ЛА ШУ - "Тоньше Бабочки Крыла"


(с) ЛА ШУ, 2023
(c) SUG, 2023


Я слышал Ларису Шунину живьем осенью 2007 года, когда она выступила у нас в Петрозаводске в Выставочном зале на проспекте Ленина, в те времена являвшемся весьма популярным местом проведения литературных и музыкальных вечеров. Концерт длился совсем недолго - чуть более получаса, и его диктофонная запись, до сих пор хранящаяся в моем архиве, заняла неполную сторону 90-минутной аудиокассеты. Там же, можно сказать, из первых рук мной был приобретен и двойной диск "Рисунок на Ткани Сердца" (2007), представлявший собой антологию раннего творчества группы ЛА ШУ. Лариса в то время училась в Петрозаводской консерватории, поэтому много говорила о том, как ей нравится наш город и карельская осень, а еще рекламировала свои ресурсы в интернете, который был еще доступен далеко не всем.

Нынешняя Лариса Шунина на саму себя пятнадцатилетней давности похожа разве что голосом. От прежнего же акустического фолк-рока не осталось практически ничего, если не считать характерной чисто русской мелодики, присутствующей в большинстве песен. В целом же стиль группы вызывает подозрение, что певица вдруг захотела во что бы то не стало вписаться в формат "Русского Радио". Задача эта вообще-то заведомо невыполнимая, ибо поэтический талант Шуниной никуда не делся, а людей, знающих столько умных слов, сейчас пускают разве что на "Шансон", да и то неохотно. Много электроники, много позитивной энергии и танцевальных ритмов, в общем - нормальная такая эстрада, скорее даже не современная, а из второй половины 90-х, когда косить под стопроцентных американцев уже было не модно, а умение петь и делать сложные, профессиональные аранжировки не считалось серьезным недостатком музыканта, желающего добиться коммерческого успеха.

Собственно говоря, чем поп-музыка прошлых десятилетий отличалась в лучшую сторону от современной попсы? Вовсе ведь не тем, что "раньше вообще все было лучше", как считают некоторые. В 80-х, а иногда и в 90-х высшим шиком среди настоящих, не ищущих легких путей музыкантов считалось совмещение в аранжировках новейших технологий и живых инструментов - гитар, саксофонов и т. п. Таким образом, любой, даже самый легкомысленный шлягер, не перегруженный интеллектом, делался более человечным, удобоваримым. Сейчас же на какую радиоволну ни настройся, какой диск ни поставь, обязательно нарвешься на чистую синтетику, словно бы сделанную роботами и для роботов. Вот этого в репертуаре ЛА ШУ как не было, так и нет. Если уж печаль - то она и в голосе у Ларисы присутствует, если радость - так ощущение присутствия на далеко не чужом празднике нас не оставляет с начала до конца. И участники нынешнего состава группы (Игорь Кошкин - гитары, Сергей Кузнецов - саксофон) четко знают свое место. В "Благодарении" или "Дороге Домой" - энергичных номерах, как раз предназначенных для танцев - они показывают все свои технические возможности, в более лиричных вещах типа "Желтой Травы" могут и на тайную, но горячую любовь к джазу намекнуть, а кое-где - например, в песне "Руки Возденем" - даже вежливо отойти на второй план, освободив максимум звукового пространства для вокала.

Да, в альбоме помимо легковесных, чисто дискотечных композиций нашлось место и для произведений более серьезных, далеко не развлекательных. Так, например, "Руки Возденем" - это самый настоящий языческий заговор, следствием которого должны стать не какие-нибудь привороты-отвороты - мелковато это для нашей колдуньи, - а спасение отравленного ненавистью мира. Кажется, сами музыканты группы именно ее и выделяют особо - даже не как потенциальный хит, а как главное свое высказывание. Здесь есть и боль, и надежда, что высшие силы не оставят без внимания глас вопиющих. И что это за магическая сила, тоже понятно - любовь, конечно! Вот Лариса вместе с сотоварищами ворожит, призывает ее, молит, и почему бы той не откликнуться?

Некоторые композиции группы, как мне кажется, находятся где-то на грани музыки и живописи, поэзии и живописи. Это пейзажи, нарисованные яркими, броскими красками, от которых подолгу невозможно оторвать взгляд. Такова, например, "Желтая Трава", парадоксально, но достаточно органично сочетающая в себе экзотические ритмы реггей и картину осенней, скорее всего, северной природы. Когда приходит время для кузнецовского соло, лирическая героиня словно бы окончательно растворяется в окружающей среде со своим несколько меланхоличным настроением. В "Родине Неба" та же самая героиня более открыта и даже многословна, но зато танцует с самой осенью - видимо, самым любимым временем года Ларисы Шуниной. Недаром же ни в одной из подобных песен нет и намека на осеннюю хандру и депрессию - одно сплошное, бесконечное очарование небом, водой, увядающей листвой и самим фактом своего присутствия на земле в момент, когда происходи такое чудо. В "Песне о Потере" хоть и нет ярко выраженного надрыва, но скорбь, заложенная где-то в глубине, вообще приобретает глобальные масштабы из-за того, что русский плач здесь смешан в разумных пропорциях с европейской балладой, а саксофон в определенный момент максимально приближается к армянскому дудуку - наверное, самому печальному инструменту на свете.

Едва уловимые восточные мотивы присутствуют и в "Дороге Домой". Как и во всех остальных треках альбома, здесь говорится о добрых чувствах, которым так тесно в душе, что их хочется выплескивать на всё подряд. Есть в столь безудержной восторженности нечто детское, наивное, даже свойственное скорее персонажам некоторых советских мультиков из нашего далекого дошкольного прошлого. Но она не выдавлена из себя натужно, нарочито, наигранно. Человек находится в гармонии с собой - и попробуйте отыскать в его монологах хоть одну фальшивую нотку!

Главное, чем отличается даже нынешняя Лариса Шунина от всего эстрадного мейнстрима, бросается в глаза не сразу. Это - вообще, на первый взгляд, мелочь: у попсовиков чем энергичнее ритм, тем меньше смысловой нагрузки, здесь же чем больше веселья - тем больше и философской глубины в каждой строчке текста. В "Благодарении" вообще формулируется самое, может быть, важное, что надо знать о жизненной позиции певицы - готовность принимать с благодарностью и боль, и радость, а также абсолютная внутренняя свобода, которая и красоту видеть помогает, и дороги во все стороны света открывает.

Наверное, в песнях Ларисы мне немного не хватает того нерва, конфликта, жесткого драматизма, который хоть и не всегда, но в некоторых ее старых песнях был обязательным элементом. Если угодно, не хватает хотя бы небольших намеков на то, сколько печали в ее мудрости, как нелегок был путь к такому вот отношению к жизни, - а он ни у кого не бывает легким. Впрочем, зафиксированное в альбоме состояние души тоже можно понять. У Ларисы Шуниной в музыкальном творчестве имел место продолжительный перерыв, который для давних ее слушателей - уже сам по себе драма. То, что происходит на наших глазах сейчас - это возвращение талантливого человека в родную стихию. Возвращение в новом качестве, с новыми идеями. Давайте же разделим с ней радость новой встречи и приятно удивимся, сколько же всего, оказывается, мы о ней не знали!..

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 12 декабря 2023, 20:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 5 / 0.015