Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ДДТ - "Галя Ходи"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Гальченко
Автор


Зарегистрирован: 22.08.2005
Сообщения: 146
Откуда: Петрозаводск

Сообщение 27 Мар 2019, 21:13 - ДДТ - "Галя Ходи" Ответить с цитатой

(p) Navigator Records, 2018

Название альбому дала древняя-древняя песня Юрия Шевчука, которую сейчас уже мало кто помнит. Она никогда не исполнялась в составе группы, иногда звучала на квартирниках начала 80-х и издавалась на современных носителях всего однажды - на совместном с Александром Башлачёвым акустическом концертнике "Кочегарка" (1995), обычно не включаемом в официальную дискографию. Что особенно забавно - на данном альбоме ее тоже нет. Одноименный трек имеет к оригинальной "Гале" такое же отношение, как записанная несколько лет назад Евгением Гришковцом с группой BRAINSTORM литературно-музыкальная миниатюра "На Заре" - к хиту группы АЛЬЯНС 1987 года. "Юра-музыкант" на протяжении почти пяти минут наборматывает что-то вроде рэпа о том, как ему - настоящему рок-н-ролльщику - скучно жить в наши попсовые времена, а вместо рефрена еле слышным эхом давнего прошлого звучит припев из "Гали".

Наверное, было бы интересно, если бы ДДТ сейчас взяли и перепели свои самые ранние песни уфимского периода. Идея подобного альбома, кстати, высказывалась Шевчуком еще в середине 90-х, но почему-то была очень быстро забыта. Еще раньше, в недолгий период сотрудничества с фирмой "Мелодия" вроде бы у него возникало желание перепеть в приличном качестве и издать свою "доисторическую" бардовскую акустику - и тоже как-то не срослось. О причинах догадаться несложно. Все, что случилось с группой после ее триумфального возрождения в стенах Ленинградского рок-клуба, не имеет никакого отношения к тем провинциальным балбесам, не умевшим толком ни играть, ни записываться, но наглым и веселым, которые, по сути дела, занимали нишу, впоследствии оккупированную СЕКТОРОМ ГАЗА. Да и вообще, для ДДТ не существует понятия "ретро". Песни Юрия Шевчука - это всегда о нас сегодняшних, прежде всего. И новый альбом - это в первую очередь попытка подвести итоги уже клонящегося к закату десятилетия. А всякие скрытые цитаты, намеки и полунамеки - просто игра, просто дружеские приветы "тем, кто понимает" - и не более...

Самая-то главная из записанных в последнее время песен - это "Русская Весна". Помним, конечно же, мы и другие весны - и гремевший в начале перестройки, готовый к новым революциям "Петербург-Петроград-Ленинградище", и непредсказуемую, многоликую и много чего обещавшую "Актрису-Весну" 1992 года... Ныне климат на Земле явно не тот. Ни единой радостной ноты, вообще ни единого признака каких-либо перемен, один сплошной крик затравленной души:

Что в твоем окне, что в твоем окне.
Серый полумрак, лагерный барак.
Каменный мешок, в нем растет веток.
Зэкам не до сна, как она нежна.


Вот такая мучительная, невыносимая клаустрофобия, по сравнению с которой провинциальная тоска, точно переданная в раннем альбоме "Периферия", кажется почти райским наслаждением. В том, советском аду можно было еще тешить себя надеждой, что где-то есть совсем другая, настоящая жизнь - просто тебя в нее почему-то не пускают. Сейчас же и у провинциала, и у жителя столицы одна и та же безнадега - одна на всю страну, поднимающуюся с колен!

Все, что сказано в остальных песнях - это всего лишь вариации на заданную тему или иллюстрации мысли о невыносимости бытия в том, маячащем за окном, лицемерном и фальшивом мире. Глумливая, выдержанная в танцевальных ритмах (почти как у группы РУКИ ВВЕРХ) "Альтернатива" - это едкая насмешка над обывателем, слепо верящим всему, что рассказывает телевизор и превращающим все святое в попсовую пошлятину. Последнее Шевчуку кажется особенно кощунственным - как любому поэту, и он наносит ответный удар, яростно и отчаянно.

