ИСТИННЫЙ ОБЛИК - "Жизнь По Спирали"


(р) ИСТИННЫЙ ОБЛИК, 2017

Я знал этих людей еще в ту пору, когда их не знал практически никто. Осенью 1999 года известный петрозаводский поэт Дмитрий Горох принес мне кассету от своих друзей: "Вот, послушай! Поют парни все подряд - от панк-рока до фолка и, по-моему, песни есть неплохие!" Песни действительно были очень искренними, иногда полными лукавой самоиронии, граничащей с абсурдом, иногда трагически-исповедальными. И хотя в целом запись, сделанная в какой-то общаге на обычной бытовой магнитофон, звучала кривовато, а отдельные номера скорее годились для исполнения на кавээновских мероприятиях далеко не высшей лиги, обозвать это "студенческой самодеятельностью" просто язык не поворачивался. Потом мы нерегулярно, но все же общались с лидером группы Андреем Початиным напрямую и даже выступали на разного рода мероприятиях, я писал рецензии на его концерты и новые записи, терял группу из виду лет на пять и более. И радовался каждому новому карьерному взлету ИСТИННОГО ОБЛИКА: вот их упомянул "FUZZ", вот Андрея в рекламе показали, вот их концерт петрозаводское "Наше Радио" анонсирует как важное событие в местной клубной жизни...

Новый альбом, вышедший под вывеской ИСТИННОГО ОБЛИКА - это вещественное доказательство творческой "взрослости", наступившей далеко не вчера. Можно сказать, что именно сейчас группа научилась делать то, чего от нее я лично ждал двадцать лет назад. Не просто научились лучше играть - хотя и этого достижения тоже не скроешь за внешней простотой некоторых песен. В коллективе, успевшем сменить свой состав и кое-что подкорректировать в стиле, стало чувствоваться больше внутреннего, идейного единства. Что наилучшим образом сказалось на качестве записи.

Из десяти представленных в альбоме песен, по сути, лишь одну можно назвать откровенной неудачей - "Под Общим Одеялом". Уж очень она похожа на Чижа - причем не на раннего ершистого маргинала, которому было холодно в кедах и который считал пределом мечтаний "напиться в говно", а на того, что искал "под одним одеялом" некую Ольгу - самодовольный и скучный. Да, мы всегда знали, что Андрей поет очень по-чижовски. Но все лучшее с ним происходит именно тогда, когда он забывает об этом.

Да вот же пример настоящего, не подражательного творчества! Мощная монументально-эпическая композиция "Внук Адама, Сын Валентина" - смесь заунывного фолка и пафосного классического харда. Да, есть здесь что-то и от кинчевских плакатов эпохи перестройки, и даже от философичности и эстетства Калугина. Но сама-то по себе вещь глубоко личная. Человек никуда не зовет слушателя, не навязывает ему своего мировоззрения, а всего лишь рассказывает, какие морально-нравственные принципы были заложены в него еще в детстве. Не красуясь, не стараясь изо всех сил понравиться публике. И эта правильно взятая с самого начала интонация подкупает. Мы сразу видим, что за яркая, цельная личность стоит за каждой строчкой, и проникаемся доверием. А иногда даже чувствуем себя соучастниками некоего тайного антигосударственного заговора. Сейчас петь песни с остросоциальным подтекстом, даже если ты касаешься вещей приземленных, бытовых, понятных любому далекому от политики "маленькому человеку" - опасно. Рано или поздно найдется некто из числа тех же "маленьких людей", который обвинит тебя в русофобии и прочих модных смертных грехах. Но если твоя молодость прошла в 90-х на фоне полной и безудержной свободы слова, ты уже не умеешь сочинять абстрактные тексты ни о чем. В целом ряде своих свежих сочинений Початин называет своими именами мерзости нашей жизни, показывая одновременно и их анекдотичность, и трагизм нашей с вами судьбы. Вот "Выборы" - веселый, с сердитой гитарой, иногда перебиваемой озорными духовыми, энергичный ска-панк. А по сути - совершенно убойная по степени издевки частушка о том, как российская глубинка, "край распроданных заводов и утонувших пароходов", сходив к урнам, проголосует за своих благодетелей и наконец-то заживет по-настоящему счастливо. В нашем роке традиция подобных "антивыборных" плясовых существует давно, и многие из них даже стали почти классикой (стоит хотя бы вспомнить "Не Пойду На Выбора" АДАПТАЦИИ или "Выборы" Шнура). Сколько существует демократия (истинная или кажущаяся), столько рядовой избиратель недоверчиво смотрит на ее творцов и усмехается. Но сейчас смех сквозь слезы звучит особенно нервно, ибо любому терпению когда-нибудь приходит предел. Вот, кстати, и зарисовочка из жизни тех, кто все еще терпит - "Гимн Строителям". Когда-то в ранний период творчества группа уже воспевала героический труд монтажников-высотников, стекольщиков и представителей каких-то еще столь же славных профессий. В юности все видится если не в розовом, то, по крайней мере, в радужном свете - в том числе и будущая работа. И о ней можно беззаботно, чисто по-студенчески шутить, даже если там мало смешного. Сейчас же лирическому герою стало совсем не до шуток: "Сегодня звенят золотые монеты в моем кошельке - обычно пустом. Я строю дома чужим людям, а сам... живу под мостом!" Чувствуется, что все реалии жизни трудового народа срисованы с натуры, может быть, даже из личного опыта. Ведь это не закос под простачка-провинциала, не пародия на советские музыкальные репортажи со "строек века", а просто правда - горькая и беспощадная, которой когда-то так гордился ныне чересчур огламурившийся русский рок.

