КАЛИНОВ МОСТ - "Оружие"


(c) КАЛИНОВ МОСТ, 1998
(p) Отделение Выход, 2020
12 tks./T.t. 57:07


Переиздание на виниле одного из лучших альбомов культовой новосибирской команды стало для меня не только Событием в музыкальной (и, шире, культурной) жизни России и всего постсоветского пространства, но и самым настоящим праздником. А еще - поводом написать о любимом альбоме любимой группы.

Мне бы хотелось остановиться на составляющих альбома.

Концепция. Согласно словарю Ожегова, оружие - "всякое средство, технически пригодное для нападения или защиты, а также совокупность таких средств". Сам Дмитрий Ревякин в интервью газете "Завтра", данном вскоре после выхода альбома, дополнил этимологию названия, разложив ее на составляющие: "Слово "оружие" состоит из двух корней: "орати" (древнерусское "пахать плугом") и "жиче" (жить, жизнь), нужно это знать, и тогда все становится ясно". Такое толкование, однако, не отменяет буквального значения названия: многие песни отличаются суровостью и воинственностью. Главная тема альбома, красной нитью проходящая через все композиции - битва добра со злом. А добро должно уметь себя защитить. В таком случае понимание оружия связывается с деятельностью воина духа, коим ощущает себя и сам Дмитрий Ревякин.

Оформление альбома за авторством Владимира Распутина отличается от оформления, сделанного Василием Гавриловым и Павлом Семеновым для первого издания, но во многом его повторяет и снова отражает тематику песен. В изображениях очень много символики. На лицевой стороне обложки - деревянное колесо, разделенное спицами на восемь сегментов. Колесо - один из древнейших символов в истории человечества (вспомним колесо Фортуны, колесо Сансары и другие подобные образы). Бескрайнее поле со спелыми злаками как фон - знак завершенности, а колос символизирует все живое. Низкое закатное небо символизирует тревогу и опасение за свое будущее. На развороте конверта и в буклете - деревянные языческие идолы на фоне все той же колосящейся нивы, а также участники КАЛИНОВА МОСТА и другие персонажи в холщовых условно-сельских одеждах: бородатый старец с посохом, соответствующий представлению об отце-идеале, улыбающаяся пожилая женщина как воплощение материнства и девочка с кувшином как символ юношеской влюбленности. Фотографии сделаны Сергеем Бабенко и Максимом Полубояриновым на съемках клипа на песню "Родная"

Музыка/аранжировки/исполнение. Над "Оружием" работали: Дмитрий Ревякин - тексты, акустическая гитара, пение; Василий Смоленцев - гитара, подпевки; Олег Татаренко - бас; Виктор Чаплыгин - барабаны, бонги, бубен, шейкер, подпевки. Все песни написаны Дмитрием Ревякиным, музыка "Родной" создавалась в соавторстве с Василием Смоленцевым, а "Колец Алых" - со всеми остальными участниками группы.

КМ вернулись к калифорнийскому ритм-энд-блюзу, в то же время ревякинские мелодии изобилуют интонациями, характерными для русских народных песен. Шаманские медитации и рок-н-ролльный драйв дополняют и уравновешивают друг друга. А сложная структура композиций позволяет относить их к арт-року. Аранжировки отличаются тщательной продуманностью и филигранной отточенностью, и в то же время изяществом и плотностью.

Стихи (назвать поэтические произведения Ревякина текстами язык не поворачивается) весьма и весьма своеобразны: строфика неровна, рифмы то напрочь отсутствуют, то появляются в самых неожиданных местах, например, рифмоваться могут соседние слова в пределах одной строчки. Обилие аллитераций придает им музыкальность. Так, в стихотворении "Кольца Алые" уже изначально заложен танцевальный ритм.

Лирический герой Дмитрия Ревякина еще воплощает языческое мировосприятие. Названия песен, в которых встречаются глаголы в инфинитиве ("Не Вернуться", "Горевать Ночью", "Пропадать Молвой", "Поминать Бессмертных") напоминают о КМ т. н. эзотерического периода, когда Дмитрия Ревякин увлекался словотворчеством. Но образы стали более конкретными и понятными. Каждая песня, каждый стих от и до фольклорны по тематике и образному строю.

Вообще со стихами песен лучше знакомиться в отрыве от музыки - благо, у обладателей пластинки такая возможность есть благодаря 12-страничному буклету.

Балладу "Сны Сбываются" отличают активное, волевое начало и жесткое, почти хардовое звучание. Следующая песня "Иного Не Надо" более спокойна по настроению. Герой обретает уверенность в правильности выбранного пути - пути борьбы. "Рудники Свободы" - воспоминания о некоем большом празднике. Ключевая тема альбома отступает на задний план, но полностью не уходит. "Не Вернуться" и "Поминать Бессмертных" - реквиемы по погибшим во время битвы. Баллада "Юные" ("Ради Славы Дня") знаменует победу добра (дня) над злом (ночью). По строению это масштабное арт-роковое полотно, состоящее из нескольких сегментов и имеющее сложный тональный план. Интересная музыкальная находка - изображение огненного танца посредством полиритмии, т. е. сочетания в одновременности разных ритмических рисунков, не совпадающих друг с другом. Герой песен "Накричали Птицы" и "Пропадать Молвой" не только восхищается величием и могуществом природы, но и призывает ее в друзья и союзники. "Горевать Ночью" и "Кольца Алые" - разудалые плясовые. В финале первой имитируется северный ритуальный танец. Здесь Дмитрию Ревякину явно не хватило навыков горлового пения. Зато во второй многоголосие выше всех возможных и невозможных похвал. "Птицей Белой" - почти 8-минутная монументальная баллада, одновременно торжественная и просветленно-скорбная. Ее герой белой птицей смотрит с неба на всех живущих.

Супер-мега-хиту "Родная" я отвожу отдельный абзац: во-первых, песня не имеет ничего общего с остальным материалом альбома. Во-вторых, не все понятно с интерпретацией ее содержания.

В конце 90-х - начале нулевых Дмитрий Ревякин в своих интервью косвенно подтверждал распространенное мнение, будто "Родная" посвящена Янке Дягилевой, но впоследствии категорически опроверг версию посвящения. Также лидер КМ в внес в текст песни две правки. Первая - чисто филологическая: во втором куплете фраза "кто чего сказал" была заменена на "кто о чем молчал". Вторая связана с принятием православной веры. Первоначальный вариант третьего куплета: "Кто поставит крест на могилы нам? Инок да шаман". А вот вторая фраза в новой редакции: "Инок! Не шаман".

Новую версию песни пока можно услышать только на концертах. Мне же больше нравится альбомная - видимо, срабатывает эффект первичного восприятия.

Для полноты картины остается добавить, что для винилового переиздания запись была специально отмастерена Евгением Гапеевым. По сравнению с изданиями на CD и аудиокассете в порядок расположения песен внесено небольшое изменение: "Юные" ("Ради Славы Дня") и "Горевать Ночью" поменялись местами. Но от такой перестановки тематическая цельность альбома ничуть не пострадала.

Альбом КМ "Оружие" и сегодня звучит свежо и ново. Я его переслушиваю с таким же удовольствием и интересом, как 20 с лишним лет назад. А за переиздание огромный респект "Отделению Выход".

Слушать альбом (оригинальное издание)
Заказать пластинку

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 15 июня 2020, 19:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.001