Жанна Агузарова - "Королева Сансета" & "Будь Со Мной"


(p) Zhanna Aguzarova, 2020, 2021

Слухи о том, что Агузарова снова выпускает альбомы, вряд ли кого-нибудь ввели в заблуждение. Все в курсе, что у певицы весьма странные отношения со временем, и на концертах и в немногочисленных передачах, на которые ее еще иногда зовут, она регулярно представляет как "новые" песни, созданные 10, 20 и даже 30 лет назад. И каждый ее "новый" альбом - это пестрая мешанина из вещей разных лет, записанных с БРАВО и без, в России и Америке, в студии и во время живых выступлений. Еще Жанна имеет обыкновение анонсировать свежий диск, который "вот-вот выйдет", в течение десятилетий, видимо полагая, что торопиться с релизами ей особенно некуда, ибо в запасе еще целая вечность. И на законы шоу-бизнеса, на коммерческий расчет, королеве рок-н-ролла наплевать. Еще в конце 90-х в одном телеинтервью она так прямо и сказала: "Великанам деньги не нужны!"

В альбоме "Королева Сансета" недоумение начинается уже с заглавной песни, по мелодии напоминающей хит итальянской группы MATIA BAZAR "Vacanze Romane". Кроме того, в одном из более или менее вменяемых интервью Жанна сказала, будто эта вещь - посвящение всем девушкам, уехавшим в Америку за счастьем, но оказавшимся на социальном дне. Однако ни в тексте, ни в голосе вы не услышите ни горечи, ни иронии. Вся история про несчастную якобы героиню и ее покровителя - "доброго черного сутенера" - рассказывается даже с легкой завистью: мол, у нее хоть на панели что-то получилось. Как же все-таки хороша была песня Олега Газманова "Путана", в которой отразилась действительно трагедия целого поколения! Не то, что в откровенно надуманном агузаровском гимне ажурным чулкам!..

Впрочем, пытаться применять традиционные представления к творчеству певицы о "хорошем" и "нехорошем" вкусе - дело гиблое. В том, что ее репертуар в стилистическом плане эклектичен, большого горя нет. В конечном счете, раннее БРАВО (что становится все очевиднее) тоже было чудовищно эклектичной группой, постоянно делавшей сильный крен в сторону то рокабилли, то советского ретро, а то и вообще зависая где-то между BLONDIE и EURYTHMICS. Евгений Хавтан - человек предельно прагматичный - просто брал на вооружение все, что было модно в тот период. И именно благодаря этому сделал одну из самых модных групп страны. Его же бывшая соратница может в одной композиции намешать всю музыкальную таблицу Менделеева - без всякой логики, без всякой необходимости, лишь бы всего было много-много. И уж каким чудом из пестрого перенасыщенного китча родятся настоящие шедевры, объяснить невозможно.

А с технической точки зрения, какую из композиций ни возьми - сделана безупречно. "Счастье Придет" - отвязный дискотечный шлягер 90-х, после которого перестаешь понимать, что делают на эстраде Светлана Лобода, Полина Гагарина и еще десятка три звездулек, годящихся Жанне в дочери. Несомненно, удачное использование электроники - это отдаленное эхо сотрудничества с лидером группы ЦЕНТР Василием Шумовым, случившегося в 1992-1993-х годах и породившего несколько недооцененный у нас диск "Nineteen Ninetee's". После дебютного сольного "Русского Альбома" - полушансонного, полупопсового, полунепоймикакого - это был настоящий прорыв на уровень, удержаться на котором надолго может только большой профессионал. Жанна отчаянно цепляется за воспоминания о своем американском опыте и ради повторения тех творческих удач не щадит себя. В "Хале Боп" она даже топит свой голос в монотонном индустриальном лязге, доказывая, что может петь даже под аккомпанемент отбойного молотка. Как можно всей душой полюбить такую музыку, непонятно, но как не проникнуться уважением к такой самозабвенной храбрости?

"Над Тобою Ярко Горит Звезда" - лучший номер альбома, к сожалению, лишенный всяких признаков хитовости. Перед нами - образец классического американского джаза 50-х годов, где в аранжировках задействованы только живые инструменты - рояль, саксофон, бас, да лишенная всяческих навороченных примочек гитара. И голос, напоминающий о самых ярких вокалистках предрок-н-рольной эры - Пегги Ли, Саре Воан, Диане Вашингтон, Дорис Дэй. Вот она, лирика в чистом виде - светлая и вызывающе беззащитная!

