Константин Арбенин - "Возвращение на Петроградскую"


(с) Константин Арбенин, 2022
(р) Отделение Выход, 2022


Как ни странно, впервые голос Константина Арбенина я услышал году в 96-м на волнах "Молодежного Канала" в момент радиопремьеры песни "Выпадая из Окна" (были же времена, когда вход в FM-диапазон интеллигентным людям не воспрещался!). Тогда, в эпоху музыкального безвременья ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ считалось одним из главных претендентов на звание "кумиров нового поколения" наряду со СПЛИНОМ и МУМИЙ ТРОЛЛЕМ. Миновала четверть века, и самые умные, как всегда, не у дел. У радиослушателей сама фамилия Константина ассоциируется совсем с другим человеком - с дамой, сделавшейся, кстати, его однофамилицей не без его активного участия. Однако все соратники и конкуренты, попавшие в капкан радиоформата, так и остались калеками на всю оставшуюся жизнь, ибо не имеют уже возможности реализовать свой талант в полную мощь. И отдельные удачи, коммерческий успех и слава, кажется, не компенсируют того, что они потеряли. А что Арбенин? Чем он отличается от себя же из прошлого? Да только тем, что у него хороших новых песен больше, а старые, обязательные для исполнения на каждом концерте, кажется, так утомляют самого создателя, что он уже и слова не стесняется забывать - все равно ведь давние преданные поклонники наизусть их знают и будут только благодарны за подобные живые моменты. Как не радоваться, что тебе дарят именно живое творчество, а не запиленную до дыр фонограмму четвертьвековой давности?

Запись концерта, сделанная в петербургском "Арт-Холле" в августе минувшего года, может представлять не только чисто историческую ценность. С помощью нее легко можно приобщить к творчеству ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ тех слушателей, которым авторская песня немного ближе, чем рок, а русский рок, в свою очередь, представляется прежде всего жанром литературы. Ведь на своем сольном выступлении Арбенин, скорее, ведет себя как поэт на творческом вечере, чем как музыкант на рок-сейшене, а все чисто музыкантские приемы нужны ему лишь для того, чтобы удерживать внимание зала, подчеркивать ритм транслируемых текстов, наполнять стихи более сильными эмоциями, чем могут вместить в себя слова. Он вообще настоящий человек-оркестр, которому не всегда нужен гитарный аккомпанемент - можно ведь и акапельно спеть что-нибудь типа "Уходя - Возвращайся", делая настоящий джаз почти из ничего. Давние же поклонники ничуть не разочаруются, вновь услышав "Джин и Тоник", "Заходи", "Поросенка", "Свидетелей", "Куплеты Старухи-процентщицы" и даже "Города, Которых не Стало", когда-то давшие название первому альбому в его дискографии. По поводу некоторых песен даются небольшие реплики-пояснения, не отличающиеся многословием (хорошее произведение вообще не требует перевода с поэтического языка на разговорный - в нем и так все слышно!). Наверное, для любителей допытываться у знаменитостей, имели ли место забавные истории на концертах, рассказывается даже байка про зоопарк, на жизнь которого ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ оказывало особенное магическое влияние. Это запоминается, но не сильно отвлекает от пения - как и чтение стихов тоже.

Минимумом средств Константин добивается того эффекта, который в прошлые десятилетия достигался при помощи целой группы. И, конечно, те же "Свидетели" куда более пронзительно прозвучали бы с флейтой Григория Мажуги и финальным гитарным соло Александра Петерсона, но данный номер - скорее, исключение из правил. А в целом песни Константина прекрасно обходятся без дополнительного украшательства, не теряя ни доброты, ни мелодичности, ни изящества, и легкую иронию отсутствием сложных аранжировок тоже не убьешь. Вот что Арбенин, не кривя душой, заявляет в блюзе "Утра Мудреней":

Пусть вечер пришел, но отбросьте усталость колючую с плеч,
ведь мы отправляемся в гости в страну удивительных встреч,
где главные вехи забыты, где вечер утра мудреней,
где двери слегка приоткрыты, и любят нежданных гостей.


Такую теплую атмосферу почти домашнего музицирования могли создавать рокеры старой школы, знавшие о том, что такое подпольные квартирники, не понаслышке, ровесники Майка и Кинчева, а вот следующее поколение уже даже и не пыталось - за немногими исключениями, к числу которых как раз Арбенин и принадлежит. В ранние годы в его песнях многим бросалась в глаза книжность, обилие прямых и скрытых цитат, но даже те песни сейчас воспринимаются иначе - как вполне жизненные, срисованные с натуры истории о людях, которых ты как будто сам хорошо знал, о ситуациях, в которых сам неоднократно побывал. Причем и тебе их доверяют, словно давнему знакомому, в полной уверенности, что кому попало ты лишнего не выболтаешь.

И самое главное: Арбенин - из тех петербургских интеллигентов, которые никого не хотят победить. То есть из той породы творцов, у которых даже в такие времена, как наши, незачем спрашивать, по какую он сторону баррикад. Все, что он делает сейчас и делал раньше - совсем о другом. Он показывает - не поучая и не призывая ни к чему особенному, - чем должен жить нормальный человек, чтобы остаться нормальным человеком. Задача не из легких - но когда за нее берутся сказочники, бытописатели, философы подобного уровня, ощущение глотка свежего воздуха остается после каждой встречи с их творчеством.

Заказать CD

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 08 февраля 2023, 08:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.004