Песня "Если" в очередной раз доказывает, что Юрий Юлианович так и не научился сочинять блюзов. Даже тех, о которых подчеркнуто говорят, что они "белые". То и дело с блюзовых гармоний срывается на сентиментальный вальсок и даже не особенно придает этому значение. А мы ему с легкостью прощаем сей стилистический огрех за буйную фантазию, предлагающую самые разные варианты скорого светопреставления - от энтропии Вселенной до дефолта в отдельно взятой стране, от всемирного потопа до кончины Facebook и Windows. А лирического героя больше всего заботит вопрос, что будет завтра на завтрак - вслед за Достоевским когда-то вопрошавшим: "Свету ли провалиться или мне чаю не пить?" Пожалуй, еще никогда лидер ДДТ, нигде не старавшийся демонстрировать свою образованность, не был так близок с классиками. Или это классики никогда еще не были так болезненно актуальны для предающих их на каждом шагу потомков?

"Уездный Город" - почти хэви-метал. А текст - чисто русский психоделик. Страшный рассказ о том, что русскому мужику только после сносящей башню дозы алкоголя дано себя ощутить свободным и смелым. Четверть века назад Шевчук пел о том же в "Белой Реке" - но тогда он смотрел на своих спивающихся друзей глазами рок-звезды, которой все было нипочем. Сейчас же влез в шкуру маргинала и прочувствовал весь трагизм его судьбы еще глубже.

В "Звезде-Старухе" при желании можно тоже уловить аллюзии на прошлое. Еще в уфимский период имела место такая смешная (именно по причине своей серьезности) стилизованная под протестантский хорал баллада "Наполним Небо Добротой!". В ней Шевчук обращался к Христу как пионер к пионервожатому - мол, вперед, Христос, а мы за тобой, - за что и огреб по полной как "тайный агент Ватикана". Сегодня он уже не стесняется себя назвать "потомком тайных христиан", но пафоса в его речах поубавилось. Он уже не зовет нацию за собой, а тихо беседует по душам с небом, которому, оказывается, тоже бывает грустно и одиноко. И, кажется, они между собой находят общий язык!..

Зарядились небесной энергией - и снова в бой! Электронная страшилка "Мертвый Человек" - это, к сожалению, не бред обкуренного гота в зарисовке с натуры. Еще одна злая карикатура на современника, превращенного в зомби нашим бесчеловечным веком. Или на зверя, живущего в каждом из нас, но до поры затаившегося?

"Вокзал" - пронзительная лирика, в которой смешано два несовместимых между собой чувства: ощущение, будто ты на родине - как бомж в чужом городе, где помимо бродячих древних котов и живых душ-то не осталось, и... боль оттого, что эта вся разруха - твоя, родная, данные тебе навек. Невозможно отделить одно от другого и невозможно переживать то и другое одновременно, отчего песня буквально разрывает сердце на части. "Белый Дым" - ироничная и все же горькая реплика в сторону коллег, подрастерявших рок-н-ролльный драйв на старости лет. А как альтернатива всем богемным штучкам - возникающий в "Степном Гамлете" призрак мужика с топором, представителя того самого "глубинного народа", в котором уже давно созрело раздражение и злоба на всех и вся.

Куда денешься от этого навязчивого предчувствия гражданской войны, которое не заглушишь никакими правильными лозунгами? Оно уже посещало нас в конце 80-х - и тогда мы, выросшие на романтических боевиках про неуловимых мстителей, даже ждали с нетерпением, когда же оно все, наконец, начнется и можно будет себя показать героями. Сейчас мы понимаем, что это - прежде всего предчувствие катастрофы. Впрочем, Шевчук по-прежнему не теряет оптимизма и пытается подсказать слушателю хоть какой-то спасительный выход. Он - в песне "С Глазами Блока". Прозрачный намек: мол, читайте умные книжки - из них и узнаете всю правду о себе. Тем же, кому читать недосуг, предлагается старый, проверенный многими поколениями способ спасения - через любовь. "Любовь Не Пропала" - этой надоедливой песенкой почти ни о чем нам уже все уши прожужжало "Наше Радио", конечно же, выбравшее для раскрутки альбома самый слабый из треков, к тому же, слишком похожий на хит двадцатилетней давности "Любовь" из крайне неудачного одноименного альбома. Вне контекста, в качестве самостоятельного произведения она вызывает дикую скуку и своей банальной мелодией, и чересчур демагогическим текстом. Но как резюме к маленькому музыкально-философскому трактату на тему человека и общества она вполне органична. И кому еще, если не любимым, спасать нас, раз уже ни во что не верится и надеяться особенно не на что?

