НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ - "Курорты Кавказа"


(р) НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, 1987
(с) Гост Архив, 2019


Какую группу московского рок-андеграунда ни возьми - обязательно в ее судьбе обнаружится какая-нибудь аномалия. Два легендарных электронщика-экспериментатора Алексей Борисов и Иван Соколовский начали свое восхождение на музыкальный Олимп в середине 80-х лихо и нагло - с развеселых рок-н-роллов, твистов и блюзов, которых не могли испортить даже бездушные, лишенные всякого представления о драйве компьютеры. Играть в стиляг тогда было можно и уже почти безопасно - особенно, когдаа в теле- и радиоэфире замелькали еще совсем недавно возглавлявшие "черные списки" БРАВО. Собственно говоря, многие и воспринимали поначалу НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ как "младших братьев" БРАВО - особенно после того, как в записи одной из песен поучаствовала сама Жанна Агузарова. А затем музыка группы, по мнению ее поклонников, начала "портиться". Школяры вырастали и теряли интерес к дискотекам, но в праве на взросление своим кумирам почему-то отказывали. Дискотечные шлягеры чем дальше тем больше напоминали пародии на модный тогда электропоп - хотя в аляповатых текстах не было ничего смешного. Сложных мелодических ходов становилось все больше - хотя игралось все на такой примитивной аппаратуре, что сейчас даже в подчищенном и реставрированном виде альбомы типа "Незнакомых Лиц" (1985) или "Гуманитарной Жизни" (1986) слушать уже невозможно. А тут еще одна беда пришла откуда не ждали: перестройка набирала обороты, и самыми крутыми стали считаться те группы, которые громче могли крикнуть со сцены: "Долой КПСС!" А НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ ничего подобного вообще не делал, и поиграв социальными мотивами в чуть-чуть шизоидном альбоме "Демократия и Дисциплина", напрочь утратил к ним интерес.

То, с чем он пришел к 1986 году, когда и были записаны "Курорты Кавказа", вообще могло бы понравиться только узкой прослойке меломанов, интересующихся экспериментами немецких первопроходцев нью эйджа - прежде всего KRAFTWERK, TANGERINE DREAM и сольного Клауса Шульце. Это была уже чисто инструментальная музыка - холодная до монотонности, минималистичная. Мелодия как таковая вообще отсутствовала, главным было настроение, атмосфера, фон для медитации. Кстати, название альбома не имеет ничего общего с южным фольклором и тем более темпераментом. Жившие в СССР в 70-х - 80-х годах прекрасно помнят, как каждый вечер программа "Время" заканчивалась сводкой погоды. И какие бы грозы или метели ни бушевали за окном, где-то на вечнозеленых курортах Кавказа всегда все было хорошо - тихо, солнечно и тепло. Вот и наши герои постарались, чтобы слушателю было максимально комфортно и спокойно наедине с их музыкой. Единственное, что постоянно нарушает покой и назойливо отвлекает внимание от общего однообразия - это драм-машина, издающая такие резкие металлические звуки, какие я слышал в детстве, когда по соседству весь день забивали сваи для только-только начинавшего строиться здания горкома комсомола. Видимо, так в наше сознание вколачивают мысли о том, что даже в самых райских уголках нет-нет да и даст о себе знать современная цивилизация. Поначалу этот звук кажется забавным, затем начинает раздражать, но под конец уже становится привычным, еле заметным фоном, не заслоняющим всего остального.

И тогда каждая композиция обретает свое лицо - единственное и неповторимое. Открывающее альбом произведение под названием "From the Depth" - это легкий намек на "восток вообще", без привязки к какой-то конкретной стране и эпохе. Просто издалека доносятся какие-то заунывные гортанные завывания, которые можно принять и за азербайджанский мугам, и за грузинское хоровое пение, и за крик муэдзина на минарете. Мир еще не знал таких названий как DEEP FOREST и ENIGMA, а в Москве уже предчувствовали и чуть ли не напрямую анонсировали их появление! Второй трек "Fishes" наполнен таинственными шорохами и шипениями каких-то экзотических гадов - возможно, что даже и хищных, но не то чтобы очень агрессивных. Не бог весть какое новшество - голоса живой природы в музыке использовались и прежде, к примеру, Полом Уинтером в его "экологическом джазе" (Уинтер, кстати, в те годы бывал в СССР, участвовал в различных международных акциях и даже записался со знаменитым фолк-ансамблем Дмитрия Покровского). Но русский опыт в этой области - самый настоящий музыкальный триллер! Далее, в "This Night" нас, успевших все-таки чуть-чуть испугаться, начинают успокаивать и убаюкивать приятными джазовыми аккордами клавишных. В "On the Coast" тот же самый джаз делается бодрее, динамичнее, но только мы соберемся потанцевать, как нас бесцеремонно швыряют в психоделический омут композиции "Sea Walk". Вынырнуть из него живым не так уж просто - звон в ушах, судороги, сознание путается... Но если все-таки удастся - то в "Lukich on the Beach" можно перевести дух и совершить неторопливый моцион по не очень, может быть, ровной, но не очень и утомляющей дороге прямиком к "Oriental Sweets". Подозрительные там у них эти "восточные сладости", конечно - приторные, обволакивающие, навевающие грезы о сказках "Тысяча и одной ночи" и долго не желающие отпускать от себя! Кажется, именно здесь и находится кульминация альбома, ибо дальше уже просто катимся под горку, едва успевая подмечать мелькающие по сторонам достопримечательности: в "Heat" - трепетный лиризм, в "Road to Mountains" - мучительное ожидание встречи с чем-то невыразимо прекрасным, в "Caves" - светлую печаль, вполне уместную в конце любой увлекательной истории, которая, к сожалению, не может продолжаться бесконечно.

Альбом "Курорты Кавказа", как никакой другой, оказался судьбоносным и для Борисова, и для Соколовского, развивших в своих позднейших сольных проектах многие идеи, намечавшиеся здесь только пунктиром. А вот страна, редко обращающая внимание на музыку без слов, сделала вид, будто на ее глазах ничего не произошло. И в дальнейшем, чем бы ни занимался НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ и его бывшие участники, опережая свое время на много-много шагов, все это либо получало свою оценку с опозданием на 5-10 лет, либо не вызывало даже скандала.

Видимо, время "Курортов Кавказа" настало только сейчас - недаром же они звучат и ныне весьма современно. Сенсации они не вызовут, а вот молодых электронщиков наверняка удивят, ибо выяснится, что все их новаторство - лишь повторение чего-то хорошо забытого старого.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 10 января 2020, 20:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002