"Далеко" - несколько несуразное латино, солнечно-яркий, как праздник из детства, реггей "Радуга", наконец, "Свободная Земля" - немного подпорченный излишним патриотическим пафосом, но все же емкий наш ответ Бьорк. За любой из подобных номеров начинающие поп- и рок-исполнительницы продали бы душу дьяволу и уже наверняка надолго бы поселились с ними в теле- и радиоэфире. Жанне же, кажется, вообще безразлично, оценят ли ее эксперименты хотя бы потомки. Она ведь еще и не на такое способна!

"Ты Мой Любимый" - наверное, высший пик карьеры Агузаровой как вокалистки. Здесь она выводит такие рулады, изображая русские народные страдания, что понимаешь - не прошли все-таки бесследно годы учебы в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова. К драме, разыгрываемой одним только голосом, уже не могут прибавить ничего существенного ни резкое, почти "металлическое" вступление, ни идущий следом расслабленный, успокаивающий фанк. А вот кривые бэки... Ну представьте себе: сидит барышня мечтательно рассказывает, как ей хорошо с возлюбленным - и вдруг из-за ее спины высовывается толпа мужиков и как гаркнет: "Ха-ра-шо!!!". И у слушателя полное ощущение, будто его с любовного свидания вытащили на первомайскую демонстрацию. За что?!

Видимо, певице очень хочется видеть себя разбивательницей мужских сердец. В песне "Мужчины в Этой Жизни" она вообще грозится собрать всех существ мужского рода вместе, выстроить в колонны и повести за собой куда-то. Даже рэп читает на эту тему, перечисляя все известные социальные группы, включая некий загадочный "плебЫс". Правда, увести всех пленников она обещает только до ближайшей дискотеки: "Соберу вас в комнате, будем танцевать, только не придется обнимать и целовать. Ваш свободный ум очень дорогой, но вы забыты мной, изменницей младой". Инфантильно, но зато честно. И очень по-королевски - в пику все тем же попсовичкам, готовым отдаться первому встречному.

А еще настоящие королевы имеют обыкновение казнить кого попало только потому, что так захотелось ее величеству. Жанна на наших глазах безжалостно расправляется с твистом "Не Упрекай". Он был записан еще в 1989-м - да так, что в одном месте барабанщику очень хочется оторвать руки. Народ полюбил это произведение лишь потому, что оно во всем позднем творчестве Агузаровой больше всего похоже на БРАВО. Новый вариант, попавший в альбом, гладок, профессионален, замедлен и невероятно скучен. Оказывается, вся прелесть оригинала была в кукольной наивности, позднее перешедшей по наследству к ГЛЮКОЗЕ. И сами заверения лирической героини о том, что ей музыка дороже всего на свете, теперь кажутся неубедительными.

С куда большей теплотой она относится не к музыке, а к музыкантам, считая их абсолютно свободными людьми. Это слышно в, увы, так и не ставшей хоть сколько-то популярной песне "Музыкант". Бодрая задорная мелодия типа тех, что будила нас в детстве "Пионерской зорькой", а аккомпанемент - приджазованно-электронный, близкий к тому джанглу, с которого когда-то начинала Ева Польна. Все очень просто - и только одна непонятка: что за слово пропущено, видимо, по цензурным соображениям, в рэповом рефрене? Неужели наша космическая королева рок-н-ролла знакома с ненормативной лексикой?!

Благодаря этому альбому слушатель невольно погружается в свою юность, в далеко не худшие моменты из прошлого и, подзаряжаясь положительной энергией, одновременно заглядывает в будущее. Когда-нибудь это станет мейнстримом, но только не сегодня. Есть у нас "поэты для поэтов", есть "художники для художников", а есть суперзвезда, которой пожизненно суждено остаться "певицей для певиц". То есть плодить армии подражательниц и продолжательниц, новые стили, завоевывать новые пространства для искусства - но не более того.

