ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "На I Новосибирском Рок-Фестивале"


(p) Bull Terrier Records, 2020
10 tks./T.t. 28:30


Запись легендарного выступления омского трио в составе братьев Евгения "Эжена" и Олега "Пик Бэби" Лищенко (АДОЛЬФ ГИТЛЕР и ПИК ЭНД КЛАКСОН) и Егора Летова на I Новосибирском рок-фестивале, прошедшего 12 апреля 1987 года в ДК им. Чкалова. Первоначально распространялась в магнитоиздате, в 1997 году была неофициально выпущена на кассете питерским лейблом "J&J Records" (вместе с концертом группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА в ДК МЭИ 17 февраля 1990 года). Официальное издание на CD - в трех вариантах - состоялось только в 2016 году: запись выступления на I Новосибирском рок-фестивале дополняла квартирник проекта АДОЛЬФ ГИТЛЕР "Лечебница". Теперь же она стала доступна обладателям виниловых вертушек. Специальный виниловый мастеринг был сделан в начале этого года Натальей Чумаковой. Пластинка вышла также в трех вариантах: обычным изданием, deluxe edition (в кейсе и футляре) плюс ограниченный тираж оригинального test press.

Можно с полным правом сказать, что на I Новосибирском рок-фестивале выступал один состав в двух ипостасях - АДОЛЬФ ГИТЛЕР и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Эжен, Пик Бэби и Егор менялись инструментами, но все лажали в одинаковой степени. Местами слова слышны очень плохо. Но с текстами всех песен можно ознакомиться на вкладке, прилагаемой к пластинке.

Сначала почти полностью была сыграна программа АДОЛЬФА ГИТЛЕРА "Лечебница" - шесть песен за авторством братьев Лищенко. На первый взгляд может показаться, что проект пропагандирует фашизм. На самом же деле всё с точностью до наоборот: принцип написания песен заключается в доведении до откровенного и поражающего абсурда воззрений нацизма, в котором, как в зеркале, отражалась идеология советского тоталитаризма. Сами братья Лищенко называли эту программу антифашистской и антигопнической.

Что касается поэтической составляющей - в написании текстов песен Эжен и Пик Бэби ориентируются на минимализм: для высказывания основной мысли им достаточно минимума выразительных средств.

В песне "Mein Kampf" Эжен и Пик Бэби выказали свое негативное отношение к данной книге и ее автору. "Эй, Брат Любер" - публицистически-сатирическая песня. Авторы в саркастической форме описывают мышление и жизнь люберов. Мелодия воспроизводится весьма и весьма приблизительно. В третьем куплете цитируются "Гимн Люберов" Александра Сизоненко и "Песнь Немцев" Йозефа Гайдна на стихи Хофмана фон Фаллерслебена. Тридцать доводов из одноименной песни - это тридцать патронов, которые вмещает магазин АК-47. Аргумент оборачивается стебом и теряет убедительность. "Железный Карантин" - сверхудачная и меткая метафора! По-моему, куда лучше, чем "железный занавес". А какая игра со словами и смыслами! Воспроизведу вербальный субтекст полностью (за исключением повторов):

Хватит проволо́чек
Больше про́волочки
Колючей про́волочки
Железной про́волочки
Железный карантин
Жестокий карантин
Свирепый карантин


Железный карантин вызывает устойчивые ассоциации с доперестроечным СССР. В песне "Третий Рейх" Эжен и Пик Бэби позволили себе усомниться даже в самом существовании Третьего рейха. "Сядем На Танки" - образец поэтического абсурдизма, который мне почему-то не хочется воспринимать всерьез.

Поэзия Егора Летова, даже ранняя, по сравнению со стихотворными опытами братьев Лищенко выглядит более зрелой и совершенной.

Песня "Тоталитаризм" строится на тернарной оппозиции: лирический герой противопоставляется не только тоталитарному государству, но и законопослушным гражданам, которые разделяли государственные идеологические установки. Мне хочется процитировать фрагмент первого, доальбомного варианта, быть может, менее удачного с точки зрения стихосложения, но более соответствующего тогдашним реалиям:

Красные мы
Тотальные мы
Тоталитаризм
Тоталитаризм
Мы все выделяем тоталитаризм


Иначе говоря, источником тоталитаризма служат сами граждане, согласные с политикой государства. Мне кажется, точнее не скажешь. "Зоопарк" из одноименной песни - метафора окружающего мира, которому индивид противопоставляет себя на экзистенциальном уровне. "Я Бесполезен" - монолог панка, не без гордости декларирующего свою бесполезность для общества. "Страна Дураков" - не столько отсылка к сказке Алексея Н. Толстого "Приключение Буратино, или Золотой ключик", сколько фразеологизм для обозначения страны, в которой многие из нас родились и выросли. На протяжении песни все три участника имитируют рвотный рефлекс, а в самом конце Егор, исступленно хохоча, повторяет: "Мне смешно на вас, страна дураков!"

Выступление шокировало членов жюри, которые не уловили сарказма песен. После "Страны Дураков" музыкантам отключили аппаратуру, а группу прогнали со сцены. После фестиваля по стране пошло гулять выражение: "Панк-рок существовал в СССР только 20 минут - во время выступления ОБОРОНЫ в Новосибирске. Все остальное - это уже пост-панк!" Если быть предельно точным - 28,5 минут.

Издание полностью передает атмосферу концерта и дает возможность обладателю пластинки перенестись на 30 с лишним лет назад и вновь пережить те минуты, в которые существовал советский панк.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 07 сентября 2020, 21:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.009