Стараюсь не думать о том, как бы звучал альбом, если бы его играл тот шикарный состав, где на басу был Курылев, на саксе Чернов, на ударных Доценко, а на скрипке Зайцев. Наверное, в их игре было бы больше искусства, больше чисто внешней красоты, а дух времени отсутствовал бы напрочь. Другие люди - тоже мастеровитые, но без претензий на эстетство - сделали все куда правильнее. Опытный клавишник Константин Шумайлов, в зависимости от поставленной задачи способный и создать атмосферу дискотеки, и подчеркнуть щемящее чувство одиночества в лирической балладе, гитарист Алексей Федичев, басист Роман Невелев, вокалистка Алена Романова, когда-то прославившаяся с фольклорным проектом ZVENTA SVENTANA, джазовый тромбонист, участник OPTIMYSTICA ORCHESTRA и МАРКШЕЙДЕР КУНСТ Антон Вишняков, барабанщик Артем Мамай смогли вложить в альбом свою индивидуальность, не слишком отвлекая слушателя от сути. С маленькой помощью приглашенных друзей, среди которых один скрипач Сергей Рыженко стоит десятерых.

"Галя, Ходи!" - это звучит так же гордо, как "Вперед, Россия!" Наверное, это немного странно - слушать Шевчука в 2019 году не ностальгии ради. Странно - ибо пора бы отечеству обзавестись пророками и помоложе. И одновременно безумно приятно, что в русском роке есть человек, которому ты веришь, словно старому другу, на протяжении всей сознательной жизни. Другие или давно умерли, или деградировали, или исчезли не пойми куда. А этот всегда рядом, всегда имеет свое мнение на любой счет. И даже самыми горькими строчками дарит надежду, что какая бы ни была поганая эпоха на дворе, последнее слово все равно будет за нами!

Слушать альбом
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vadimlv
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 02.11.2010
Сообщения: 29

Сообщение 28 Мар 2019, 15:16 - Ответить с цитатой

В Ленинградском рок-клубе пожирал электричество наш рок-н-ролльный прайд. (c)

Новый альбом ДДТ, как мне кажется, описывает выход из внутреннего кризиса. Эти 4 года, прошедшие с выхода предыдущей пластинки, вместили в себя события, которые могли бы привести Шевчука к творческой и нравственной катастрофе. И, в этом контексте, любопытно отметить, что центральная часть альбома "Галя Ходи" отсылает нас к "Синему Альбому" Аквариума ("Электрический Пес", "Молодая Шпана", "Чай"), с которого, по сути, началась славная история русского рока.

Именно, в творчестве, в рок-н-ролле, Шевчук находит оправдание и надежду, чтобы двигаться дальше. Сомневается (и в альбоме очень точно отражены эти сомнения) и опять находит свой путь, и снова верит в свое ремесло.

Для ДДТ, всегда тяготевшей к определенной звуковой концепции, альбом вышел на удивление эклектичным и на первый взгляд кажется сборником ауттейков группы. Но в этом, собственно, и состоит идея новой работы, и, альбом действительно сложился в цельное музыкальное полотно со своей драматургией и хеппи-эндом.

btw:

В "Звезде-Старухе" при желании можно тоже уловить аллюзии на прошлое.


Так, там же целиком вставка старой песни "Деревня" ("Эй пляши, пляши, старуха..."). Не аллюзии, а прямое авто-цитирование.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006