Махно - "Прошлогодний Снег"


(c) ГрОб-Records, 1997
(p) Bull Terrier Records, 2022
10 tks./t.t. 34:40
(c) ГрОб-Records, 1997
(p) Bull Terrier Records, 2022
10 tks./t.t. 36:50


Евгений Николаевич "Махно" Пьянов (21.11.1972, Омск - 28.12.1999, там же) известен как участник групп РОДИНА, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и ХРИСТОСЫ НА ПАПЕРТИ. В ноябре 1997 года он основал весьма и весьма интересный разовый проект Махно и НЕ ДАЙ БОГ, в реализации которого ему помогли Егор Летов и Кузя Уо.

Первоначально альбом Махно "Прошлогодний Снег" распространялся из рук в руки. В 2000 году был официально издан на аудиокассетах фирмой "ХОР", а в 2013 году - лейблом "Bull Terrier Records" на CD. В этом году переиздан в двух вариантах с новыми реставрацией и мастерингом, которые сделала Наталья Чумакова. Второй вариант, согласно аннотации, являет собой "лимитированное издание с не издававшимся ранее аудиоматериалом, который представляет собой принципиально другое сведение исходной многоканальной записи с использованием иных дублей". Оформление обоих изданий выдержано, как сказано в той же аннотации, в стилистике антологии всех изданий "ГрОб-Records". А уникальность альбома заключается в том, что это единственная запись "ГрОб-студии" 1990-х - 2000-х годов, где автором и исполнителем был не Егор Летов.

Издания отличаются не только внешне, но и внутренне. Процитирую строчку из выходных данных: "Записано за 10 дней раз двадцать Махно, Кузьмой и Егором в ГрОб-студии, ноябрь 1997". Отсюда разные варианты, которых могло быть и больше. Основной вариант выпущен с шестиполосным диджипаком и 20-страничным буклетом, который содержит вступительные статьи Олега "Манагера" Судакова и Натальи Чумаковой, тексты песен и архивные фото; сам диск с золотистой поверхностью; альтернативный - с четырехполосным диджипаком без буклета, поверхность заводского диска стилизована под CD-R. Варианты различаются и качеством: основной по звучанию напоминает очень хорошую оцифровку с аудиокассеты. В музыке проявилось влияние альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Солнцеворот" и "Невыносимая Легкость Бытия" (оба записаны в том же 1997-м): то же сочетание гаражного рока, психоделии и пост-панка, такая же плотная стена звучащих в унисон гитар. В альтернативном варианте гитарная стена еще более плотная, но само качество записи удручает: такое ощущение, будто слушаешь кассету на магнитофоне с ненастроенной головкой. Искажения по высоким частотам просто зашкаливают, а местами поскрипывает пленка, с которой оцифровывалась запись.

Махно как поэт тяготеет к метафизике. В стихах-песнях отразились религиозные искания, я бы даже сказал, метания автора. Лирический герой проходит интуитивный путь познания самого себя, собственной души. Кое-где заметно влияние Егора Летова. Но, в отличие от последнего, у Махно преобладает позитив.

На первый поверхностный взгляд, песня "Падал Прошлогодний Снег" написана языком разорванного сознания. Но, казалось бы, лишенные логической связности строки цементируются заглавной фразой: увы, наша жизнь невозможна без потерь и утрат, значение которых мы осознаём спустя какое-то время; многое, казавшееся важным, уходит безвозвратно, превращаясь в прошлогодний снег. Во втором куплете появляется мотив войны как борьбы лирического героя с собственными грехами и страстями. Этот мотив будет появляться и развиваться в следующих песнях. Образ солдата, вероятно, отсылает к летовской "Невыносимой Легкости Бытия". У Махно солдат сгибается под чужими наградами, то есть присваивает себе чью-то славу. Строчка "Я иду по засохшей листве" - видоизмененная цитата из стихотворения Егора Летова "Мы идем" ("Мы идем по застывшей траве..."). Герой песни "Побег" одержим желанием вырваться из окружающего его мира фальши и неестественности. "На Берегу" ("Так Тебе и Надо") обнаруживает неожиданную перекличку с "Синей Птицей" Андрея Макаревича: метафорой удачи может быть не только птица, но и рыба. Каждый из нас стремится поймать свою рыбку, да не всем удается. Просторечный глагол "хочут" органично вписывается в рифму и не режет слух. "Весна" полна торжества света и радости. Время года, давшее название песне, связывается с возрождением и обновлением. Весна символизирует и воскресения Христово. А еще здесь, как и в песнях " Ни о Чем", "Вот и Все, Что Мне Осталось" и "Про Патрон и Лоскут Солнца", получает развитие и по-разному преломляется мотив войны, преодоления грехов и пороков. Герой песни "Эгоизм" находит в себе силы порвать с материальным миром и устремляется к миру духовному, чистому, светлому. А в роли эгоиста выступил Кузя Уо. "Достоевская" - монолог Родиона Раскольникова, чей образ в интерпретации Махно наделяется чертами ницшеанского сверхчеловека. Это единственная мрачная композиция в альбоме. В "Бытии" материальный мир вновь описывается как греховный, плотский, похотливый.

Лично мне очень нравится основной вариант альбома, слушаю его с удовольствием и рекомендую всем и каждому. Альтернативный же я воспринимаю всего лишь как документ эпохи. Он будет интересен только и исключительно фанатам Махно и других проектов, писавшихся на "ГрОб-Records".

Заказать CD:
Махно - "Прошлогодний Снег"
Махно и НЕ ДАЙ БОГ - "Прошлогодний Снег" (альтернативное сведение)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 июля 2022, 22:05
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001