КРЕМАТОРИЙ - "Люди-Невидимки"


(c) & (p) Navigator Records, 2016 (CD), 2018 (LP)
13 tks./T.t. 38:53


Название шестнадцатого номерного альбома, очевидно, было подсказано лидеру КРЕМАТОРИЯ Гербертом Уэллсом. "Люди-Невидимки" уподобляются 13-частному циклу со своими сюжетом, изотопией (в литературоведении изотопия - смысловая структура, в которой множество элементов объединяется в единое целое через общее содержание), пространственно-временным континуумом, лирическим героем.

На такой интерпретации альбома настаивает и сам Армен Григорян. В интервью калужскому "Радио 40" от 18 сентября 2016 года он полушутя провел неожиданную аналогию: если альбом "Зомби" можно сравнить с "Декамероном", то "Люди-Невидимки" - это сборник рассказов Эдгара По. Иначе говоря, этот альбом можно не только слушать, но и читать как литературное произведение. Красочный 24-хстраничный буклет, в котором каждая песня проиллюстрирована снимком фотомодели в уникальном костюме - это та же книжка с картинками, которую интересно не только читать, но и рассматривать.

Вообще оформление альбома представляет собой самостоятельное художественное произведение, плод коллективного творчества. Специально для буклета, наряду с музыкантами, снялись модели Дома моды Вячеслава Зайцева. А постановщик Егор Зайцев специально подбирал уникальные костюмы для каждого образа. Забавно выглядит и лицевая сторона обложки: если приложить руку к диджипаку, изображенные на ней люди-невидимки исчезают.

Сам Армен Григорян сводит концепцию "Людей-Невидимок" к четырем пунктам:

1. В песнях нашли отражение воспоминания автора о друзьях, знакомых, людях, которые когда-то были ему близки. Одни отошли в мир иной, другие живут и здравствуют, но давно стали бледной тенью тех людей, которыми когда-то были. И каждый оставил какой-то след в памяти. Как написал сам Армен, "за каждым из них был блистающий мир, если не сказать вселенная".

А еще "Люди-Невидимки" - это взгляд в самые темные закоулки человеческой души. Армен Григорян пытается понять анатомию человеческих поступков, вскрыть мотивы тех или иных действий, которые кажутся алогичными.

2. Альбом представляет собой своеобразное путешествие по истории и попытку создания некой карты мира. В песнях действуют исторические, литературные и вымышленные персонажи.

3. "Люди-Невидимки" - поиск человека, индивида, найти которого с годами становится все тяжелее. По мнению Армена Григоряна, новейшие информационные технологии обезличивают и в итоге уничтожают человека.

4. Наконец, автор пытается с помощью этих песен заглянуть с разных ракурсов внутрь самого себя нынешнего. В каждой песне ставится не точка, а вопросительный знак.

В записи материала участвовали: Армен Григорян - тексты, музыка, губная гармошка, вокал; Максим Гусельщиков - скрипка, альт, виолончель; Владимир Куликов - гитара, акустическая гитара; Николай Коршунов - клавишные, акустическая гитара, 12-струнная гитара, бас-гитара, продюсирование; Андрей Ермола - ударные, перкуссия; а также сессионные музыканты: Марина Третьякова - вокал; Елизавета Григорян - вокал; Ксения "Николь" Беспалая - бэк-вокал; Игорь Королев (АРТУР БЕРКУТ) - гитара; Константин Лосев - труба.

Материал записывался в начале 2016 года в московской студии "KIV Records", на 50% оборудованной ламповыми усилителями. На этом альбоме музыканты экспериментировали со звуком, специально подбирали раритетные инструменты. И, на мой субъективный взгляд, эксперимент удался.

