koudra - "parachod" & "sini albom"


(c) & (p) koŭdra, 2018
9 tks./T.t. 31:03
(c) & (p) koŭdra, 2019
6 tks./T.t. 20:27


У минской группы koŭdra (коўдра) есть две отличительные особенности. Во-первых, участники коллектива скрывают информацию о себе - их имена не известны. Такой таинственности можно дать объяснение: многих артистов могут любить за привлекательную внешность или заслуги в прошлом, иначе говоря, бэкграунд. Группа koŭdra как единый целостный организм хочет быть любимой именно за музыку, за песни. Во-вторых, вопреки правилам грамматики, все заглавия пишутся только и исключительно строчными буквами. А латиница используется для удобства поиска иностранными пользователями в Интернете.

Есть у группы и своя концепция: ранее белорусский язык считался знаком принадлежности говорящего на нем человека к той или иной политической силе либо обозначал определенную профессию (например, преподаватель белорусского языка и литературы). koŭdra же рассматривает белорусский язык как средство общения в повседневной жизни - без всяких политических и профессиональных привязок. Такая позиция достойна уважения и восхищения. Особенно если учесть, что сегодня в Беларуси белорусскоговорящий человек все еще привлекает к себе повышенное внимание своей инакостью, а иногда вызывает раздражение и агрессию.

Один из участников koŭdra в интервью программе "Prime Live", вышедшей на минском "Прайм-радио" 20 августа 2018 года, объяснил этимологию названия группы (привожу в переводе с белорусского): "Это нечто такое, что должно укрывать и под чем хотелось бы проводить время. И, безусловно, мы как-то так планировали и посчитали в свое время, что это подходящее название, из того, что под одеялом хочется быть и из-под него не хочется вылезать. И хотелось бы, чтобы наша музыка так же укрывала и не отпускала". Что же, пожелание анонимного респондента сбывается: koŭdra надолго поселилась в моем плеере.

Группа играет вроде бы самый обыкновенный инди-рок. Но главное - не что, а как играть! Лично я безумно люблю инди-рок по-koŭdrовски прежде всего за тонкое музыкальное чутье и умение достигать максимальных результатов минимальными средствами. А еще мне очень импонирует герой песен группы - грустный мальчик, нечто среднее между Маленьким Принцем и Холденом Колфилдом, мечтающий, разочаровывающийся и глубоко страдающий. Быть может, поэтому во всех песнях безраздельно господствуют минорные тональности.

Альбомы "parachod" ("пароход") и "sini albom" ("синий альбом") рождались постепенно, складываясь из синглов, публикуемых в социальной сети ВКонтакте и на популярном ресурсе SoundCloud. К каждой песне прилагались ее текст и визуальная иллюстрация. Пока альбомы существуют только в цифровом виде. Если бы они издавались на физическом носителе, то, очевидно, были бы снабжены буклетами с текстами и визуальным воплощением песен.

Если обе работы рассматривать как одно целое, ничего не изменится: второй альбом продолжает первый. "sini albom" мне очень хочется назвать "parachod II". Песни очень грустные, но не депрессивные. Если придерживаться рекомендации участников koŭdra, для адекватного восприятия альбомов слушателю потребуются две вещи - немного алкоголя и наушники.

На обложке к альбому "parachod" образы всех песен перекликаются и сочетаются в один сложный сюжет.

"kosmas" ("космос") - песня об освоении космического пространства. Автор-вокалист не без гордости вспоминает Юрия Гагарина, Валентину Терешкову, Белку и Стрелку, "Союз-Аполлон"... Во вступлении и проигрышах используются фрагменты записи переговоров Юрия Гагарина и Сергея Королева перед стартом первого космического корабля-спутника "Восток". Пилот из одноименной песни - это лирический герой, блуждающий между сном и явью, не находящий своего самолета. "parachod" - монолог героя, потерявшего любимую и тоскующего по прошлому, когда был с ней вместе. "bieraży siabie" ("береги себя") - взволнованный речитатив, обращенный к потерянной любимой. "kašmary" ("кошмары") - песня от лица героя, похоронившего свои мечты. А быть может, это всего лишь кошмарный сон? Холодное инструментальное сопровождение с тяжеловесной ритм-гитарой в проигрыше между куплетами действует на слушателя угнетающе. "tančy" ("танцуй") - развернутая метафора: жизнь всегда прекрасна - со слезами и со смехом, тяжелая и легкая. Даже тогда, когда, казалось бы, все рушится или безвозвратно потеряно - все равно надо жить. "padajem" ("падаем") - философский монолог, в котором автор впадает в назидательность: мы любим, радуемся, грустим, суетимся... и не замечаем, как наша жизнь подошла к концу. "niby żyvy" ("словно живой") - апофеоз безумия, боли, тоски и отчаяния. Самая пронзительная и самая лучшая вещь альбома - пробирает, как спел классик, "до костей, до кончиков". "pju" ("пью") - печальный финал: свои разочарования и невзгоды герой топит в вине.

Несмотря на небольшой хронометраж (чуть больше 20 минут), "sini albom" - это именно альбом, а не EP, поскольку обладает смысловой законченностью - авторы в нем сказали все, что хотели. Название альбома обыгрывается как на обложке, так и на визуальных иллюстрациях. Песни проникнуты осенне-зимним настроением. "Главным героем" первой "u domie, dzie" ("в доме, где"), открывающей альбом, становится дождь, обладающий разрушительной силой. Зарисовка "bałkon" переносит слушателя на балкон одного из домов большого города, на который надвигается ночь. Лирический герой испытывает чувство острого дискомфорта и готов делиться им со всеми окружающими. "sini spieŭ" ("синяя песня") переполняет слушателя ощущением пустоты и безысходности. В синей комнате синей квартиры сидит мальчик, который пишет альбом о том, как горы превращаются в дно. Кто он? Может быть, лирический герой. Или сам автор. Название "2:27" дал песне ее хронометраж. На визуальной иллюстрации видно, как вокруг парня в шарфе летают календарные листки с числами 31 и 1. Это своеобразный символ конца старой жизни и начало новой. Но лирический герой жестоко обманывается. В финальном проигрыше диссонантные созвучия у синтезатора, имитирующего фортепиано, изображают смятение и сумбур в его душе. "biessań" ("бессонница") во всей полноте передает угнетенное состояние. Усталый голос вокалиста сочетается с однообразным сопровождением синтезатора; на музыкальную ткань накладываются звуки движущегося трамвая. "pasłuchaj" ("послушай") - исполненное отчаяния обращение героя к своей маме, звучащее, как крик в пустоту, который никогда и никем не будет услышан.

Таким образом, "parachod" и "sini albom" заканчиваются не точками, а многоточиями, и это только усиливает их трагический характер.

К безусловным достоинствам обоих альбомов я отношу их тематическую и настроенческую цельность и органичное единство слова и музыки. Но есть у них и очевидные недостатки. Временами вокалиста подводит дикция - некоторые слова разобрать крайне сложно. Судя по всему, альбомы записывались в домашней студии, сводились и мастерились самими участниками koŭdra, и ребятам явно не хватило опыта. Особенно пострадал альбом "parachod", где местами голос вокалиста заглушается инструментами. Но опыт - дело наживное. "sini albom" однозначно демонстрирует профессиональный рост анонимного звукорежиссера.

Впрочем, наши недостатки продолжают наши достоинства, а совершенство не имеет пределов. Для меня творчество группы koŭdra - это эталон, по которому можно измерять качество белорусской музыки.

Слушать альбомы:
"parachod"
"sini albom" (пока доступен лишь как плей-лист на Youtube)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 04 июня 2020, 18:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002