ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Всё Идет по Плану", "Так Закалялась Сталь" & "Боевой Стимул"


(c) ГрОб-Records, 1988
(p) Выргород, 2022
18 tks./t.t. 29:44
(c) ГрОб-Records, 1988
(p) Выргород, 2022
16 tks./t.t. 28:19
(c) ГрОб-Records, 1988
(p) Выргород, 2022
15 tks./t.t. 33:54
(c) ГрОб-Records, 1989
(p) Выргород, 2022
23 tks./t.t. 51:40


В этом пространном тексте найдется место всему - беспредельному субъективизму, безграничной любви, глубокому сожалению, аргументированной критике и демонстрации эрудиции... Передо мной четыре виниловых релиза, которые я склонен рассматривать как одно издание - если хотите, три тома одного романа и прилагаемый к ним постскриптум. Да, именно так: три альбома группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Все Идет по Плану", "Так Закалялась Сталь" и "Боевой Стимул" - я воспринимаю как трилогию. И дело даже не в том, что они записывались в одно время в одном месте. Музыкально, поэтически, тематически и концептуально эти альбомы образуют единое целое. Кроме того, есть еще "Тошнота" - это, во-первых, как бы альбом, представляющий собой сокращенный вариант трилогии; во-вторых, сборник, в котором представлены альтернативные версии некоторых песен, включенных в рассматриваемые альбомы. Впрочем, второй пункт нуждается в обстоятельном объяснении.

Те, кто собирал записи ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ на бобинах и кассетах в конце 80-х годов, помнят, как звучали эти альбомы. Основная часть материала была записана с 12 по 22 января 1988 года. 21 мая 1989 года Егор Летов, недовольный качеством записи, заново переписал вокал и гитарные соло почти во всех песнях. Если верить летовской аннотации, именно эта версия трилогии распространялась в так называемых студиях звукозаписи и частных фонотеках и была положена в основу двойного альбома "Все Идет по Плану", который был выпущен в 1992 году на виниле и кассетах фирмами "Тау-продукт" и "Bo'N'Da Records". В начале 2000-х получила широкое хождение версия 1988 года, которую сам Егор Летов почему-то объявил канонической. Могу поспорить с Игорем Федоровичем на правах его поклонника. Итак, почему я предпочитаю вторую версию? Во-первых, там Егор Летов поет экспрессивнее и даже стихи читает более проникновенно. Во-вторых, на первой версии поэтическая составляющая в некоторых песнях страдает недоработками. В-третьих, из ныне издаваемой версии почему-то были изъяты стихотворения "Мы идем", "Что приснилось художнику в сумасшедшем доме" и "Проволока сомнений". Правда, последнее вошло в "Тошноту".

Советское общество второй половины 80-х годов было в высшей степени политизировано. Альбомы ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Все Идет по Плану", "Так Закалялась Сталь" и "Боевой Стимул" стали откликом на начавшуюся в стране перестройку. Стиль поэтического субтекста Егора Летова я определяю как политическую публицистику с уклоном в экзистенциальную философию. Советский текст органично сочетается и взаимодействует с летовским. А еще точнее, Егор Летов подчиняет советский текст собственному, манипулирует им. В музыки лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ориентировался преимущественно на готическое звучание.

Оформление альбома "Всё Идет по Плану" работает на его концепцию. В ранних изданиях на лицевую сторону конверта была помещена фотография улыбающейся американской семьи с кучей долларов в руках. Снимок фотографа Хейнца Клютмайера взят из журнала "Америка" за сентябрь 1970 года. Американцы будто дразнят советского человека: ведь провозглашенный Хрущевым лозунг "Догнать и перегнать Америку!" так и не был реализован. На более поздних изданиях и на виниловом переиздании на лицевой стороне обложки - репродукция картины немецкого художника Макса Бекмана "Ночь", которую критики интерпретировали как предчувствие скорого торжества национал-социализма. Выбирая изображения для визуальной составляющей альбома, Егор Летов, очевидно, проводил параллели между разными политическими системами... На этом поставлю многоточие: читатель-слушатель имеет право на догадки.

