ГРУППА КРУИЗ МАТВЕЯ АНИЧКИНА - "Новое Старое"


(р) Moroz Records, 2021

После того как в начале прошлого десятилетия некие любители поспекулировать на советском ретро сняли ремейк "Кавказской пленницы", помнится, наш главный кинокритик Антон Долин разразился рецензией, начинавшейся восклицанием: "Зачем они это сделали?!" У меня лично тот же вопрос появляется к каждой легендарной группе, которая запирается в студии, чтобы переписать один к одному свои хиты двадцати-тридцатилетней давности. Нет, когда в 1987-м МАШИНА ВРЕМЕНИ выпустила пластинку "Десять Лет Спустя", все было понятно: опальный коллектив наконец-то добился права издаваться на официальных носителях и решил сделать подарок своим фанам. Записанные в подпольных студиях пленки не соответствовали техническим стандартам фирмы "Мелодия" и никакой реставрации не поддавались. Однако уже через пять лет ситуация выглядела совсем иначе. Классика советского магнитиздата переиздавалась целыми дискографиями, причем именно КРУИЗ воспользовался этой модой одним из первых. Сейчас, в эпоху Интернета, в свободном доступе для всех желающих имеются и официальные переиздания, и самопальные, но сделанные весьма качественно оцифровки с кассет и бобин, и сборники таких раритетов, о которых сами музыканты предпочли бы поскорее забыть. Однако вот выходит в свет свежий двойник КРУИЗА, а в нем - "Волчок", "Музыка Невы", "Великий Секрет", "Попугай", "Сказка". Зачем?!

А вот зачем!.. Продюсер Матвей Аничкин, еще двадцать лет назад заявлявший перед телекамерами, что никакого рока ему больше не надо, и что для него сошелся клином белый свет на сладком эрэнбишном бойз-бэнде ТЕТ-А-ТЕТ, вдруг вспомнил, какая группа принесла ему самую громкую славу, да и решил вернуться к истокам. Набрал новый состав, в котором из ветеранов согласился работать только барабанщик Николай Чунусов. Принялся катать свое любимое детище по городам и весям, а в прессе активно доказывать, что именно его КРУИЗ - тот самый, настоящий, а все прочие претенденты на наследство - не самые и не те. А вещественным доказательством этому должен послужить весь нынешний концертный репертуар, запечатленный для истории и выпущенный на всех возможных носителях, включая снова вошедший в моду винил.

Справедливости ради надо сказать, что новейшие записи КРУИЗА отличаются в лучшую сторону от всего того, что выпускают в последние годы многочисленные возрожденные из пепла ВИА типа ПОЮЩИХ ГИТАР, ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ или СИНЕЙ ПТИЦЫ. Аничкин приложил максимум усилий к тому, чтобы сымитировать живое звучание группы, записанное на обычные аналоговые магнитофоны где-то в 1982-1984 годах. Никаких ди джейских штучек, заигрывания с современной молодежью, которая все равно не поймет этих песен, и вообще никаких намеков на существование современной электроники. Ощущение, что нам подсовывают новодел, появляется тогда, когда начинаешь вслушиваться в нюансы и вглядываться в детали.

Взять хотя бы вокал Валерия Анохина, единственным достоинством которого является наличие мужественной хрипотцы. Просто диву даешься, как продюсер, когда-то кинувший в массы лозунг "Круто петь - это круто!", мог взять в свой проект настолько невыразительного солиста! Голос Валерия не только недостаточно звонок - он еще и недостаточно гибок. Покойному Александру Монину приходилось транслировать немало, прямо скажем, графоманских, а то и откровенно дурацких текстов, и он, похоже, отдавал себе в этом отчет, поэтому знаменитый "Волчок", например, хоть и был песней ни о чем, но легкая ирония, переходящая в детское озорство, сглаживала это впечатление. Анохин же, глядя на вращающуюся юлу, серьезно и многозначительно медитирует, пытается вытащить на поверхность некий философский смысл, которого нет, и никогда не было. Получается слишком занудно для дискотечного шлягера и слишком примитивно для по-настоящему умной песни.

