ВЫХОД - "Подкрался (нежно)"


(с) Силя, 2019
(р) Отделение Выход, 2019


Этот старый хулиган Силя лет двадцать назад чуть не подставил меня по-крупному. Решил я как-то раз одной иногородней знакомой подарить на день рождения только что вышедший диск ВЫХОДА, и лишь вернувшись с почты после отправки бандероли понял, что натворил. Во-первых, тот альбом назывался "Два Года до Конца", что склонной к депрессиям даме в день тридцатилетия дарить точно не стоило бы. Ну, и кроме того, если кто не помнит, в заглавной песне рефреном звучали буквально следующие слова: "Два года до конца света, два года до конца всего..." А юбиляршу, между прочим, как раз Светой и звали. К счастью все обошлось, никто не обиделся и не увидел никаких подтекстов. И все же я бы предпочел, чтобы тот альбом назывался как нынешний.

Впрочем, в данном случае слово "нежно" обозначает чисто техническую характеристику. Издание существует в двух версиях - с "грубым" и "нежным" вариантом сведения. Только грубый имеет почему-то не столь широкое распространение. И не беда. Стоит только услышать первую песню - "Танк Сильнее Слона", и сразу понимаешь, что перед нами ласковый и нежный... зверь. Сорванный до хрипа вокал, хищный скрежет скрипки Елены Куличковой (почти APOCALYPTICA, но сильно на кого-то рассерженная!), нервные клавиши Марка Бомштейна - в общем, панк-рок и психоделик во всей своей варварской красе! И это еще не всё. Вообще-то самые верные, как им кажется, поклонники творчества группы всегда недолюбливали потуги на авангардизм - особенно те, что периодически возникали в записях "московского" периода середины 80-х. Силя для них всегда был, прежде всего, душевным чуваком, развлекавшим пьяных тусовщиков на квартирниках приколами типа "Сумаря" или "Года Козла", и когда он начинал умничать, на него обижались. Относиться к нему как к серьезному и во многом недооцененному музыканту долгое время не желали. По этой-то причине ВЫХОД до сих пор не воспринимается как представитель той же блистательной плеяды, в которую входят и АКВАРИУМ, и ПИКНИК, и ЗООПАРК, и КИНО.

Не изменится мнение, видимо, и сейчас, тем более что лидер группы вполне сознательно провоцирует слушателя на конфликт. В течение пяти минут в песне "Должен Кто-То", приняв героическую позу, типичную для "кондового" русского рокера, он призывает воображаемых единомышленников проявить смелость и первыми сделать какой-то шаг. Готовый все принимать за чистую монету рок-фан, повинуясь давно выработанному условному рефлексу, уже готов пойти на подвиг, а шаг-то, оказывается - в говно! Кинчев бы никогда такую подлянку никому не устроил и дал бы возможность каждому ощутить себя самым геройским героем, а тут только и знай, что держи ухо востро да повнимательнее гляди под ноги!

В следующем треке - "Девачковая Песня" с таким же напускным пафосом происходит глумление над миром, где вроде бы все уютно и разумно, где все расставлено по своим местам, но при этом настолько игрушечно, что жить в нем невозможно. Получается как бы колыбельная - но такая, после которой могут присниться только кошмары. На этом фоне бодрый рок-н-рольчик "Сека" выглядит сущим детским озорством. Представители правоохранительных органов, конечно, вправе обидеться, что их представляют шутами гороховыми, но, в конце концов, от них не убудет - в народных анекдотах еще с царских времен они другими и не бывают. А уж с какой наглостью этот анекдот рассказан, с каким чувством собственного достоинства! Апофеозом же бунтарства становится фри-джазовое саксофонное соло Николая Рубанова из АУКЦЫОНА, который вообще придает всем композициям привкус буйного сумасшествия.