"Пролог" - запись боя кремлевских курантов. В сознании советского человека бой курантов символизирует, с одной стороны, советскую власть, с другой, наступление Нового года, т. е. некое начало.

"Какое небо" - стихотворение в прозе, написанное Егором Летовым после того, как КГБ предложил ему сотрудничать. Последняя фраза "А небо всё точно такое же, как если бы ты не продался" повторяется в конце. Она вынесена в самостоятельный трек под названием "Вот какое небо" и закольцовывает альбом.

"Система" создавалась как реакция на песню Александра Башлачева "В Чистом Поле Дожди". У Егора Летова воплощением системы является государство. Текст можно интерпретировать и более широко - как развернутую метафору метафизического тоталитаризма. В акустической версии песня входит в альбом "Боевой Стимул".

"Иуда Будет в Раю", благодаря смыслоемкости, воспринимается как монументальное полотно. Поэтический субтекст обращен, очевидно, к рассказу Хорхе Луиса Борхеса "Три версии предательства Иуды" и - в большей степени - к повести Леонида Андреева "Иуда-Искариот" (некоторые литературоведы называют ее новеллой). Согласно сюжету андреевского произведения, тринадцатый апостол любил Иисуса Христа и был ему предан. А потому попадет в рай. В альбом "Все Идет по Плану" песня вошла с так называемым "простым" басом, а в "Боевой Стимул" - с "мелодичным". У слушателя есть возможность сравнивать.

"Свое Говно Не Пахнет" - еще одна развернутая метафора, воссоздающая язык советской эпохи, плюс немножко философии. Автор высмеивает особенности образной речи советских политиков, которая заключается в использовании словесных штампов и надуманных метафор. В альбом-сборник "Тошнота" песня вошла под названием "Увы".

Герой песни "Продолжая Продолжать" оказывается в противоречивой, комичной ситуации: с одной стороны, ожидание коммунизма предписывалось каждому советскому гражданину как ежедневная обязанность. С другой, построение коммунистического общества в 1987 году уже осознавалась всеми как утопия. Каждый запев песни представляет собой смысловую цитату из башлачевской "Палаты №6". Лирический персонаж совершает действия, лишенные какого-либо смысла.

В песне "Повезло" Летов осмеивает и советский социум, и самого себя как его часть. С одной стороны, борьба с тоталитарным строем обречена на неудачу. Но, с другой стороны, отказ от борьбы достоин презрения. К советской власти отсылает и образ Красной Армии, который автор актуализирует через цитату из песни Самуила Покрасса на стихи Павла Горинштейна (Григорьева) "Красная Армия Всех Сильней". В варианте, вошедшем в альбом-сборник "Тошнота", также появляется образ Владимира Ильича Ленина, чья фигура в народном сознании была и во многом остается культовой. В первом же варианте употреблялось иронически замаскированное отчество вождя мирового пролетариата Лукич, принятое в среде сибирского окружения Летова.

Общество "Память" из одноименной песни - в данном случае синонимы коммунистической партии и советского государства: партия, госорганы и "Память" путь к спасению страны видели в физическом истреблении всех несогласных, будь то демократы, либералы или евреи.

Название стихотворения-верлибра "Лапша" апеллирует к фразеологизму "вешать лапшу на уши", актуальному в советские времена. Хотя в самом тексте о лапше ничего не говорится.

В песне "Второй Эшелон" Летов моделирует сознание среднего советского человека тоталитарной эпохи. В цитате из "Варшавянки" неизвестного автора на стихи Вацлава Свенцицкого в переводе Глеба Кржижановского дается портрет законопослушного члена советского общества, который оправдывает насилие и убийства.

Картина гоббсовской войны всех против всех воссоздается в песне "Человек Человеку Волк". Название отсылает к комедии Тита Макция Плавта "Ослы". Егор Летов перечисляет идеологии, основанные на ненависти и нетерпимости: черная сотня, русский шовинизм, тоталитаризм, красный фашизм, в версии, вошедшей в "Тошноту", также марксизм-ленинизм, и сводит их к обобщающему понятию: "...короче, фашизм".

