POSSEV - "Смерч. Летние Записи" & "Reggae, Punk & Rock'n'Roll"


(c) Maidan Records, 1984
(p) Выргород, 2023
6 tks./t.t. 36:13
(c) Maidan Records, 1984
(p) Выргород, 2023
7 tks./t.t. 24:46


Еще два альбома группы ПОСЕВ/POSSEV от лейбла "Выргород", которых, признаюсь, я ждал с большим интересом и нетерпением.

Важно отметить, что Егор Летов сотоварищи даже в ученический период не топтались на месте, а искали и экспериментировали. И многие находки оказались более чем удачными.

Альбом "Reggae, Punk & Rock'n'Roll" распространялся в магнитоиздате и Интернете. На различных ресурсах и ВКонтакте можно было найти его запись в прескверном качестве. Остальные альбомы, как я писал в рецензии на "Всякие Картинки" и "Дождь в Казарме", присутствовали в сети лишь фрагментарно.

Музыкальная стилистика представляемых альбомов различается. О ней будет сказано ниже. Вокальная манера Егора Летова та же, что и в предыдущих "посевовских" работах.


В альбоме "Смерч. Летние Записи" в музыкальной стилистике синтезируются британский гаражный рок 60-х и американский панк 80-х. Обе составляющие пересаживаются на русскую почву. В двух композициях появляются джазовые импровизации. Очевидно, сказалось участие Егора Летова в проекте ОРКЕСТР НЕЛЕГКОЙ МУЗЫКИ (совместно с Сергеем Летовым и Сергеем Курёхиным).

На рукописном вкладыше к бобине указывалось, что часть материала записана в июне 1984 года. По словам Натальи Чумаковой, до 3 июля Егор Летов проходил в госпитале переосвидетельствование по поводу непригодности к воинской службе. После получения повестки из военкомата Егор переживал, что его призовут в армию. Так родился мрачный цикл "Смерч". Остальная часть материала, вероятно, писалась в июле.

Над альбомом работали: Егор "Дохлый" Летов - тексты, музыка, бас-гитара, ударные, перкуссия, голос; Андрей "Босс" Бабенко - гитара, бэк-вокал; Евгений "Джон, Дабл" Деев - бас-гитара.

У композиции "Смерть в Казарме" была реальная подоплека: в 60-е - 80-е годы в советской армии имела место пресловутая "дедовщина", иногда с летальным исходом. Лирический герой отрефлексировал свое убийство в казарме. Его эмоциональное состояние передано посредством тревожной скороговорки, ритмически не совпадающей с инструментальным сопровождением. "По Ихним Местам" - попытка выстроить некие логические последовательности. В припеве Егор Летов приходит к печальному выводу:

Я убийца
Моя вина


Ведь все, кто призван на воинскую службу - потенциальные убийцы...

"Путешествие" - черновой вариант песни "На Наших Глазах". Здесь трижды пропевается один и тот же куплет под реггейный ритм. Автор рисует картину будущего, в котором уходит время и исчезает смерть. Год спустя появится второй куплет, с которым песня будет включена в два альбома ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ: в реггейном варианте - в "Оптимизм", в панковском - в "Красный Альбом". "Смерч" (другое название - "Рваные Бусы") приближается к трехчастной форме. Крайние эпизоды относятся к т. н. "госпитальному" циклу; средний - задокументированные обрывки разговоров нескольких женщин, возвращающихся с работы в подмосковной электричке. В данном случае смерч как развернутая метафора душевного состояния лирического героя раскрывается не только в стихах, но и в музыке. В сокращенном варианте эту композицию можно услышать в сборнике ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "История: Посев 1982-1985". "Игрушки" - как я писал ранее, черновик песни "Среди Зараженного Логикой Мира". Текст несколько сокращен и изменен по сравнению с первым вариантом "Картинки №1" ("Игрушки"), входившим в альбом "Всякие Картинки". Реггейный ритм сменился простым гитарным перебором. "Я Хочу Сказать Тебе" - воображаемая беседа лирического героя со своим двойником или зеркальным отражением.

