Виталий Дубинин - "Бал-Маскарад"


(с) Виталий Дубинин, 2022
(р) M2BA, 2022


Альбом анонсировался как первый сольник басиста АРИИ, что не вполне соответствует действительности. В дискографии Виталия уже имеется одна работа под названием "Осень", вышедшая почти сорок лет назад. Она, правда, носила чисто "мемориальный" характер: бывшие участники популярной в столичных студенческих кругах хард-роковой группы ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ пытались увековечить на пленке хоть что-то из своего репертуара, прежде чем разбежаться кто куда. Песенки там были наивными до ужаса, хотя пафосная "Дорога Мира" впоследствии - в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985) и стала большим радиохитом в исполнении... Тынниса Мяги. Затем Виталий, поиграв немножко в АЛЬФЕ у Сергея Сарычева, попробовал сделать сольную карьеру, засветился в программе фестиваля "Рок-Панорама-86", вошел в число победителей конкурса "Золотой Камертон" и находился всего в одном шаге от большого успеха. По крайней мере, романтическая композиция "Ветер Странствий", созданная вместе с Сарычевым зимой 1986-1987 годов, была у многих на слуху. Когда же он согласился войти в состав обновленной АРИИ, меня эта новость, скорее, огорчила. Конечно, мне очень хотелось, чтобы история одной из немногих по-настоящему профессиональных и широко раскрученных метал-групп продолжалась, но не такой же ценой. Ведь понятно было с самого начала, что певческий талант Дубинина уже вряд ли будет востребован там, где и Кипелова-то бывает чересчур много. Так и вышло - в последующие годы голос Дубинина можно было услышать крайне редко на заднем плане. Правда, зато музыкант смог проявить себя в полную мощь на композиторском поприще - в соавторстве с Владимиром Холстининым, дуэт с которым сложился, кстати, еще в ВОЛШЕБНЫХ СУМЕРКАХ.

Но незакрытые гештальты из прошлого, видимо, снова дали о себе знать. Накопился материал, никак не вписывавшийся в привычный "арийский" формат, а тут еще чудовищное количество свободного времени, образовавшееся в связи с короновирусной пандемией... Ну, как тут не запеть?! И альбом "Бал-Маскарад", честно говоря, сделался едва ли не лучшим, что случалось с участниками АРИИ в последние лет пятнадцать.

Поводов для разочарования у любителей олдскульного хэви здесь точно не найдется. От стиля основной группы Дубинин не отрекся и даже поет сейчас совсем не в той манере, что в молодости. На дубининских записях 80-х мы можем услышать местами даже слишком утрированный андрогенный фальцет, модный у исполнителей "новой волны". Нынешний его голос, может, и уступает прежнему в звонкости, но идеально подходит к правильной передаче жестких, мрачных, иногда даже претендующих на пророчество текстов Маргариты Пушкиной. По звучанию альбом получился очень личным, даже исповедальным - насколько это вообще позволяет выбранный жанр. Все-таки АРИЯ, что бы она ни делала, чаще всего разговаривает не с конкретным слушателем, а с многотысячной толпой, собравшейся на стадионе, и от имени такой же толпы - или даже всего человечества. У Дубинина же даже вещи, идеально подходящие для исполнения на крупномасштабных фестивалях, идут от глубоко индивидуального "я", за ними виден конкретный человек с его своеобразным взглядом на мир.

Определенную роль в подаче материала сыграли и высококлассные инструменталисты, участвовавшие в записи. Это и бывший гитарист "золотого" состава АРИИ Сергей Маврин, знающий точно, как сделать современным звук даже у такой старомодной музыки, и не раз привлекавший старого товарища к участию в собственных сольных проектах, и Михаил Бугаев из ГРАН-КУРАЖА, отвечавший за вторую гитару и клавишные, и барабанщик Зак Хемма, засветившийся в ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ (и еще много где). Это почти супергруппа, напрочь лишенная каких-либо суперзвездных понтов, но зато наглядно демонстрирующая, с каким взаимопониманием должна совмещаться качественная работа собравшихся в одном месте профессионалов, и каким глубоким должно быть понимание транслируемого ими материала.

Что интересно, Дубинин вовсе не страдает ностальгией по самому себе прошлому и не считает потраченные на работу в АРИИ годы пропавшими зря. Напротив, Виталий весьма удачно использует все лучшее, что имеется в накопленном опыте. Скажем, мы прекрасно знали, что он умеет правильно - то есть в разумных пропорциях, не впадая ни в натужную патетику, ни в сентиментальность - соединять "металл" с фольклорными мотивами; примером может послужить "Баллада о Древнерусском Воине" с пластинки "Герой Асфальта". Однако делалось это нечасто, и новая баллада "Русский Сон" - может быть, и не столь эпичная, но пронизанная таким же трагизмом - стала приятной неожиданностью. Или вот еще трек "Наполеон", имеющий самую, наверное, длинную биографию из всех новых песен, некоторые из которых в виде набросков лежали в столе создателя еще с прошлого века. Дело в том, что в альбоме "Осень" уже встречалось произведение с аналогичным названием, и тоже - на стихи Пушкиной. Но та песня была о том, что весь мир - театр, что вообще было одним из самых любимых сюжетов у рокеров предперестроечной поры, тяготившихся своим подпольным статусом. Новый "Наполеон" - это уже философская притча, заново переосмысливающая хрестоматийное стихотворение М. Ю. Лермонтова "Воздушный корабль". Классик, скорее, восхищался демоническим образом Бонапарта, не отказывающегося от своих полководческих планов даже после смерти. Наши же современники двести лет спустя озабочены, скорее, тем, что дух войны никогда не умирает и только ждет удобного часа, чтобы напомнить о себе. Насколько эта мысль актуальна в сегодняшнем мире, думаю, объяснять излишне. Странно только, что больше никто не додумался об этом спеть. Благодаря глубоко личному звучанию наполненные пронзительной болью композиции типа "Чужих" и "Призрака Темной Стороны" делаются своеобразными "товарами двойного назначения": с одной стороны, их можно воспринимать как готические страшные истории, с другой - как монологи о человеческом одиночестве в большом городе.

Свой широкий диапазон Дубинин постарался продемонстрировать как можно нагляднее, то окунаясь в жесткую эротику в "Бесе в Твоих Глазах", то вторгаясь на территорию doom metal в "Беге по Кругу", то выдавая почти барочную балладу "Дети Дождя", то вообще в "Здесь и Сейчас" уходя в мейнстрим начала 80-х, который еще не был роком в полном смысле этого слова, но форматные рамки ВИА уже разрушил. Надо же было так задолбаться в течение всей жизни играть одно и то же, чтобы лихо пуститься в самые разные стилистические и тематические эксперименты! Если верить некоторым интервью Виталия, данным в последнее время, то он еще и шансон чуть не начал сочинять вместе с Пушкиной - да, видно, решил пока не лишать Лепса последних корпоративов, отложил проект на будущее. Ладно, авось энное количество лет спустя да дождемся чего-нибудь эдакого. Пока же и того, что имеем в наличии, хватит надолго.

А все-таки страшно подумать, сколько еще неспетых, нереализованных ввиду своей неформатности песен может храниться в заначках у лучших отечественных "металлистов"! Ребята-то они талантливые, только стеснительные очень, без привычного всем имиджа на публике чувствуют себя как без штанов. Иначе бы только и делали бы, что удивляли бы нас на каждом шагу!


Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 24 августа 2022, 20:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002