Лес из одноименной песни, написанной совместно с Олегом "Манагером" Судаковым, вытесняется индустриальным миром. Егор Летов поет с едва сдерживаемой яростью и одновременно с неподдельной болью. Мелодическая линия сходна с "Всё Идет по Плану".

В песне "Суицид" в опоэтизированной форме повторяется основополагающий тезис философии Альбера Камю. Анафора "Нас найдут..." лишь подчеркивает репрессивный характер государства по отношению к индивиду.

"Государство" - развернутая метафора эгоизма индивида. Фраза "Убей в себе государство" означает подавление эгоиста внутри себя.

Заглавному номеру предшествует хокку "Однажды". Вавилон, упоминаемый в трехстишии - это, вероятно, метафора советского государства как источника и олицетворения абсолютного зла.

"Всё Идет по Плану" - трагически-иронический монолог от лица уставшего, опустившегося человека, который пьет и смотрит по Центральному телевидению выпуски новостей. В рецензии на сборник "Песни Радости и счастья" я отметил цитату из фильма братьев Васильевых "Чапаев": "Война кончится, великолепная будет жизнь! Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо..." Та же мысль высказана в воспоминаниях Андрея Платонова, который ходил по деревням и слышал от крестьян, что после революции не будет больше смерти. А третий куплет, в котором упоминается убитая жена лирического героя, отсылает к стихотворению Александра Введенского "Всё". В финале Егор Летов нараспев декламирует раннее стихотворение про панков "Разгорался могучий дремучий костер...", Манагер читает фрагменты "Котлована", а Кузя Уо стучит по полу попавшими под руку предметами и страшно матерится. Очень забавно и очень концептуально.

В "Финале" воспроизводится гимн СССР Александра Александрова в оркестровом исполнении. Название трека можно трактовать двояко - и как окончание альбома, и как конец страны под названием Советский Союз.

Лицевую сторону обложки альбома "Так Закалялась Сталь" украшает фотография Андре-Адольфа-Эжена Дисдери "Мертвые коммунары". Двенадцать мужчин, участников неудавшегося восстания Парижской коммуны 1871 года, были арестованы, казнены, помещены в ветхие деревянные гробы и сфотографированы. Я прочитал и изучил все доступные в Интернете интервью Егора Летова, и на их основании могу предположить, что, выбирая снимок, он задавался экзистенциальным вопросом: какова цена бунта и сколько стоит свобода.

"Новая Патриотическая" - злая сатира на советское государство. Летов поет под примитивный плясовой ритм, в припевах и проигрыше к нему присоединяются Манагер и Кузя Уо. Автор изображал коммунистов злобными, бесчеловечными, фанатичными, непримиримыми, нетерпимыми к иным мнениям. Созданию художественного образа способствовали цитаты из песни Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина "Эх, Дороги" из к/ф "Вор", из книги Александра Суворова "Наука побеждать" и из "Манифеста коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также отсылки к реальным событиям в Казахстане и Польше.

"Солдатами не Рождаются" - песня-марш о трагической судьбе людей, творящих и принимающих смерть ради государства. Смерть (я имею в виду фразу "Солдатами умирают") понимается не только физически, но и метафизически.

"Глобальность" существует в двух вариантах - печатном и аудио-. В последнем название совпадает с понятием стандартизации и представляет собой призыв быть "как все".

"В Каждом Доме" - плод соавторства с Янкой Дягилевой. Печальная мелодия органично сочетается с набором красивых метафор и аллитераций.

Песня "Солженицын Писал о Совсем Другом", как явствует из текста, написана по повести "Один день Ивана Денисовича". В версии, вошедшей в альбом-сборник "Тошнота", дважды повторяется заглавная фраза.

"Новый 37-й" вряд ли нуждается в комментариях. В последнем куплете Егор Летов исчерпывающе выразил свое кредо: "При любом госстрое я партизан, при любом режиме я анархист". В версии, включенной в альбом "Так Закалялась Сталь", проигрыше между вторым и третьим куплетами вновь слышен бой кремлевских курантов, а в финале используется аудиоцитата из гимна СССР.