Что касается пластинки "Будь Со Мной", то назвать ее самостоятельным альбомом язык не поворачивается. Подобные подборки я мысленно называю "отбросами творчества", и выпускаются они, как правило, тогда, когда либо группа распалась, либо солист помер, а донести до фанов последние его шедевры, так и не доведенные до ума в студии, очень хочется. Насколько мне известно, похорон Жанны Агузаровой еще не было и в ближайшие годы не планируется. Чем же тогда вызвано обнародование треков с пометкой "Live", записанных "живьем" на диктофон - боюсь, даже еще кассетный, а не цифровой, на которых ни слов, ни музыки не разберешь, и вообще не поймешь, что это было? Хуже певица звучала разве что в 1984-м, когда наша школьная гопота крутила ее на магнитофоне "Весна" с подсевшими батарейками, заставляя орать хриплым мужским фальцетом. Слава богу, в число концертных треков хоть не затесался гранджевый шедевр под названием "Sunshine Day". Малобюджетный клип по его мотивам Жанна в начале нулевых заставляла показывать во всех передачах, в которых появлялась. Устраивать слушателям такие садистские пытки - это уже преступление против человечества!

Со студийными записями тоже не все гладко. Милая, хотя и давно надоевшая "Прогулка", оригинальная версия "Не Упрекай" - с этими номерами можно встречаться сколько угодно раз, не испытывая каких-либо неприятных эмоций. Но вот наткнешься на кавер окуджавского "Синего Троллейбуса", нежно любимого с раннего детства, и тяжело вздохнешь: "Как хорошо, что Булат Шалвович не дожил!" Нет, спето все правильно, чисто, в лучших "шестидесятнических" традициях. Однако какого черта аккомпанирующая группа так агрессивно жужжит своими гитарами и выбивает из барабанов почти маршевый ритм?! Что за АЛИСА с Майей Кристалинской на вокале? Может быть, прежде чем браться за столь тонкое произведение, стоило бы хоть раз за последние тридцать лет прокатиться на троллейбусе по ночному городу в полном одиночестве и представить, что при этом чувствует человек?

А вот заглавную композицию "Будь Со Мной", переписанную без участия Хавтана и сотоварищей, абсолютно не жалко. Когда в 1988-м я услышал ее впервые в оригинальном виде, то сразу понял, что БРАВО приходит конец, ибо группа, еще недавно эпатировавшая представителей поколения "папиков", теперь из кожи вон лезет, дабы этим "папикам" понравиться. Никогда не понимал причин популярности этой вещи, и стоило в ней заменить диксилендовую аранжировку на более современную, превратив в кабацкий шансон, с лица самозванца сразу соскользнула маска. Как бы мило певица ни щебетала, какой бы роскошный вокализ ни выдавала в финале, а никакой разницы при сравнении с безголосой Татьяной Овсиенко с ее мелочным "Женским Счастьем".

От "Путешествия" в памяти остается только монотонная барабанная дробь. Для претензий на шаманизм слишком скучно - никаких духов таким способом не вызовешь, для пародии на группу PORTISHEAD просто несмешно. "Счастливая Любовь" - настолько сладко, что в принципе не может быть съедобным. А какой еще может быть история идеальной пары, у которой все-все складывалось благополучно, без единой проверки на прочность отношений? И когда уже теряешь надежду на то, что в этом альбоме есть хоть что-то способное по-настоящему удивить, нас наотмашь бьет и посылает в глубокий нокаут трип-хоповая "Мама", а по сути - пробирающий до костей горький тяжелый плач. Когда-то мне довелось послушать записи аутентичных народных плачей, собранных в советские годы в каких-то отдаленных деревнях - и свалившееся на мои плечи многовековое горе буквально вжало меня в кресло, взрывая сердце изнутри. Тогда подумалось: кто из современных профессионалов смог бы приблизиться по силе воздействия к тому, что умели не оканчивавшие никаких консерваторий предки? И вот ответ пришел, откуда не ждали!

Вот ради чего стоило выпускать пластинку - нелепую по содержанию, но гениальную с точки зрения художественной провокации! Накидать каких-то огрызков, обломков, черепков битой посуды и прочего хлама - а в глубине запрятать послание о самом сокровенном. Вы думаете, будто я дурочка, блаженненькая, а я тоже умею по ночам плакать в подушку. Вам было легко с безбашенной девчонкой из 80-х - а полюбите-ка ее 60-летней, вот такой - без грима, без понтов, без безумных нарядов и монологов!..

Говорят, недавно Жанна опять эмигрировала. Вряд ли она поехала за новыми впечатлениями и сюжетами для песен. Все, что можно было сказать, уже сказано, теперь ее величеству пора и на покой отправляться. А два посланных на прощание нам привета в виде дисков - как два наскоро слепленных и брошенных в окно снежка. Мол, не забывайте и не поминайте лихом...

Слушать альбомы:
"Королева Сансета"
"Будь Со Мной"

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 08 июня 2021, 00:11
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2021, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002