ИСТИННЫЙ ОБЛИК - "Аврора"


(с) & (p) ИСТИННЫЙ ОБЛИК, 2019

Еще задолго до того, как альбом был готов, достоянием общественности стал один из его самых рискованных треков - кавер на башлачёвскую "Палату №6". Ценителям творчества легендарного рок-поэта было от чего возбудиться. Ведь из русопятой частушки группа сделала почти классический черный блюз, что одинаково далеко и от Воркуты, и от Алма-Аты, и от всех других упоминаемых в тексте реалий. Впрочем, на самом деле никакого надругательства над авторским замыслом никто не допустил - скорее, наоборот. Мало кто знает, что году в 1985-м, находясь на пике своей карьеры, Башлачёв на свадьбе Жанны Агузаровой познакомился с будущим создателем группы CROSSROADZ Сергеем Вороновым и почти договорился о совместном проекте - вероятно, как раз чисто блюзовом. К сожалению, по вине каких-то обстоятельств непреодолимой силы творческий дуэт не сложился. И только сейчас мы можем попытаться представить себе, что вышло бы, если... Если бы Башлачёв дожил до тех лет, до которых дожил лидер ИСТИННОГО ОБЛИКА Андрей Початин. Надрыв и безнадега, свойственная молодости, принимающей все слишком близко к сердцу, ушли куда-то на задний план, зато на первый вылезла мудрая, чуть печальная самоирония. Имеет ли право на существование подобная интерпретация рок-классики? По-моему, да - и не только она.

Дело в том, что ИСТИННЫЙ ОБЛИК - это рок именно для взрослых людей, что в очередной раз доказывает их новый альбом. Мне много раз приходилось слышать о сходстве Початина с Чижом, и оно, конечно, имеет место на уровне голоса, музыкального стиля - эдакой смеси блюза, фолка и дворовой лирики. А затем начинаются чудеса. Чиграков был убедителен и популярен у широких масс, пока мог воспевать романтику путешествий автостопом и тусовок в подвалах. Когда ему исполнилось сорок, оказалось, что сказать ему больше нечего. Початин же именно сейчас только начинает раскрываться по-настоящему, обретает свой голос и свой индивидуальный, хорошо узнаваемый почерк. Он поет о жизни, увиденной глазами не подростка, а вполне зрелого "человека из толпы", впрочем, не утратившего ни мечтательности, ни чувства юмора, ни непримиримого отношения к социальной несправедливости. То есть ни в коем случае не перестает быть настоящим рокером.

Открывающая альбом песня "Про Америки" настраивает слушателя на, может быть, не совсем серьезный, но откровенный разговор "за жизнь". По форме это - незатейливый вальсок, схожий с теми, что мы могли когда-то слышать в гребенщиковском "Навигаторе". Текст же таит кое-какие сюрпризы там, где их меньше всего ожидаешь: "Погода на улице мерзкая-мерзкая, в душе сто котов передрались с собаками. Сижу у окна. Сижу и кумекаю. А был бы я женщиной - точно заплакал бы..." Дальше авторская мысль совершает какой-то невероятный кульбит, и речь заходит о родном городе, который лирическим героем любим так, что ни на какую Америку променять невозможно. Казалось бы, при чем тут вообще женщина, при чем Америка? А ведь на самом деле все очень просто: чтобы любить родину в непогоду, необходимо обладать определенным мужеством. Нормальный такой, непафосный, неагрессивный, лишенный всякого самолюбования патриотизм, которого в нашем роке не так уж много. Да и только ли в роке?

Второй трек "Огонь"" - образец классического харда а ля FOREIGNER, но самое интересное в нем совсем другое. Дело в том, что композиция была сочинена еще лет 15 назад по заказу. Тогда пожарная охрана Карелии отмечала какой-то круглый-прекруглый юбилей, в связи с чем был выпущен небольшим тиражом CD песен "в тему", в основном на стихи известного петрозаводского поэта Олега Мошникова. Вписавшись в столь странный трибъют, ИСТИННЫЙ ОБЛИК оказался в одной компании с неким детским хором и несколькими малоизвестными бардами. Вряд ли это добавило группе хоть капельку популярности, ибо даже огнеборцы не так уж часто слушают на досуге свои корпоративные гимны. Казалось бы, записали и забыли навсегда, дабы не компрометировать свой рокерский имидж участием в конъюнктурных проектах, - но Початину зачем-то понадобилось вернуться к своим старым грехам и... Оказалось, что песня-то, вынутая из первоначального контекста, звучит совсем по-иному. Сейчас это уже - философская притча о том, как важно сохранять мужество перед лицом даже глобальной катастрофы. Ну кто бы мог подумать?

