ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Пламя Изнутри"


(c) & (p) ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, 2018
10 tks./T.t. 45:23


Этот альбом хоть и не номерной, но, на мой взгляд, является важным дополнением к дискографии ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Его концепция сама по себе во многом необычна для литературоцентричной России: здесь безраздельно господствует, если можно так выразиться, музыкоцентризм, то есть сосредоточение на музыкальной составляющей. И именно музыкоцентризмом "Пламя Изнутри" привлекло мое внимание.

Сразу подчеркну: представляемая работа ОП - не инструментальный альбом, не сборник минусовок для караоке, а именно что собрание инструментальных версий песен, входивших в альбом-дилогию "Для Тех, Кто Видит Сны". Поначалу оно создавалось с чисто прикладной целью, но со временем цель претерпела трансформацию. Показать работу музыкантов ОП как инструменталистов и аранжировщиков, обратить внимание потенциального слушателя на нюансы, от которых отвлекают вокал и смысловая нагрузка текстов - так я бы сформулировал цель альбома. В то же время, представленные на нем инструментальные версии песен ОП можно воспринимать и как самостоятельные музыкальные произведения.

Название альбому дали строки из композиции "Путь Во Льдах":

Путь во льдах -
Пламя изнутри,
Это путь во льдах
Воинства зари.
Путь во льдах -
В каждом сердце пламя бьется!
Путь сквозь льды -
Вечный путь от сердца к солнцу!


Обложка, сработанная руками, головой и сердцем московского художника Александра Уткина, по-своему цитатна: шахид-неваляшка графически иллюстрирует ещё одну фразу из песни: "Падать и вновь подниматься - вот все, что могу". А если вглядеться, можно обнаружить отсылки к обложкам и обеих частей дилогии, и макси-сингла "Шитрок".

В этом альбоме во всей полноте проявилось оркестровое мышление "праведников". Обращает на себя внимание состав, расширенный за счет сессионных музыкантов. Не только участники ОП: Сергей Калугин - акустическая гитара; Алексей Бурков - электрогитара, акустическая гитара, мандолина, перкуссия; Юрий Русланов - флейты, рояль, синтезатор, перкуссия, программирование; Артемий Бондаренко - бас, программирование; Александр Ветхов - барабаны, перкуссия, но и Елена Юркина - сопрано; Елена Ярыгина (Михайлова) (ансамбль ГОРНИЦА) - народный вокал; Анастасия Якушина (квартет им. М. И. Иполитова-Иванова) - скрипка; Данила Машкин - альт; Таисия Кислякова - виолончель; Ирина Вылегжанина - виолончель; Наталья Нгуен - рояль; Максим Семенов (экс-деревянный духовой квинтет фонда "Новые имена", малый симфонический оркестр п/у Владимира Понькина и симфонический оркестр Московской государственной филармонии, на момент записи - оркестр Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко) - валторна; Ростислав Квасов (оркестр " Геликон-опера ") - тромбон; Александр Миткевич (TINTAL) - труба, флюгельгорн; Денис Забавский - балалайка; Елена Забавская - домра, Андрей Равин - акустическая гитара, перкуссия. Академический (сопрано) и народный вокал используются как колористические инструменты. Треки пересводил Юрий Богданов. Благодаря ему материал воссоздает атмосферу второй половины 80-х годов.

Вот здесь мне придется углубиться в теорию и историю музыки.

До недавнего времени в мировой музыке господствовали гомофония (так называемый гомофонно-гармонический склад) и полифония. Гомофония (от греч. homo - равный, phonos - звук, голос) - многоголосный склад музыки, в котором один из голосов (как правило, верхний) является главным, а остальные сопровождают его, выполняя роль как бы аккомпанемента. Полифония (греч. polý - много, phonos - звук, голос) - вид многоголосия, в котором отдельные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Приблизительно в 90-е годы минувшего века в современной академической (и не только) музыке появляется гомофонно-полифонический склад, в котором скрещиваются первое и второе: несколько голосов, каждый из которых ведет самостоятельную мелодию, сочетается с многоголосным (аккордовым) аккомпанементом.

