ДДТ - "Галя Ходи"


(p) Navigator Records, 2018

Название альбому дала древняя-древняя песня Юрия Шевчука, которую сейчас уже мало кто помнит. Она никогда не исполнялась в составе группы, иногда звучала на квартирниках начала 80-х и издавалась на современных носителях всего однажды - на совместном с Александром Башлачёвым акустическом концертнике "Кочегарка" (1995), обычно не включаемом в официальную дискографию. Что особенно забавно - на данном альбоме ее тоже нет. Одноименный трек имеет к оригинальной "Гале" такое же отношение, как записанная несколько лет назад Евгением Гришковцом с группой BRAINSTORM литературно-музыкальная миниатюра "На Заре" - к хиту группы АЛЬЯНС 1987 года. "Юра-музыкант" на протяжении почти пяти минут наборматывает что-то вроде рэпа о том, как ему - настоящему рок-н-ролльщику - скучно жить в наши попсовые времена, а вместо рефрена еле слышным эхом давнего прошлого звучит припев из "Гали".

Наверное, было бы интересно, если бы ДДТ сейчас взяли и перепели свои самые ранние песни уфимского периода. Идея подобного альбома, кстати, высказывалась Шевчуком еще в середине 90-х, но почему-то была очень быстро забыта. Еще раньше, в недолгий период сотрудничества с фирмой "Мелодия" вроде бы у него возникало желание перепеть в приличном качестве и издать свою "доисторическую" бардовскую акустику - и тоже как-то не срослось. О причинах догадаться несложно. Все, что случилось с группой после ее триумфального возрождения в стенах Ленинградского рок-клуба, не имеет никакого отношения к тем провинциальным балбесам, не умевшим толком ни играть, ни записываться, но наглым и веселым, которые, по сути дела, занимали нишу, впоследствии оккупированную СЕКТОРОМ ГАЗА. Да и вообще, для ДДТ не существует понятия "ретро". Песни Юрия Шевчука - это всегда о нас сегодняшних, прежде всего. И новый альбом - это в первую очередь попытка подвести итоги уже клонящегося к закату десятилетия. А всякие скрытые цитаты, намеки и полунамеки - просто игра, просто дружеские приветы "тем, кто понимает" - и не более...

Самая-то главная из записанных в последнее время песен - это "Русская Весна". Помним, конечно же, мы и другие весны - и гремевший в начале перестройки, готовый к новым революциям "Петербург-Петроград-Ленинградище", и непредсказуемую, многоликую и много чего обещавшую "Актрису-Весну" 1992 года... Ныне климат на Земле явно не тот. Ни единой радостной ноты, вообще ни единого признака каких-либо перемен, один сплошной крик затравленной души:

Что в твоем окне, что в твоем окне.
Серый полумрак, лагерный барак.
Каменный мешок, в нем растет веток.
Зэкам не до сна, как она нежна.


Вот такая мучительная, невыносимая клаустрофобия, по сравнению с которой провинциальная тоска, точно переданная в раннем альбоме "Периферия", кажется почти райским наслаждением. В том, советском аду можно было еще тешить себя надеждой, что где-то есть совсем другая, настоящая жизнь - просто тебя в нее почему-то не пускают. Сейчас же и у провинциала, и у жителя столицы одна и та же безнадега - одна на всю страну, поднимающуюся с колен!

Все, что сказано в остальных песнях - это всего лишь вариации на заданную тему или иллюстрации мысли о невыносимости бытия в том, маячащем за окном, лицемерном и фальшивом мире. Глумливая, выдержанная в танцевальных ритмах (почти как у группы РУКИ ВВЕРХ) "Альтернатива" - это едкая насмешка над обывателем, слепо верящим всему, что рассказывает телевизор и превращающим все святое в попсовую пошлятину. Последнее Шевчуку кажется особенно кощунственным - как любому поэту, и он наносит ответный удар, яростно и отчаянно.

Песня "Если" в очередной раз доказывает, что Юрий Юлианович так и не научился сочинять блюзов. Даже тех, о которых подчеркнуто говорят, что они "белые". То и дело с блюзовых гармоний срывается на сентиментальный вальсок и даже не особенно придает этому значение. А мы ему с легкостью прощаем сей стилистический огрех за буйную фантазию, предлагающую самые разные варианты скорого светопреставления - от энтропии Вселенной до дефолта в отдельно взятой стране, от всемирного потопа до кончины Facebook и Windows. А лирического героя больше всего заботит вопрос, что будет завтра на завтрак - вслед за Достоевским когда-то вопрошавшим: "Свету ли провалиться или мне чаю не пить?" Пожалуй, еще никогда лидер ДДТ, нигде не старавшийся демонстрировать свою образованность, не был так близок с классиками. Или это классики никогда еще не были так болезненно актуальны для предающих их на каждом шагу потомков?

"Уездный Город" - почти хэви-метал. А текст - чисто русский психоделик. Страшный рассказ о том, что русскому мужику только после сносящей башню дозы алкоголя дано себя ощутить свободным и смелым. Четверть века назад Шевчук пел о том же в "Белой Реке" - но тогда он смотрел на своих спивающихся друзей глазами рок-звезды, которой все было нипочем. Сейчас же влез в шкуру маргинала и прочувствовал весь трагизм его судьбы еще глубже.

