ПИРЯТИН - "Атентат" & "Тантра"; Іван Семесюк - "Нема чим робить"


(c) & (p) ПИРЯТИН, 2018
12 tks./T.t. 49.57
(c) & (p) ПИРЯТИН, 2020
13 tks./T.t. 56.51
(c) Іван Семесюк, 2018
(p) Київ, "Залізний тато", 2018
88 с. - 500 экз.


Пирятин - районный центр в Полтавской области. А ПИРЯТИН - очень молодая и интересная группа из украинской столицы, которая совершенно случайно попала в орбиту моего внимания, чему я несказанно рад. Прежде чем подвергнуть ее альбомы тщательному анализу (а они, поверьте, того стоят!), дам немного информации, которая однозначно не будет лишней.

Лидер ПИРЯТИНА Иван Семесюк (также трио UKIEZ) - человек одаренный и многогранный: поэт, прозаик, композитор, певец, мультиинструменталист, кинематографист, художник... К слову, оба альбома группы оформил он сам - талантливо и со вкусом. "Нема чим робить" ("Нечем работать") - сборник стихов или, как их называет сам автор, "стихотворных высеров", из которых впоследствии рождаются песни. К книге прилагается CD с альбомом "Атентат". Украинскому читателю рекомендую приобрести сборник. Но, поскольку в других странах книга практически не доступна, предлагаю поэтическое творчество Ивана Семесюка рассматривать в контексте альбомов.

Несмотря на то, что "Атентат" и "Тантра" записывались разными составами, их можно рассматривать как дилогию.

Сами участники ПИРЯТИНА определяют свою стилистику как дарк-кантри. Критики же видят в музыке коллектива и Аппалачи-блюз, и рок-н-ролл, и ирландский фолк, и классическое южное кантри, и украинскую этнику. Обозначение "панк" вполне применимо к поэтической составляющей. Иван Семесюк испытал на себе влияние эстетики Сергея Кузьминского. С той лишь разницей, что в его поэзии, наряду с просторечными выражениями, очень много ядреного украинского мата.

"Атентат" записывался в составе: Иван Семесюк - тексты, музыка, губная гармошка, вистл, поперечные флейты, вокал; Евгения Устинова - вокал; Владимир Бабушкин - гитара; Артем Малюга - гитара, бас, дополнительные инструменты; Федор Бублик - ударные. Альбому присущи тематическая цельность и убийственный оптимизм.

"Сороковнік" - монолог сорокалетнего мужчины, который не чувствует возраста, радуется жизни и пьет все, что содержит спирт. "Криптошансон" - печальная история о том, как голодного пацана посадили на десять лет за то, что он украл яйцо. В песне Иван Семесюк прибегает к приему гиперболы, чтобы показать суть украинской (как мне кажется, не только украинской) пенитенциарной системы: за малейшую провинность человека могут укатать по полной, увы. Угарно-трэшовый номер "Арто" (название происходит от сокращения слова "артиллерия") стал неофициальным гимном украинских ракетных войск и артиллерии. Песня навеяна украинско-российской войной. "Самонаїбнувся" ("Самонаебнулся") и "Дали Пизди" ("Дали Пизды") - повествования от лица героя, который постоянно сталкивается с неудачами и повсюду и ото всех получает люлей, но сохраняет бодрость духа. "Атентат" - зарисовка на тему жизни в украинском селе. Правда, я так и не понял, на чью жизнь покушается главный герой. Очень красив акапелльный эпизод в начале песни, будто сельчане собрались во дворе и что-то поют нестройным хором. Еще одна зарисовка - "Травневі Свята" ("Майские Праздники"). В последние годы вопрос о праздновании на территории Украины 1 и 9 мая остается дискуссионным. Герои же песни Ивана Семесюка забивают на работу и идут бухать. Мелодия сначала звучит на губной гармошке, затем пропевается, при этом в обоих случаях - с полуторжественными-полуиздевательскими интонациями. В песне "Життя Іде" ("Жизнь Идет") Семесюк исчерпывающе высказывает свое отношение к соотечественникам, которые умеют только болтать да писать посты в соцсетях. "Гівно в Голові" ("Говно в Голове") - философское размышление об украинцах-работягах, которые по будням пашут с утра до вечера, а по выходным пьют в гаражах и смиряются со своей участью. По итогу каждый сам срет себе в голову. На мой взгляд, метафора не из самых удачных. Яготин из одноименной песни - районный центр в Киевской области, место, где лирический герой, уединившись с любимой, может отдохнуть от тяжелых реалий повседневной жизни. "Жопа" - рефлексия на тему неотъемлемой составляющей нашей жизни. Автор (или герой) пытается найти в ней свои плюсы. И приходит к логическому выводу, что жопа - это не так уж плохо... покуда не пришла пизда. И с такой формулировкой трудно не согласиться. "Нема Грошей" ("Нет Денег") - реалистическая картинка, во всей полноте отражающая уровень жизни среднестатистического украинца. Иван Семесюк остроумно переиначил известную поговорку: "Дают - бери, а бьют - беги": "Свербить - чеши, їбуть - біжи" ("Зудит - чеши, ебут - беги").