В песне "Кто Сильнее, Тот и Прав" ("Лишь Один Закон") логика дарвинизма в его популярной советской форме сводится к абсурду. В формулировке "Хорошим хорошо, а хуевым хуево" пародируется образ мышления, оправдывающий репрессии против всех неугодных.

Название заглавного номера обращено к культовому роману Николая Островского. "Закалка стали" - метафора мощного давления со стороны Коммунистической партии Советского Союза и государства, результатом которого становится покорная толпа. Егор Летов с позиции стороннего наблюдателя уравнивает власть и народ, палачей и жертв, при этом не испытывая к последним сострадания. И снова вспоминаются слова, приписываемые то Готфриду Лейбницу, то Фридриху Энгельсу, то Отто Бисмарку: народ имеет ту власть, которую заслуживает.

В песне "Обосраться и Не Жить" собраны качественные наречия, характеризующие отрицательные состояния.

"Лето Прошло" - еще одна песня, написанная в соавторстве с Олегом Судаковым. В запевах изображается сплоченная толпа законопослушных граждан, одержимых идеей, напрочь лишенных собственной индивидуальности и подчиненных государству. Припев же лишен какой-либо логики: добровольный снег тает в конце лета. Дотошный слушатель может искать и находить сложные метафоры и ассоциации. Версию, включенную в альбом "Боевой Стимул", отличают ускоренная запись барабанов и соло зафуззованной гитары в финале.

Название "Харакири" следует толковать более широко - как любой способ самоубийства, причем понятие смерти толкуется во всех возможных смыслах. В вариантах, вошедших в альбом "Так Закалялась Сталь" и альбом-сборник "Тошнота", упоминаются Сид Вишес и Джим Моррисон, а Джон Леннон во втором варианте заменяется Яном Кертисом. Фраза "Цель оправдывает средства" в третьем куплете являет собой цитату из трактата Никколо Маккиавелли "Государь". Мне кажется, мелодия и гармония песни подсказаны Егору Летову композицией SEX PISTOLS "Submission".

"КГБ" - исполненное сарказма очередное посвящение организации, которая прессовала и преследовала Егора Летова. Во втором куплете цитируется фрагмент песни Марка Минкова на стихи Анатолия Горохова "Незримый Бой" из многосерийного телефильма "Следствие ведут знатоки".

Амнезия из одноименной песни - потеря памяти, заболевание, которое советское государство целенаправленно прививало своим гражданам, отсекая прошлое. "Я" лирического героя умирает в забывчивости. И ему (герою) уже не страшно... В версии, вошедшей в "Боевой Стимул", вновь использованы ускоренные барабаны.

Смею предположить, что стихотворение "Тишина" навеяно ранним Маяковским. В данном случае тишина - метафора мира обывателей, против которого протестует герой Егора Летова.

"Анархия" существует в двух вариантах: в первом, вошедшем в альбом "Так Закалялась Сталь", обличаются менты, любера, солдаты и майоры КГБ (явный намек на майора Владимира Васильевича Мешкова, с которым Летову пришлось столкнуться лично), врачи-психиатры, стукачи, палачи и прочие. Во втором, включенном в "Тошноту", автор рассуждает о судьбе советской отчизны.

Жанровая характеристика "Колыбельной" в контексте альбома выглядит как минимум иронично. Это метафора убаюкивания сознания советского человека. Оправданы ли жертвы, которые нес советский народ ради "светлого будущего"? Отрицательный ответ подразумевается сам собой.

В оформлении альбома "Боевой Стимул" использовалась фотография Н. Альбицкого "Напился" из журнала "Советское фото" №12 за 1929 год (из раздела "Чего не следовало снимать" для антиалкогольного конкурса). Авторы большинства представленных снимков критиковались редакцией издания за отсутствие интереса к общественно-политической тематике.

"Тошнота" восходит к роману Жан-Поля Сартра. Название подразумевает не физическое состояние, а отторжение лирическим героем реальности, которое тот преодолевает усилием воли. Фраза "В каждом теле труп" отсылает к афоризму Эпиктета "Человек - душонка, обремененная трупом" из (Бесед Эпиктета (записанных Флавием Аррианом)".

"Капуста" - маленький абсурдистский стишок, в котором ключевое слово "умирала".

