Майк - "LV" (3CD, LP)


(p) Отделение Выход, 2020
CD1 1982 12 tks./t.t. 40:52
CD2 1986 12 tks./t.t. 40:22
CD3 черновик 12 tks./t.t. 40:31
LP 12 tks./t.t. 40:52


На протяжении этой недели лично для меня число 40 приобрело магические свойства, несмотря на то, что релиз, речь о котором пойдет ниже, назван другим числительным: во-первых, ровно 40 лет назад увидел свет культовый альбом Михаила "Майка" Науменко "LV". Во-вторых, время звучания каждого варианта альбома - 40 минут с копейками. Ну а в-третьих, я сам уже 40 лет слушаю "LV". Альбом выходил и выходит на разных носителях, но градус моей любви к нему не снижается. В последний раз "LV" выпускался на компакт-дисках (в трех вариантах) и виниле 2,5 лет назад. И, хотя издания не самые свежие, они еще есть в продаже. А потому - и это в-четвертых - есть повод поговорить об альбоме-"юбиляре". Тем более что мне никогда не приходилось писать о Майке.

Осенью 1982 года в общагу Курского музыкального училища, в котором я в то время учился, прилетела 270-метровая бобина, на коробке которой авторучкой было нацарапано единственное слово: "ЗООПАРК". И - ни года записи, ни названия альбома. Тогда мы еще не знали, что это сольник Майка "LV". Качество записи было настолько скверным, что не все слова разбирались. Преобладали низкие частоты. И все же сквозь них пробивался голос, который очаровывал и заставлял к себе прислушиваться (насколько это было возможно). Девять лет спустя появилась виниловая пластинка, выпущенная фирмой "Эрио". Самой пластинки у меня не было - мне сделали с нее перезапись на кассету. Я не обращал внимания на различия версий, так как представленная на виниле казалась мне "правильной".

В 2020 году "LV" был выпущен "Отделением Выход" сначала на виниле, затем на трех компакт-дисках. На виниле впервые была издана оригинальная версия альбома. Компактовое переиздание содержит три версии альбома: первый CD - та же оригинальная, второй - переиздание версии с альтернативным сведением, третий - черновой вариант, распространявшийся в магнитиздате и не получивший широкого хождения.

К CD-версии прилагается 32-страничный буклет, шикарно оформленный, в котором обладатель издания найдет очень много интересного. В частности, главу из книги Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока", посвященную альбому, а также архивные фотографии.

Из главы читатель узнает всю необходимую информацию. Альбом был записан Игорем "Панкером" Гудковым в студии ЛГИТМиК летом 1982 года. Над материалом работали: Михаил Науменко - тексты, музыка, гитара, акустическая гитара, бас-гитара, драм-машина, вокал; Александр Храбунов - лидер-гитара; Илья Куликов - бас-гитара, бэк-вокал; Борис Гребенщиков (АКВАРИУМ) - гитара, губная гармоника, драм-машина, вокал; Юрий Харитонов (на момент записи - ВИННИ-ПУХ и ленинградская АМАЛЬГАМА) - лидер-гитара. В 1986 году Алексей Вишня (студия "Яншива Шела") сделал альтернативное сведение альбома. В таком виде он был издан в 1991 году на виниле фирмой "Эрио", а в 1994-м переиздан на CD лейблами "Отделение Выход" и "Тау-продукт". Специально для изданий 2020 года мастеринг всех трех версий альбома выполнил Евгений Гапеев.

Майка (наряду с Борисом Гребенщиковым) принято считать одним из основоположников русской рок-поэзии. При этом, создавая свои шедевры, он опирался на "Большую пятерку" поэтов мирового рока, в которую входили Марк Болан, Дэвид Боуи, Боб Дилан, Леонард Коэн и Лу Рид. Если вести речь о рассматриваемом альбоме, в музыке он опирался на Литтл Ричарда, Чака Берри и отчасти на THE ROLLING STONES.

О происхождении названия альбома написано предостаточно. Поэтому буду краток. LV - римская цифра 55, обозначающая год рождения Майка. На легендарной фотографии Андрея "Вилли" Усова он запечатлен в темных очках рядом со знаковыми буквами. А на другом фото - он же сидящий на стуле, будто застывший в воздухе. Отсюда название - "LeVitation".