В "Звезде-Старухе" при желании можно тоже уловить аллюзии на прошлое. Еще в уфимский период имела место такая смешная (именно по причине своей серьезности) стилизованная под протестантский хорал баллада "Наполним Небо Добротой!". В ней Шевчук обращался к Христу как пионер к пионервожатому - мол, вперед, Христос, а мы за тобой, - за что и огреб по полной как "тайный агент Ватикана". Сегодня он уже не стесняется себя назвать "потомком тайных христиан", но пафоса в его речах поубавилось. Он уже не зовет нацию за собой, а тихо беседует по душам с небом, которому, оказывается, тоже бывает грустно и одиноко. И, кажется, они между собой находят общий язык!..

Зарядились небесной энергией - и снова в бой! Электронная страшилка "Мертвый Человек" - это, к сожалению, не бред обкуренного гота в зарисовке с натуры. Еще одна злая карикатура на современника, превращенного в зомби нашим бесчеловечным веком. Или на зверя, живущего в каждом из нас, но до поры затаившегося?

"Вокзал" - пронзительная лирика, в которой смешано два несовместимых между собой чувства: ощущение, будто ты на родине - как бомж в чужом городе, где помимо бродячих древних котов и живых душ-то не осталось, и... боль оттого, что эта вся разруха - твоя, родная, данные тебе навек. Невозможно отделить одно от другого и невозможно переживать то и другое одновременно, отчего песня буквально разрывает сердце на части. "Белый Дым" - ироничная и все же горькая реплика в сторону коллег, подрастерявших рок-н-ролльный драйв на старости лет. А как альтернатива всем богемным штучкам - возникающий в "Степном Гамлете" призрак мужика с топором, представителя того самого "глубинного народа", в котором уже давно созрело раздражение и злоба на всех и вся.

Куда денешься от этого навязчивого предчувствия гражданской войны, которое не заглушишь никакими правильными лозунгами? Оно уже посещало нас в конце 80-х - и тогда мы, выросшие на романтических боевиках про неуловимых мстителей, даже ждали с нетерпением, когда же оно все, наконец, начнется и можно будет себя показать героями. Сейчас мы понимаем, что это - прежде всего предчувствие катастрофы. Впрочем, Шевчук по-прежнему не теряет оптимизма и пытается подсказать слушателю хоть какой-то спасительный выход. Он - в песне "С Глазами Блока". Прозрачный намек: мол, читайте умные книжки - из них и узнаете всю правду о себе. Тем же, кому читать недосуг, предлагается старый, проверенный многими поколениями способ спасения - через любовь. "Любовь Не Пропала" - этой надоедливой песенкой почти ни о чем нам уже все уши прожужжало "Наше Радио", конечно же, выбравшее для раскрутки альбома самый слабый из треков, к тому же, слишком похожий на хит двадцатилетней давности "Любовь" из крайне неудачного одноименного альбома. Вне контекста, в качестве самостоятельного произведения она вызывает дикую скуку и своей банальной мелодией, и чересчур демагогическим текстом. Но как резюме к маленькому музыкально-философскому трактату на тему человека и общества она вполне органична. И кому еще, если не любимым, спасать нас, раз уже ни во что не верится и надеяться особенно не на что?

Стараюсь не думать о том, как бы звучал альбом, если бы его играл тот шикарный состав, где на басу был Курылев, на саксе Чернов, на ударных Доценко, а на скрипке Зайцев. Наверное, в их игре было бы больше искусства, больше чисто внешней красоты, а дух времени отсутствовал бы напрочь. Другие люди - тоже мастеровитые, но без претензий на эстетство - сделали все куда правильнее. Опытный клавишник Константин Шумайлов, в зависимости от поставленной задачи способный и создать атмосферу дискотеки, и подчеркнуть щемящее чувство одиночества в лирической балладе, гитарист Алексей Федичев, басист Роман Невелев, вокалистка Алена Романова, когда-то прославившаяся с фольклорным проектом ZVENTA SVENTANA, джазовый тромбонист, участник OPTIMYSTICA ORCHESTRA и МАРКШЕЙДЕР КУНСТ Антон Вишняков, барабанщик Артем Мамай смогли вложить в альбом свою индивидуальность, не слишком отвлекая слушателя от сути. С маленькой помощью приглашенных друзей, среди которых один скрипач Сергей Рыженко стоит десятерых.

"Галя, Ходи!" - это звучит так же гордо, как "Вперед, Россия!" Наверное, это немного странно - слушать Шевчука в 2019 году не ностальгии ради. Странно - ибо пора бы отечеству обзавестись пророками и помоложе. И одновременно безумно приятно, что в русском роке есть человек, которому ты веришь, словно старому другу, на протяжении всей сознательной жизни. Другие или давно умерли, или деградировали, или исчезли не пойми куда. А этот всегда рядом, всегда имеет свое мнение на любой счет. И даже самыми горькими строчками дарит надежду, что какая бы ни была поганая эпоха на дворе, последнее слово все равно будет за нами!

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 27 марта 2019, 20:13
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002