Название "Никто Не Хотел Умирать" позаимствовано у кинорежиссера Витаутаса Жалакявичюса. Так назывался фильм о борьбе советских литовцев против немецко-фашистских захватчиков. А саму песню Егор Летов написал, по его собственному признанию, в состоянии "глубокого, больного и остервенелого отстранения", которое и отражено в музыке и стихах.

"Боевой Стимул" - обращение к обезличенному советскому человеку (отсюда "безликий товарищ"), одержимому желанием убивать и проявлять насилие. Второй куплет отсылает к роману Кэндзабуро Оэ "Опоздавшая молодежь". Причем, в версии, вошедшей в "Тошноту", отсылка более явная (сравните оба варианта текста).

Парадоксом из одноименной песни Егору Летову представляется страна, а, быть может, весь окружающей мир. Припев построен на интертекстах: "Земля смердит до самых звезд" - цитата из пьесы Сартра "Дьявол и Господь Бог", "Никому не бывать молодым" - антицитата гребенщиковской строчки "Мы никогда не станем старше". А искаженная антицитата "Возненавидеть себя как брата" в конце первого куплета обращена к Пятикнижию: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19:18).

Герой песни "Наваждение" ("Сон Наоборот"), похоже, заплутал в реальностях. Мне больше нравится версия, входившая в альбом 1987 года "Хорошо!!"

"Кто Сдохнет Первым" - посвящение Манагеру. Сама же песня о советских гражданах, которые - из страха или по убеждению - остаются конформистами и безропотно принимают происходящее в стране.

В песне "Самоотвод" ("Про Окурок и Курок") Егор Летов апеллирует к биографическому мифу Владимира Маяковского, точнее, к эпизоду самоубийства поэта.

Сюрреалистическое стихотворение в прозе "Деревья" обращено к нескольким первоисточникам - к одноименной поэме Николая Заболоцкого, к роману Михаила Шолохова "Наука ненависти" и к сартровской "Тошноте".

В песне "Заебись", которую мне хочется назвать "Человек Человеку Волк 2", вновь разворачивается картина войны всех против всех.

"Против" - еще один манифест Егора Летова (наряду с песней "Новый 37-й"). Постулат "Я всегда буду против" несводим к тупой подростковой агрессии. Это сознательно избранная стратегия, которая коррелирует с идеями анархии, восходящими к Бакунину, Кропоткину и Махно.

Альбом-сборник "Тошнота", как я писал выше, представляет собой сокращенную версию трилогии. В основу его оформления положена картина немецкого художника-экспрессиониста Людвига Мейднера "Я и город". Что касается содержания - повторюсь, представленные на этой пластинке версии стихов и песен мне нравятся больше, чем в трех альбомах. Но на вкус и цвет...

Пожалуй, единственный недостаток - в оформлении: изображения на конвертах уменьшены, как будто перенесены с обложек CD. Зато есть одно безусловное достоинство: к пластинкам, приобретаемым в магазине лейбла "Выргород", прилагаются вкладки с комментариями Егора Летова к каждому альбому.

Все представляемые издания я бы порекомендовал фанатам Егора Летова и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ для полноты картины. Лично я предпочитаю вариант с переписанными вокалом и соло-гитарой. Поэтому с удовольствием приобрел бы "двойник" "Все Идет по Плану", выпущенный 30 лет назад. А, поскольку такой возможности нет, мне ничего не остается, как сдуть пыль со старой бобины или разыскать магнитоальбомы в версии 1989 года на просторах Интернета.

Слушать альбомы:
"Всё Идет по Плану"
"Так Закалялась Сталь"
"Боевой Стимул"
"Тошнота"
Заказать альбомы:
"Всё Идет по Плану"
LP
LP (белый винил)
LP (тест-пресс)
"Так Закалялась Сталь"
LP
LP (белый винил)
LP (тест-пресс)
"Боевой Стимул"
LP
LP (белый винил)
LP (тест-пресс)
"Тошнота"
LP
LP (белый винил)
LP (тест-пресс)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 10 июня 2022, 09:49
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.12 / 5 / 0.024