Альбом "Reggae, Punk & Rock'n'Roll" записан в сентябре 1984 года. Название целиком и полностью себя оправдывает: здесь есть все перечисленные стили. Маленькая оговорка: в плане реггей, как и в предыдущих альбомах, Егор Летов вновь больше ориентируется на Питера Тоша, нежели на Боба Марли.

Материал записывался в составе: Егор Летов - передний и задний вокалы, голос и вокал (так обозначено в выходных данных), портфель (очевидно, в качестве перкуссии); Андрей Бабенко - электрогитара; Евгений Деев - бас-гитара; "Серега, Домой!" Шашков - задний вокал.

В альбоме целых две заглавные песни - "Reggae" ("Ты Даешь Мне Кайф") и "Панк и Рок-н-Ролл". В первой автор признается в любви и верности музыке с острова Ямайка, во второй - отождествляет себя со стилями, заявленными в заглавии. К ним примыкает манифест "Открытая Дверь". Герой находится в замкнутом пространстве и враждебном окружении. Рок-музыка - единственное, что позволяет оставаться живым. А открытая дверь - шанс уйти от окружающих его проблем. Эта песня с досочиненным куплетом займет свое место в "Красном Альбоме" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

Обращают на себя внимание две антитоталитарные песни, которые лично я воспринимаю как продолжение "Казармы" из альбома "Дождь в Казарме": герой первой - "Рай" - преследуется обществом. Он думает, что после смерти через повешение попадет в рай. Звучит по-детски наивно... Куда взрослее и убедительнее "Красная Яма". Само по себе название смыслоемкое и для 1984 года весьма и весьма стрёмное. Герой песни - индивид, нонконформист, противопоставляющий себя государству, социуму и толпе.

"Мама, Мама" ("Предсмертная Агония в Северных Снегах") - печальный реггей, содержание которого раскрывается в подзаголовке. Эта песня также войдет в репертуар ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, а именно - в "Красный Альбом" и "Историю: Посев 1982-1985", но уже без подзаголовка.

Прежде чем характеризовать "Осеннюю Песню", приведу цитату из интервью Егора Летова барнаульскому самиздатовскому журналу "Периферийная нервная система" №02'1990 "Конец наступает тогда, когда уничтожается живая энергия творчества". На вопрос об отношении к Александру Башлачеву Егор ответил: "Мне кажется, что это самый великий рокер из всех, кто у нас в стране был. Когда я первый раз его услышал, повлияло страшнейше. Не то что повлияло, я от другого отталкивался и в музыке, и в текстах. От традиций английской "гаражной" музыки 60-х годов и от панка 80-х... Он шёл от русских корней, от русской словесности. Причём замешано это было на принципе "трэш", не в смысле "металлический", а это понятие такое на Западе, "помойка" называется, когда идёт один рифф и на нем начинается монотонный словесный наворот, типа шаманства, который нарастает, спадает и т. д.". Мне кажется, это не вполне эстетичное определение - "помойка" - наиболее адекватно для описания стиля композиции. Осень - метафора старости. Вечность и смерть, с одной стороны, составляют бинарную оппозицию, с другой, находятся в неразрывном единстве. Центральный эпизод изображает некую апокалиптическую картину. Егор Летов шаманит на фоне повторяющегося гитарного риффа. Но концовка оптимистична: лирический герой выживает один из всех. В сокращенном варианте "Осенняя Песня" также попадет в компиляцию "История: Посев 1982-1985".

В оформлении обоих изданий использованы фото из архива "ГрОб-Records". На этом ставлю многоточие. Ибо продолжение следует.

Заказать CD:
"Смерч. Летние Записи"
"Reggae, Punk & Rock'n'Roll"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 11 декабря 2023, 21:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002