ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА - "Любовь и Технология" & "Live Architecture"


(c) ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА, 1988
(p) Bull Terrier Records, 2021
9 tks./t.t. 37:24
(c) ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА, 1988
(p) Bull Terrier Records, 2020
17 tks./t.t. 65:55


Имя сибирского музыканта Дмитрия Селиванова я впервые услышал в начале 90-х в одном из выпусков авторской программы Романа Никитина "Тихий Парад" на радио России. Ведущий поставил в эфир песню "The Birds of Paradize" из альбома проекта КОММУНИЗМ "Хроника Пикирующего Бомбардировщика". Я восхитился, зафанател и стал искать его записи по различным студиям тиражирования и частным фонотекам. Получил две подборки: 90-минутную - из барнаульской студии Юрия Косогова "ЮКос" и 30-минутную - из рок-магазина "Перекресток". Подборки были разные. На коробках бобин значилось: "Дмитрий Селиванов 1989". Ни Юрий Косогов, ни владелец "Перекрестка" Александр Рубцов не могли к этому добавить ничего вразумительного. Как потом оказалось, это были выжимки из разных альбомов и концертных записей проектов, в которых участвовал Селиванов. Но обе подборки мне очень нравились. И я продолжал поиски... которые увенчались успехом лишь через 30 лет. Интернет дал ответ на все вопросы.

Дмитрий Селиванов в разное время играл в нескольких группах и проектах - ПРИСУТСТВИЕ (не путать с одноименной питерской группой), ЗДОРОВЬЕ (не путать с одноименной московской поп-группой), КАЛИНОВ МОСТ, ПУТТИ, ДИМАКОК, ШИФЕР, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и КОММУНИЗМ. Группа ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА, созданная Селивановым в 1988 году, прекратила свое существование весной 1989-го, после его самоубийства. Оставила после себя один студийный альбом и несколько концертных записей.

Единственный студийник "Любовь и Технология" и концертник "Live Architecture" (последний в усеченном виде) впервые были официально изданы на CD в 2001 году лейблом "UR-Realist". До того, наряду с другими концертниками, распространялись из рук в руки посредством переписывания на кассеты, бобины и CD-R. В 2020 году "Live Architecture" была переиздана полностью, да еще и с раритетным бонусом, "Bull Terrier Records", а через год на этом же лейбле был вновь выпущен альбом "Любовь и Технология". Оба издания прекрасно оформлены и снабжены буклетами с текстами песен.

Альбом "Любовь и Технология" записывался в сентябре 1988 года в студенческом клубе "Электрон" при Новосибирском электротехническом институте. В записи участвовали: Дмитрий Селиванов - гитара, вокал; Евгений Скуковский - клавишные; Олег Чеховский (также ПУТТИ) - бас; Игорь Щукин - ритм-компьютер; Ренат "Ронни" Вахидов - барабаны. Звук рулили Александр Тугай и Андрей Левичев, а запись делали директор ПА Алексей Зайчик и тот же Андрей Левичев. Вся музыка сочинена группой, большая часть текстов создана Дмитрием Селивановым и Евгением Скуковским. Исключения оговорены.

О поэтической составляющей тут говорить крайне сложно. Если просто читать тексты, в отрыве от музыки они воспринимаются как бред, плод воспаленного сознания, и иногда напоминают афатическую речь. Другое дело, когда поэтический, музыкальный и исполнительский субтексты соединяются и начинают взаимодействовать.

Музыкально ПА ближе всего, как мне кажется, к JOY DIVISION, с которыми группу роднит мертвенно-холодное, мрачное звучание. Стиль ПА правильнее всего определить как индустриальный пост-панк.