По музыке, впрочем, не такой уж и русский, а вполне классический, интернациональный. С чисто технической точки зрения, по музыкальному оформлению "Гимн Строителям" ИСТИННОГО ОБЛИКА - почти THE ROLLING STONES середины 70-х! Задиристая блюзовая гитара врывается в подсознание и заставляет если уж не пуститься в пляс (что вряд ли получится при столь печальном тексте), то отправиться на улицу строить баррикаду - точно. Рок-н-ролл, назло всем своим недоброжелателям, продолжает бороться за свободу и права человека. А еще он иногда погружает нас в тяжелые размышления о смысле жизни. Как баллада "Пуля", больше всего запоминающаяся, пожалуй, второй частью, которая состоит из одного длинного гитарного соло. Оно пробирает до костей ощущением безысходности, беззащитности человека перед лицом смерти. Наверное, PINK FLOYD или SUPERTRAMP превратили бы сей сюжет в красивую и длинную рок-сюиту, а Початину вполне хватило для достижения необходимого эффекта всего четырех минут!

А в совсем уже панковской, резкой и прямолинейной песне "Книги" он умудряется за столько же времени вкратце пересказать содержание романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Или же все-таки обозначить еще одну типичную для нашего времени тенденцию - наступление по всем фронтам средневекового мракобесия?

Он все прекрасно понимает о том, какие мы, люди, на самом деле. А в зоологического мизантропа все равно не превращается, даже когда хочет казаться таковым. И в легкой, вроде бы сделанной из чисто детского желания пошалить музыкальной шутке "Самый Красивый" утверждает, что любви в этом мире достойны все без исключения - даже законченные уроды и ничтожества. И еще он продолжает, как и в двадцать лет, писать проникновенную лирику - совсем тихую, совсем сентиментальную. Такую, как баллада "Зима". И именно здесь раскрывает свой истинный, человеческий, а не артистический облик.

И понятно, почему сам альбом называется "Жизнь По Спирали". Вот так растешь-растешь, взрослеешь-взрослеешь, а все равно, если есть в тебе некий моральный стержень, некие твердые принципы, рано или поздно вернешься к истокам. Не знаю, будет ли данная запись услышана в столицах - хотя пора бы уже, уровень-то уже далеко не провинциальный. Но земляки-карелы должны гордиться ИСТИННЫМ ОБЛИКОМ так, как мало еще чем. Он не обманул надежд своих первых слушателей. Не обманет и новых, которые могут появиться в будущем. Ждем от группы дальнейших прорывов и свершений!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 23 апреля 2018, 09:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002