Не без его активного участия, несомненно, изменилось до неузнаваемости "Сладкое Чувство Полета" - старая-престарая песенка, звучавшая на концертах еще в 1986-м и тогда называвшаяся просто "Седьмой Этаж". Был легкий стеб, непритязательное упражнение в области черного юмора, а стала воистину душераздирающая сценка, пронизанная насквозь "гибельным восторгом". Понятно, что шутить о суициде тридцать лет назад и сейчас - две большие разницы, ибо и контекст изменился, и мы. И тот, кто все это сочинил, сегодня сумел-таки рассказать свой старый анекдот так, что мы его услышали как будто впервые.

Увы, но проделать тот же трюк и с другими древними хитами он смог не всегда. В проникновенном романсе "Ты Пригласи Меня На Анашу" уже нет ничего, кроме смертельной усталости от "стандартной процедуры". Что и понятно. В 62 года организм уже не анаши, а радостей куда попроще просит! Как ни парадоксально, вся удаль молодецкая сконцентрирована в вещах, не имеющих длинной биографии. Уже и не важно, когда и по какому конкретному поводу написаны "Дуба Дам #2", "Танцуй, Зомби", "Пока в Руке Стакан" или "Эпитафия #2". Самое главное - что в них мы слышим голос человека, для которого вроде бы не было ни перестройки, ни гламурной рок-волны рубежа веков, ни последовавшего за ней полного застоя. Ему весело не оттого, что он бросает кому-либо вызов, и не оттого, что он надеется понравиться какой-то "заформатированной" публике, а оттого, что он рожден свободным! Как можно сохранить в себе кураж, присущий только рок-подпольщикам позднего СССР, и при этом не превратиться в ретро-артиста, в оживший музейный экспонат - совершенно непонятно. Тем более - как настолько пессимистическое творчество может служить неиссякаемым источником подлинного жизнелюбия. Ведь даже самые мрачные песни ВЫХОДА почему-то не отнимают, а добавляют желания жить дальше, даже если в твоей жизни нет ни капли смысла.

Гуляющую по Интернету уже около года пиратскую версию альбома издатели, пожелавшие остаться неизвестными, зачем-то дополнили еще и несколькими "старыми песнями о главном", позаимствованными с разных трибьютов. Рядом с оригинальным материалом они смотрятся абсолютно чужеродно, но о месте, занимаемом ВЫХОДОМ в отечественной рок-культуре, рассказывают немало. "Непонятная Песенка" Егора Летова в изложении ВЫХОДА вообще превращена в веселую застольную частушку, более близкую к первоисточнику, чем весь прошлогодний кавер-альбом Билли Новика из BILLY'S BAND, и все же слишком уж по-доброму спетую - без ярости и отчаяния. Может быть, питерцам, в принципе чувствующим мир не так, как сибиряки, вообще не стоит браться за подобный материал? А вот гребенщиковские "Иванов" и "Старик Козлодоев" поданы как раз настолько адекватно, что сразу становится понятно, что БГ и Силя - если не близнецы-братья, то уж точно весьма близкие родственники. Просто один всю жизнь убивает в себе циника, а другой напротив, его в себе культивирует. Один в окружающем мире видит, прежде всего, признаки существования бога, а другой борется с паразитами, это божье творение облепившими и изрядно изгадившими. А воздухом оба дышат одним и тем же, и радоваться жизни умеют одинаково, хотя и каждый по-своему.

А по-настоящему нежным Силя все-таки иногда бывает! Для всех слушателей, одолевших 10 основных треков, в финале припрятан бонус - "Осенняя Соната". По сути - самая обычная эстрадная песня, которую могли бы спеть дуэтом Эдуард Хиль и Людмила Сенчина году этак в 1972-м. Спрашивается, зачем нужны подобные приветы из детства? Да всего-навсего для усиления драматического эффекта! Знаете, какими иногда бывают наедине с собой киношные злодеи - сентиментальными, способными восхищаться природными красотами или цитировать милые детские стишки? Но мы-то все равно знаем, что он злодей, и рассказываемая нам страшная сказка как раз интересна именно потому, что в ней есть вот такой вандал бессовестный, насмешник коварный, греховодник неисправимый. Так, что пускай подкрадывается еще и еще - а мы его сумеем встретить как надо!..

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 02 июня 2020, 19:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.006