Продолжает Початин удивлять и в "Бронепоезде Анархисте", словно бы позаимствованном из репертуара ранних МОНГОЛ ШУУДАН. Бешеный, нервный ритм, шашки сверкают, станицы пылают, наш паровоз вперед летит - в общем, все сделано так, как задумывали классики жанра. Только у Валерия Скородеда голос был наглый, ёрнический, словно подчеркивающий пародийность и провокационность всего происходящего. У нас же, северян, нрав куда более суровый, поэтому все очень даже всерьез. При этом - боже упаси, никаких призывов к экстремизму. Просто все мы выросли на фильмах про неуловимых мстителей, и почему бы в них не поиграть на досуге? Новой-то гражданской войны на самом деле никто не хочет...

Настоящая революционная бомба взрывается под песню "Робинзоны Тайги". Здесь группа предстает в абсолютно новом качестве. Она наконец-то сочинила тот рок, который может играть не только в маленьком уютном клубе, но и на большом стадионе, под открытым небом. При этом содержание текста, как ни странно, пронизано скорее духом индивидуализма, нежели желанием повести за собой на баррикады толпу единомышленников. Герой мечтает сбежать из сурового, бездушного города в лесную чащу и петь песни у костра. Вот так изменилась до неузнаваемости туристская песня за последние полвека! Нынешним отважным бродягам по-прежнему мил "изгиб гитары желтой", но поют они уже не Визбора, а Цоя с Кинчевым. Музыка стала другой - а дух свободолюбия все равно остался, стремление к слиянию с девственной природой так же непобедимо.

За чуточку заунывной, постепенно утяжеляющейся фолк-балладой "Домой" идет озорная частушка "Карелия", воспевающая все прелести сонного лесного края - от лесов, озер, флоры и фауны до людей, населяющих наши города и веси. Не вполне понятно тут, пожалуй, только упоминание Юрия Гагарина. Первый советский космонавт все-таки был родом со Смоленщины. По национальности - далеко не вепс, и в Карелии побывал всего однажды, после чего привокзальную площадь в Петрозаводске назвали его именем. Но если это намек на связь Русского Севера с космосом - да, есть такое дело!

Далее веселье продолжается. Песня "Весна Идет" начинается с речитативного монолога неудачливого героя-любовника, рассказывающего, как он, идя на свидание к девушке с ананасом в руке, упал в наполненную собачьими какашками лужу. Ну прямо как Евгений Гришковец - разве что не в сопровождении группы БИГУДИ! Но не успевает слушатель сообразить, что это все ему напоминает, как на него обрушиваются разудалые пляски на костях романтизма: "Повыползало из-под снега все, говнососулькой бабушку убило не так давно, ломают люди руки-ноги в гололед! Весна идет! Весне дорогу! Весна идет!" Панк-рок в натуре. В общем, убийственная и правдоподобная зарисовка. Ах, что за удивительный талант - умение посмеяться над собой, над своим несчастьем и над не очень-то пригодной для существования окружающей средой! Он дан не всем, а у Початина имеется, что было очевидно давно и получило свое подтверждение в очередной раз.

Продолжает наш герой смеяться сквозь слезы и в "Мышке и Свинье" - еще одной трагикомической истории о том, как любовная лодка разбилась о быт. А потом уже становится просто не до смеха. В пробирающей до костей надрывной "Горькой" - всё, что только можно вложить в это понятие человеку, поющему по-русски. То есть судьба родины, судьба рядового соотечественника-современника, обреченного "петь и пить", и вечное желание сбежать куда-нибудь от самого себя. Куда? Если бы знали - давно бы уже все разбежались...

А заглавную песню Андрей приберег на финал. У большинства слово "Аврора" ассоциируется обычно с легендарным крейсером, умудрившимся одним холостым выстрелом разрушить целую империю. Но для Початина важнее, скорее, античное божество, давшее крейсеру имя - та самая "восхитительная заря", что освещает нелегкий путь лирического героя. Здесь дело доходит почти до шаманизма в ранне-ревякинском духе. Разве что сыроватый, чуть простоватый текст не дает нам слишком сильно оторваться от нашего грешного мира. Но что-то, похожее на робкую надежду на светлое завтра, в душу все-таки вселяется.

Да, от ИСТИННОГО ОБЛИКА не дождешься революций. Он не создан для того, чтобы выпускать великие альбомы, взрывающие мир. Его миссия в другом - согревать тех, кому зябко, дарить свет тем, кому темно. То есть во всем том, чем занимается на протяжении своей истории весь душевный, честный русский рок, что бы о нем ни говорили недоброжелатели. Если тебе скучен русский шансон, но "цивилизованный" западный рок пугает своим холодноватым профессионализмом - то подобные песни как раз для твоей фонотеки. Остальные не поймут, не оценят - ну и не надо!..

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 30 августа 2019, 18:13
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003