"Точки" ("Инструктор") и "Индустриальный Оргазм" могли бы образовать дилогию, несмотря на то, что текст первой песни написан Дмитрием Селивановым в одиночку, а второй - совместно с Евгением Скуковским. В них угнетенность и страх достигают своего апогея. Иногда кажется, что Селиванов не поет, а кричит от ужаса. Детерминизм из одноименной песни предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность предметов и явлений, казалось бы, не имеющих друг с другом ничего общего. Песня "Бога Нет", текст которой строится на перечислении разнородных предметов, допускает разные интерпретации: во-первых, она погружает слушателя в хайдеггеровский обезбоженный мир. Во-вторых, с точки зрения диалектического материализма, если толковать упрощенно, в этом мире есть всё... кроме бога. Я безоговорочно склоняюсь ко второй версии. "Политический Труп" и "Речь Сторонника", располагайся они рядом в альбоме, составили бы дилогию, несмотря на то, что опять-таки текст первой написан Селивановым в соавторстве со Скуковским, второй - только Скуковским. Обеим присуща абстрактность. Согласно авторам, словосочетание "политический труп" могло бы быть применено к каждому из нас. А название "Речь Сторонника" может вызывать вопросы: сторонника - чего? Но, с точки зрения автора, это неважно. Да и сама речь построена таким образом, что ее мог бы произносить представитель любой политической силы. А, следовательно, воображаемую дилогию не стоит воспринимать всерьез. "Погранвойска" - воспоминание об армейской жизни: герой умеет очень быстро раздеваться, потому что служил в пограничных войсках... "Church of Reason" (другое название - "Мозг") - монолог человека, находящегося в измененном состоянии сознания. Дмитрий Селиванов и Евгений Скуковский великолепно сымитировали научный стиль изложения между первым и вторым куплетами: "Человеческая природа, склонная к изменениям, как и природа организмов вообще, должна быть видоизменена в соответствии определенному идеалу. Хотя по законам природы человек в состоянии очень быстро размножаться, идеал его благоденствия требует ограничения плодовитости. Мера эта, неизбежная в ряде случаев уже и теперь, еще шире распространится по мере новых успехов в борьбе за переход управления человеческой нравственностью в руки действительно компетентных лиц..." А может быть, это снова стеб? Песня на стихи Дмитрия Селиванова "Дети Госпиталей", в которой предсказывалась грядущая война, увы, оказалась пророческой. Очень длительная концовка производит весьма и весьма тягостное впечатление.

В основу концертного альбома "Live Architecture" было положено выступление ПА в новосибирском ДК Железнодорожников 13 декабря 1988 года. Группа играла в том же составе, за исключением Игоря Щукина. За звук отвечал Андрей Левичев.

"Настроечная" - это, видимо, набросок англоязычной песни, текст которой принадлежит Константину "Кузе УО" Рябинову и Дмитрию Селиванову... о чем в выходных данных ни слова. Информацию нашел на одном из сайтов. Если верить филологам, хорошо знающим английский, с точки зрения грамматики и лексики все неправильно. Просто какой-то набор слов.

На концерте был сыгран почти полностью альбом "Любовь и Технология", кроме песни "Погранвойска". В припеве "Точек" Дмитрий Селиванов заменил лишь одно слово - "несводимость" на "беспартийность", от чего смысл ничуть не изменился. В песне "Бога Нет" поменял последовательность фраз: это тот случай, когда перемена мест слагаемых не влияет на сумму. "Church of Reason" посвятил паре-тройке яйцеголовых, затесавшихся на концерт. А "Речь Сторонника" представил как немножко попсовую композицию.

Песню "Ошибка" правильнее было бы назвать во множественном числе - "Ошибки". Ибо воображаемый "ты", к которому обращается лирический герой, совершает множество ошибок, мешающих обоим. "Погоня" на стихи Дмитрия Селиванова - тот случай, когда название никоим образом не связано с содержанием: герой песни хвастается фирменными бритвенными лезвиями, которые у него есть. "Летаргия" - песня на стихи Вадима "Черного Лукича" Кузьмина и Дмитрия Селиванова. Впрочем, судя по тексту, впадание в длительный сон оказалось ложным...

Не обошлось на концерте и без панка. Две песни написаны совместно Дмитрием Селивановым, Дмитрием Истоминым, Александром Чиркиным и Олегом Чеховским. "Красный Марш" также входил в репертуар ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и ПУТТИ. Авторы откликаются на актуальные политические события второй половины 80-х. В текст органично вписалась цитата из песни Георгия Мовсесяна на стихи Виктора Гина "Легенды Расскажут". У ПА исполнение более чем неудачно из-за замедленного темпа. Как-то вяло и драйва никакого. Больше понравилась "Атас" - песенка панка, который идет на выборы, а потом грозится разрушить систему.

Бонус - запись с концерта в ДК "Алмаз" в городе Мирный в ноябре 1988 года. "Точки" ("Инструктор"), "Church of Reason" и "Красный Марш". Качество записи оставляет желать...

Процитирую пресс-релиз альбома "Любовь и Технология", составленный "Bull Terrier Records": "Настало время закрыть гештальт еще по одной группе-легенде - ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА". Но "Любовь и Технология" и "Live Architecture" - далеко не вся дискография ПА. Другое дело - остальные концертные записи, кочующие по интернету, могут быть непригодны для издания. Мне трудно сказать, так как я не звукорежиссер. Но был бы рад, если бы оставшиеся концертники удалось отреставрировать и выпустить.

Оба издания настоятельно рекомендую всем любителям хорошей музыки. И не только потому, что ПА - часть истории русского рока. Группа безусловно заслуживает внимания и уважения. Есть что послушать, есть над чем подумать.

Слушать:
"Любовь и Технология" & "Live Architecture" (усеченный вариант)
Заказать CD:
"Любовь и Технология"
"Любовь и Технология" (тестовый тираж)
"Live Architecture"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 10 января 2023, 21:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.017