"Увертюру" предваряет небольшой фрагмент пьесы "Полет Валькирий" из оперы Рихарда Вагнера "Валькирия" в исполнении Венского филармонического оркестра п/у Вильгельма Фуртвенглера (запись 1954 года). Майк приветствует воображаемых зрителей и анонсирует представления фокусника со слоном, собачек, показывающих чудеса, 12 прекраснейших дам и друга из Бобруйска. Последний появится в середине альбома. Название "Белая Ночь" ("Белое Тепло") восходит к песне VELVET UNDERGROUND "White Light/White Heat". Майк написал свои стихи под впечатлением от прогулок с Вилли Усовым во время белых ночей. Строчка "На улицах поют про новый поворот" отсылает к хиту группы МАШИНА ВРЕМЕНИ, к которой Майк относился с нескрываемой иронией. Отдельное спасибо Александру Храбунову за придуманное гитарное соло! "Лето" Майк посвятил группе КИНО. В тексте цитируются песня Виктора Цоя "Время Есть, а Денег Нет" и монолог Чацкого из пьесы Александра Грибоедова "Горе от ума", а в музыке - песня THE BEATLES "Do You Want to Know a Secret". Пришедший на запись Борис Гребенщиков ладонями извлекал из драм-машины звуки колокольчиков. Герой ритм-энд-блюза "Золотые Львы", судя по всему, не доволен жизнью. "Растафара" ("Натти Дреда") - пародия на музыку реггей и одновременно ирония Майка на тему увлечения группы АКВАРИУМ Бобом Марли и идеями растафарианства в целом. Стеб стебом, но Гребенщиков, тем не менее, сам поучаствовал в записи. "Песня Гуру" ("Гуру из Бобруйска") написана под влиянием Алеши Дмитриевича и Владимира Высоцкого. Майк стебется над Юрием Морозовым и всеми, кто рассуждает на религиозные темы, в которых мало смыслит. Если верить Борису Гребенщикову, сам Майк был атеистом. После каждой строчки Илья Куликов вставляет свои реплики, без которых песня многое проиграла бы. В финале цитируется ведическая мантра из 16 слов, получившая распространение за пределами Индии благодаря индуистской вайшнавской религиозной организации "Международное общество сознания Кришны". По окончании песни Игорь Гудков истошно кричит: "Переворачивай!" Имелось в виду окончание стороны бобины или кассеты.

Смею предположить, что "6 Утра" Майк посвятил городу Ленинграду, который очень любил. Украшение песни - великолепное гитарное соло Юрия Харитонова. "Я Не Знаю Зачем" ("Бу-Бу" или "Песня Для Свина") - великолепная стилизация панк-рока... над которым Майк, если верить биографам и очевидцам, любил приколоться. Впоследствии Андрей "Свин" Панов чуть изменил текст и исполнял песню под другим названием - "Надристать". "21-й Дубль" - это, по сути, адаптация текста песни Леонарда Коэна "Dress Rehearsal Rag". Майк не только полностью передал настроение первоисточника, но и наполнил коэновские строки собственным колоритом. "Время Вперед" ("Молодежная Философская") - чистейшей воды стебалово - никакой философии здесь нет. Первое название песне подарила оптимистическая кинодрама Софии Милькиной, Антона Швейцера и Валентина Катаева или строчка Владимира Маяковского. "Завтра Меня Здесь Не Будет" обращена к песне Боба Дилана "Slow Train Coming". Песню предваряют объявление диктора на немецком языке и звук поезда, найденные на одной из грампластинок. "Сегодня Ночью" - еще одна стилизация под панк, на сей раз восходящая к песне Игги Попа и Дэвида Боуи "Tonight". И снова Майку подпел Борис Гребенщиков, который попадал точь-в-точь мимо нот. Завершает альбом реплика Игоря Гудкова "Ставь по новой!"

Я однозначно отдаю предпочтение оригиналу, который отличается от черновика разве что сведением. По-моему, альбом должен звучать именно так - с музыкой Вагнера и репликами Панкера. А вот мастеринг Алексея Вишни мне нравится гораздо меньше. Алексей похерил реплики, фрагмент из "Полета Валькирий" и сократил некоторые песни. Зато зачем-то вставил в четыре трека фрагменты фонограмм, на которых звучит оркестр русских народных инструментов, некоторые в ускоренном воспроизведении, в финале - в постепенном замедлении. Если это был эксперимент, то неудачный. А русские народные инструменты, на мой субъективный взгляд, сюда не вписываются никак.

И все-таки я рад, что издание альбома Майка "LV" в трех существующих вариантах состоялось. Выбирайте, слушайте, предпочитайте, знакомьтесь, читайте, изучайте. Все-таки этот альбом (и представляемое издание) - неотъемлемая часть нашей истории. А для многих - быть может, лучшая часть жизни.

Заказать:
CD
LP

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 31 августа 2022, 21:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.006