АНТИТЕНТУРА - "И Великолепие"


(c) АНТИТЕНТУРА, 2017
(p) Выргород, 2021
10 tks./t.t. 43:41


Если верить Резо Габриадзе и Георгию Данелия, создателям кинокомедии "Кин-дза-дза" и плюканского (чатланско-пацакского) языка, наша метагалактика подразделяется на тентуру и антитентуру. К первой относятся планета Плюк, где разворачивается действие фильма, ко второй - Земля.

Почему карагандинская группа избрала такое название? Антитентура для участников коллектива - это то же самое, что Эфиопия для растаманов или Икстлан для Карлоса Кастанеды. Или, как говорит лидер группы Сергей Стрельцов, антитентура - это что-то вроде нирваны, только гораздо смешнее. Те, кто смотрел, помнит и любит киношедевр Габриадзе и Данелии, не задаются подобными вопросами, а просто улыбаются чему-то светлому и прекрасному, что наполняет их души, когда в памяти вдруг всплывают любимые образы.

В различных композициях АНТИТЕНТУРЫ можно услышать разные стили - панк и нойз, гараж и хардкор, ска и реггей, хип-хоп и блюз... которые Сергей Стрельцов искусно разбавляет джазовыми пассажами своей трубы. Восприятие такой музыки требует от слушателя определенной подготовки. Если честно, альбом "И Великолепие" я оценил далеко не сразу. Во время первого прослушивания рука даже тянулась к клавише "стоп".

Сергей Стрельцов - Поэт с прописной буквы. Весьма условно его стихи (не могу называть их текстами) можно отнести отчасти к абсурдизму, отчасти к постмодернизму. Лидер АНТИТЕНТУРЫ обращается к литературным, кинематографическим и музыкальным первоисточникам. Названия композиций группы записываются со строчных букв.

Над альбомом "И Великолепие" работали: Сергей Стрельцов - гитара, труба, голос; Станислав Огородников (экс-ПИРОГИ и minors machine) - клавишные, барабаны, подпевки; Артем Гузенко - бас-гитара, подпевки; Дмитрий Ширяев - звук. Почти все композиции (песнями их можно назвать с большим трудом) принадлежат Сергею Стрельцову. Исключения специально оговорены.

В оформлении альбома отражено то самое великолепие. Юрий Двинянинов, художник, поэт и музыкант, выбрал шрифт, стилизованный под иероглифы и выполнил роспись на потолке. В 2007 году Юрий трагически погиб в Питере, так что обложку можно воспринимать как дань его памяти.

"небо" строится на оксюмороне: "круглое небо, на каждом углу wi-fi". Может ли круг иметь углы? Сегодня возможно самое невероятное. Интернет правит миром, а современная цивилизация принимает самые агрессивные формы. Небо перестало быть синонимом духовности. В стрельцовские стихи органично вписывается строчка из песни Виктора Цоя "Я Жду Ответа". "кролик" - удачнейший образец стеба над постмодернизмом. Автор использует прием анафоры: каждая фраза начинается со слов "твой кролик пишет..." Кролику все равно, что и о чем писать. Строка "твой кролик пишет, что идиот, что шум и ярость" отсылает к, соответственно, знаменитым русскому и американскому романам. А в финале приблизительно воспроизводится песенка про чемоданчик из кинофильма Александра Бородянского и Карена Шахназарова "Мы из джаза". "ухо" представляет собой очень красивый набор фраз, напрочь лишенных логической связности. Зато насколько широк массив источников цитирования: "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, "Горшочек каши" братьев Гримм, "Хищные вещи века" братьев Стругацких, "Иван Васильевич меняет профессию" Леонида Гайдая, русская народная песня "Эх, Ма, Труля-Ля", ставшая известной благодаря фильму Геннадия Полока "Республика ШКИД"... На тяжелый, будто пригвождающий слушателя к полу ритм накладываются фри-джазовые пассажи трубы. "маленький" - песня Юрия Двинянинова, стилизованная под блюз. Лирический герой - маленький человек, никем не видимый и осознающий свою бренность. Автор обыгрывает афоризм "Все течет, все меняется", приписываемый Гераклиту. "крошка" - любовная лирика по-стрельцовски. Герой песни чувствует себя хорошо где бы то ни было только наедине со своей крошкой. Фраза "Арктика ошибок не прощает" представляет собой цитату из юмористической телепрограммы Гарика Харламова и Тимура Батрутдинова "ХБ". "немиров" - кавер на минималистичную композицию Мирослава Немирова и Игоря Плотникова "Ненавижу Всю Хуйню" (в выходных данных к CD ошибочно указан В. Плотников). Предложенная версия выдержана в стиле реггей. Аранжировка очень красивая благодаря трубе Сергея Стрельцова. Блюз "лом" целиком и полностью оправдывает свое название и представляет собой монолог от лица этого самого лома, который ссылается на роман Кристи Келли "Власть судьбы". "йокнапатофа" переводится с языка индейцев чикасо как "тихо река течет через равнину". А еще это целый художественный мир Уильяма Фолкнера, вымышленный округ в штате Миссисипи. Композиция, пожалуй, самая драматически напряженная в альбоме, содержит отсылки к йокнапатофской саге американского писателя-модерниста. Землемер из одноименной песни - плод воображения Сергея Стрельцова, который внезапно материализуется в самом конце.

Бонус-трек к альбому представляет собой кавер проекта minors machine на песню АНТИТЕНТУРЫ "орла-динозавра", текст которой однажды приснился Карлосу Кастанеде, был найден в одной из его книг и облечен в поэтическую форму. В записи участвовали: Станислав Огородников - гитара, голос; Алексей Портнов - саксофон; Никита Салмов - барабаны. Очень похоже на НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС конца 80-х.

После того, как я многократно прослушал альбом и постарался проникнуть в его музыкальную и поэтическую составляющие, "И Великолепие" произвел на меня очень хорошее и сильное впечатление. Хочется надеяться, что и другие записи группы, которые сегодня можно найти в Интернете, получат свое материальное воплощение. А АНТИТЕНТУРА пополнила мой персональный список коллективов, за творчеством которых буду следить все 365 дней в году.

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 26 августа 2022, 20:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002