"К моменту записи альбома "Тантра" состав ПИРЯТИНА на 50% изменился, а инструментарий несколько обогатился. Над материалом работали: Иван Семесюк - тексты, музыка, губная гармошка, поперечные флейты, сопилка, вокал; Надежда Каламиец - бэк-вокал; Богдан Буткевич - гитара, банджо, бэк-вокалы; Артем Малюга - гитара, бас, дополнительные инструменты; Андрей "Бит" Литвинок - ударные.

Альбом, во-первых, разнопланов как по тематике, так и по настроению. Во-вторых, лирический герой заметно посерьезнел: в ряде песен ярко обозначаются его гражданская позиция и чувство национальной идентичности. В-третьих, мата на квадратный метр становится много меньше. Наконец, в-четвертых, часть песен музыкально и поэтически тяготеет к балладности.

Зарисовка "СМТ" ("ПГТ") могла бы вписаться и в "Атентат". Жизнь агрария в поселке городского типа однообразна, бесполезна и скучна. Не имея подобного жизненного опыта, не могу ни согласиться, ни возразить. В песне "Цицьки" ("Цыцки" или "Сиськи") за кажущейся пошлостью скрывается глубокий смысл: если мужчину в избраннице интересует только привлекательная внешность, его чувства обречены. "Помаленьку" мне хочется назвать "Сороковнік II". Это философский монолог сорокалетнего мужчины, осознающего, что жизнь проходит и, как ни крути, рано или поздно конец неизбежен. "Аватар" - исповедь человека, спивающегося и опускающегося на дно, но не желающего что-либо менять в своей жизни.

Баллада "Родіна" являет собой большую ритмическую цитату (и смысловую антицитату) из песни Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского "С Чего Начинается Родина" из кинофильма "Щит и меч". Слово "родина" переводится с русского на украинский как "батьківщина". Но для автора родіна и батьківщина - понятия диаметрально противоположные: родіна вызывает в нем устойчивые ассоциации с пребыванием Украины в составе российской империи и Советского Союза, в последнее время - с российскими солдатами, а потому чужда и враждебна. Батьківщина же - независимая, самостоятельная Украина, тот идеал, за который борются украинские патриоты. Тараща из одноименной песни - название районных центров в Киевской и Черкасской областях. В данном случае для понимания не имеет значения, какая Тараща имеется в виду: лирический герой - "центряк", то есть житель центрального региона страны, которому изрядно надоело подразделение Украины на "пророссийскую" восточную и "прозападную" западную. "Народився на Районі" ("Родился на Районе") - песня о любви к так называемой малой родине: ее герой родился на Оболони и всю жизнь остается патриотом красивейшего микрорайона Киева.

"Тантра" - это, говоря общо, баллада об украинском национальном самосознании. Лирический герой призывает на помощь терминологию восточных духовных учений ("тантра", "дхарма", "ринпоче", "сатори" и т. п.). Лично мне для более полноценного восприятия пришлось "полистать" Википедию. В авторский текст органично вписывается цитата из украинской народной песни "Розпрягайте, Хлопці, Коней!" В музыке совсем нет "ирландщины", зато есть родная украинская фолковость, которая проявилась в аутентичных бэках Надежды Каламиец и финальном проигрыше с солирующей флейтой Ивана Семесюка. В радиоверсии песни, вынесенной в бонус, заменено матерное слово.

"Вуса" ("Усы") - песня во многом автобиографичная: лидер ПИРЯТИНА сам долго носил длинные усы. А потому рискнул предложить собственную классификацию сего атрибута мужественности. Песне "Пиздюки" я бы мог дать цензурное название "Пори Року" ("Времена Года"): в трех строфах Иван Семесюк передает ощущения от стремительной смены зимы, весны, лета и осени. А пиздюками называет постоянно воющие ветры. Подписываюсь под каждым словом автора: я тоже люблю весну и лето и ненавижу осень и зиму. "Човник" ("Лодочка") - яркий пример обращения к украинскому и, шире, древнеславянскому фольклору: герой песни плывет к своей любимой сквозь бури и невзгоды. Его надежные союзники - оптимизм и самообладание.

"Привид" ("Привидение" или "Призрак") не вписывается в концепцию альбома, а потому включен в него как бонус-трек. Первую строчку композиции можно истолковать как отсылку к одному из многочисленных фильмов под названием "Дом с привидениями". Лирический герой наблюдает за призраком и в конце концов превращается в него сам. А у Ивана Семесюка, оказывается, блестящие навыки аутентичного фольклорного пения! Почему он так редко их использует?

Вместо резюме: сборник стихов Ивана Семесюка "Нема чим робить" и альбомы группы ПИРЯТИН "Атентат" и "Тантра" производят хорошее впечатление. Есть что почитать. Есть что послушать. Есть от чего получить удовольствие. Есть над чем серьезно задуматься. Есть над чем приколоться.

Слушать альбомы:
"Атентат"
"Тантра"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 02 сентября 2020, 21:50
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002