В музыке ОП очень много гомофонно-полифонических эпизодов, которых слушатель за вокалом и текстами попросту не замечал. Альбом "Пламя Изнутри" дает такую возможность.

Как сказал Сергей Калугин в одном из недавних интервью, хоть в композициях и нет текстов, они все равно незримо присутствуют. Поэтому позволю себе отталкиваться от содержания, хотя приоритет остается за музыкой.

"Белое На Белом" - в оригинале песня о художнике-наивисте Массове, запечатлевающем божественный свет на презренном холсте. Его удел - быть вне конъюнктуры и постоянно сталкиваться с непониманием толпы. В музыке разные настроения передаются различными инструментами: так, флейта выступает носителем светлого начала, а струнные смычковые олицетворяют трагедию. В целом же инструментальная версия могла бы создать приятный фон для прогноза погоды. Песня "78-й" во многом автобиографична. Речь в ней идет о годе, когда Сергею Калугину было 12 лет. Автор (и его лирический герой) с благоговением вспоминает о детстве. В представленной версии чередуются соло рояля и сопрано, поющее "Ave Maria". "The Catcher in the Rye" - оригинальное название романа Дэвида Джерома Сэлинджера, в русском переводе известного как "Над пропастью во ржи". Герой песни - маленький плачущий Господь, испытывающий ужас перед пропастью - метафорой окружающей действительности, и нуждающийся в милосердии. Здесь есть и мощный гитарный драйв, и психоделия, а труба отсылает к детским кино- и телефильмам, которые мы все так любили. В песне "Шитрок" от Сергея Калугина достается всем представителям русского говнорока. Автор также дает рецепт создания примитивных мелодий. Инструментальная же версия песни напрочь лишена иронии. Здесь соприкасаются и взаимодействуют друг с другом барокко (только вслушайтесь в проигрыш мандолины а ля Иоганн Себастьян Бах!), и полька, и фрагмент русской народной песни "Уж Ты Порушка-Пораня", и жесткие гитарные риффы... Путь во льдах из одноименной композиции - метафора движения к самосовершенствованию, к самопреодолению. Изъятие вербальной составляющей никоим образом не отразилось на настроении, а музыка только поднимает боевой дух. Баллада "Вдаль По Синей Воде" посвящалась известному американскому мореплавателю Уильяму Уиллису, который прославился тем, что на склоне лет совершил два одиночных плавания, преодолев в общей сложности 18.000 морских миль. В 1968 году путешественник пропал без вести, переплывая Атлантический океан на собственной яхте. Инструментальная версия являет собой лирико-драматическое полотно, полное внутренней динамики. По мере приближения к финалу напряженность усиливается, подготавливая кульминацию, которая могла бы быть поручена большому симфоническому оркестру. "Скименъ" - еще одно монументальное, в оригинале вокально-симфоническое произведение на церковнославянский текст, который представляет собой компиляцию из "Песни Песней". Без гроула композиция слушается несколько непривычно. Мне кажется, ей следовало бы вернуть первоначальное название - "Виолончельная": виолончель здесь главный солирующий инструмент. "Черная Земля" была как будто надиктована Сергею Калугину Егором Летовым и даже в инструментальной версии звучит как реквием по основателю и лидеру ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. В музыке проявилось влияние американского и бразильского трэш-метала (имена подставляйте сами). "Вперед и Вверх!" - монолог от имени японского вице-адмирала, летчика и идеолога камикадзе Тахидзиро Ониси, проникнутый размышлениями о любви и смерти. Мощный "металлический" драйв, сменяемый певучей виолончелью. В некоторых эпизодах заметно сильное влияние Баха. Рыцари неба из одноименной песни - те, кто преодолевает "вечный путь от сердца к солнцу". Потрясающие сольные партии флейты, виолончели и рояля! Композиция в инструментальной версии могла бы озвучить рыцарские состязания.

"Пламя Изнутри" стало для ОП своеобразным - и, безусловно, удачным - экспериментом с собственным музыкальным материалом. Впрочем, способны ли "праведники" выпустить некачественный продукт? Мне думается, этот альбом имел бы безусловный успех на музыкальных рынках Европы и США. Настоятельно рекомендую всем любителям Настоящей Хорошей Музыки!

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 марта 2019, 22:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002