощенном, с 4-хстраничным. К CD "За Нефть!" прилагается 12-страничный буклет.
Благодаря альбому "Вечная Мерзота" КУКИШЪ стал известен за пределами Димитровграда. Материал записывался в составе: Стас Кукушкин - тексты, вокал; Григорий "Индеец" Синеглазов - гитара, аранжировки; Виктор "Клайн" Слободин-Тиминский - ритм-гитара; Андрей "Ку" Алфёров (также ПРОСТО КУ и ПОТЕРТЫЕ ЧЕМОДАНЫ) - соло-гитара, ритм-гитара, аранжировки; Алексей "Эскулап" Архипкин - бас; Тимофей "Дантист" Савутин - барабаны.
Честно признаюсь: я прочитал в интернете всю доступную информацию об альбоме КУКИША "Вечная Мерзота", включая рецензии. Не все авторы представлялись. Поэтому не знаю, кому принадлежит термин "постсибирский панк", весьма неудачный, кстати. Журналисты проводили различные аналогии: здесь вам и RED HOT CHILI PEPPERS, и КИНО, и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, и КООПЕРАТИВ НИШТЯК, и даже БАНДА ЧЕТЫРЕХ!.. Что же, как спел один классик, "каждый дышит, как он слышит". А я от сравнений, пожалуй, воздержусь. Стилистику альбома охарактеризую как сочетание фолка, панка, блюза, рок-н-ролла... и 50° самогона. В разных песнях - различные соотношения.
Стас Кукушкин играет со словами, аллитерациями и смыслами. Название заглавного номера, открывающего альбом, говорит само за себя. Все вокруг мерзко и противно. В первом куплете узнается искаженная цитата из песни Егора Летова "Заплата на Заплате". В то же время герой песни "Зима" мечтает о вечной мерзлоте, о том, чтобы все застыли и сдохли. Гильотина из одноименной песни - развернутая метафора власти, расправляющейся со всеми несогласными. В тексте приводится косвенная цитата из летовского стихотворения "Дрызг и брызг". "Плясовая" соответствует своему названию. Эдакий оксюморон: в нашей жизни все очень грустно, а мы все равно веселимся. В музыке цитируется припев русской народной песни "Валенки". "Похуй" - еще одна плясовая. Апофеоз пофигизма: живи и забивай на все происходящее вокруг. "Воронья Песнь" - фолковое полотно и стилизация сказки. Автор призывает всех русских людей уважать обычаи своих предков. А Песня "К Звездам!" практически сводит на нет содержание альбома. Да, все мерзко, грустно и страшно... "А мы к звездам полетим". Хорошая альтернатива!
Мини-альбом "За Нефть!", как писал выше, я бы назвал сборником. В который раз переслушиваю - концепция ускользает.
Над материалом работали: Стас Кукушкин - тексты, вокал; Андрей Алфёров - гитара, аранжировки; Вячеслав Белкин - бас; Александр "ПЧ" Микитюк (также ПОТЕРТЫЕ ЧЕМОДАНЫ) - банджо; Тимофей Савутин - ударные; неизвестный музыкант - губная гармоника. Первая часть мини-альбома тяготеет к панк-блюзу, вторая - к панк-кантри (в большой степени за счет использования банджо).
"Тушенка" - рефлексия по поводу песни Егора Летова "Приятного Аппетита!" Правда, у Стаса Кукушкина акценты изменены. Социум нас всех съест и переварит... и т. д. и т. п. В заглавной песне автор обратился к теме мировой истории. Нефть - это и основа экономики многих государств, и инструмент политического давления одних стран на другие, и даже повод для войн... А может быть, здесь скрыта метафора? В тексте - две цитаты: одна явная, из песни Янки "От Большого Ума" ("Лишь канавы и рвы"), вторая - скрытая из "Русского Поля Экспериментов" Егора Летова, "Истории западной философии" Бертрана Рассела или "Многообразия религиозного опыта" Уильяма Джеймса (намек на фразу "Во всей вселенной вечность пахнет нефтью"). "К Ногам Упасть" - продолжение "Вечной Мерзоты". Песня лучше вписалась бы в одноименный альбом. "Глиномесы" - композиция с претензией на метафоричность. Она открывается коротким стихом о толпе баранов и свободе, написанным в подражание Пушкину четырехстопным ямбом. Каждый из нас - глина в чьих-то инфернальных руках. Библейский сюжет о создании Адама трактуется вольно и поверхностно.
Мне "Вечная Мерзота" нравится больше, чем "За Нефть!": Хотя в обеих рассматриваемых работах есть интересные музыкальные находки.
Лично для меня знакомство с группой КУКИШЪ стало приятным открытием. Чего и всем желаю.