Наивное посвящение памяти Высоцкого - "Кто-то же Должен", претенциозная баллада на стихи Николая Заболоцкого "Душа Обязана Трудиться" и экозащитная агитка "Послушай, Человек!" в анохинских устах звучат вполне органично, ибо пафоса в песне хоть отбавляй. А вот сатирический "Средний Человек" вызывает подозрение, что поющий искренне гордится своей негениальностью. Впрочем, с аккомпанирующими ему клавишником Олегом Кобзевым, лидер-гитаристом Дмитрием Лазеевым и басистом Юрием Левачевым дело обстоит не лучше. Эти крепкие профессионалы прилежно выучили свои партии, заранее договорившись между собой, что все (включая будущую славу) честно поделят поровну, и никто не станет перетягивать на себя все одеяло. И пока что не нарушают установленные заранее правила. Поэтому-то их работа кажется такой холодной, бездушной, мертвой. Ранний КРУИЗ всегда объединял в своих рядах такое количество ярких индивидуальностей, которым было тесно друг с другом. В первые года два стараниями Сергея Сарычева чувствовался переизбыток клавишных, и, как следствие - чересчур сильное влияние диско-музыки. Позднее многие шедевры родились из соперничества двух несовместимых людей, обладавших задатками лидеров - Валерия Гаины и Григория Безуглого. В этом котле постоянно что-то бурлило, и пока Аничкин удерживал ситуацию под жестким контролем, создавались коммерчески успешные хиты. Когда же равновесие нарушалось, начинались новаторские эксперименты со стилем, в которых уже проглядывало и будущее трио Валерия Гаины, и группа ЭВМ. Скажем, в лучшей, на мой взгляд, версии "Стремлений" - той, что вышла на мелодиевском сингле "Волчок" - для нагнетания ужаса перед Великим Молчанием Космоса не нужно было спецэффектов в духе Жана-Мишеля Жарра, появившихся во вступлении сейчас. Достаточно было предоставить возможность в финале выговориться гитаре Гаины вволю. Бормочи-не бормочи на псевдоинопланетянском языке, а музыку - воистину неземную, пробирающую до дрожи - никаким радиотеатром все равно не заменишь!

Но Аничкин если и пускается в воспоминания о прошлом, то очень осторожно, тщательно обходя неприятные для него моменты. Недавно, представляя новый состав и новый альбом на телеканале "Ностальгия" в программе "Рожденные в СССР", он, слава богу, помянул добрым словом Монина, но о Гаине вспоминал с большой неохотой - хотя куда денешься, если на экран выводят сюжет телевидения ФРГ, снятый в 1989-м? Безуглого же как будто вообще никогда не было на свете - как и вообще всей истории группы, существовавшей под вывеской КРУИЗА в 90-х. И понятно, почему.

Нынешний КРУИЗ легко повторит судьбу группы Монина и Безуглого, но в уже более комичном варианте. Собственно говоря, куда ему двигаться дальше после выпуска сборника "нового старья"? Попробовать сочинять новый материал, который вряд ли сравнится по качеству с хитовой классикой? Это станет таким же творческим самоубийством, как для Безуглого - альбом "Всем Встать". Помести по сусекам и переписать те вещи с альбомов 1982-1985 годов, которые публика недооценила? Этой работы хватит еще года на два, и не факт, что она привлечет хоть какое-то внимание слушателей.

В общем, что бы они ни делали, любое их телодвижение станет еще одним доказательством и без того очевидной вещи. "Настоящий" КРУИЗ может быть только один. Тот, который на определенном этапе развития нашел в себе силы повзрослеть и очертя голову окунуться в стихию самого радикального хэви, а потом растворился в сольных гаиновских проектах. Все остальное к творчеству не имеет никакого отношения, а вот к инфантильному желанию остановить давно ушедшее мгновение очень даже имеет.

Матвей Семенович, имейте совесть! То, что вы нам пытаетесь скормить, мы уже ели как минимум дважды!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 19 марта 2021, 20:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003