"Ave Caesar" - пролог к альбому. Цезарь в песнях не встречается ни разу. Это вступительное слово, с которым автор обращается к слушателю. Ключ к разгадке песенного цикла кроется в фразах на латыни (привожу в переводе на русский): "Других не суди, на себя погляди. Идущие на смерть приветствуют тебя!" Второй фразой в Древнем Риме гладиаторы перед боем приветствовали императоров. Супермаркет из одноименной песни - метафора любви в современном мире, которая неотделима от расчетливости. "Гудвин" одновременно отсылает к сказкам Лаймена Фрэнка Баума и Александра Волкова и к знаменитому кинотриллеру "Город грехов" Роберта Родригеса, Фрэнка Миллера и Квентина Тарантино. Хотя, мне кажется, для сюжета больше подходит не "Sin city", а российский сериал Ольги Субботиной "Столица греха": свои реалии, пусть и со знаком минус, как-то ближе. Музыкально песня тяготеет к агрессивному фанку. "Брунхильда" содержит отсылку к опере Рихарда Вагнера "Валькирия" (из тетралогии "Кольцо Нибелунга"). Герою каждый день снится один и тот же сон, будто Брунхильда забирает его в плен. Синтезированный орган и запредельный вокализ Марины Третьяковой привносят в песню элемент готики. Жанр "Текилы Бум" сам Армен Григорян обозначает как "леденящую душу повесть", героиня которой - звезда криминального мира. "Вечера поэзии Дзен в подвалах Лубянки, биеннале доктора Моро в Доме кино, полет валькирий с крыши гостиницы "Балчуг" и подпольный концерт ZZ TOP в Люблино - вот далеко не полный список деяний ее ловких рук!". Все влюбляются в Текилу Бум, и лишь лирическому "я" автора удается от нее сбежать. Проигрыш украшают соло на губной гармошке и скрипке. "Ричард III" - сентиментальная песня о любви. Герой, желая покорить сердце дамы, в которую влюбляется, решает сыграть битого короля Ричарда III. Чем закончилась история, мы, увы, так и не узнаем. Для воссоздания атмосферы средневековой Англии в записи использовались редкие инструменты, в том числе альт XIX века. "Света" представляет собой римейк пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке" с поправкой на наше время. Девушка из провинции по имени Света приезжает в Москву и охмуряет богатенького Буратино. Потребности бывшей провинциалки растут: иметь дом и машину, путешествовать по всему миру, податься в звезды эстрады, наконец, стать президентом всея Руси... Но все имеет свой конец. Света возвращается туда, откуда приехала, и перед ней - разбитое корыто. Очень симпатичный рок-н-ролльчик! А еще в этой песне Армен Григорян бросает камушек в сторону Первого канала Российского ТВ: там из любого сделают звезду, если у того есть миллион евро. "Веревка и Мыло" - посвящение людям, которые под воздействием различных жизненных обстоятельств потеряли свою личность. Армен Григорян поет с язвительной интонацией. "Бенито" ("Хуарес") - ирония над пацифизмом и пацифистами. Президент Мексики Бенито Пабло Хуарес Гарсиа слыл пацифистом и, прикрываясь миролюбивыми лозунгами, за 14,5 лет своего правления замучил многих граждан своей страны. Автор задается вопросом: возможен ли пацифизм в наше каннибальское время? В музыке слышны латиноамериканские ритмы. А женский хор в финале, прописанный Ксенией Беспалой, поет насмешливо-издевательски. "Жизнь" - шуточная песня о разрушительном воздействии общественного мнения, СМИ и новейших информационных технологий. Инструментал "Perpetuum Mobile, Pt. I" - стилизация диско, популярного в 80-е - 90-е годы. Хотя гитарка звучит очень даже роково! "Perpetuum Mobile, Pt. II" - песня о другой любви, которая... убивает. Заглавный номер - эпилог альбома. Баллада, в которой трагическое настроение усиливается с каждым куплетом. Мне хочется ее назвать реквиемом по людям-невидимкам.

Мелодии легко ложатся на слух. Аранжировки, как всегда, безупречны. Армен Григорян с сотоварищами по-прежнему проявляют изобретательность в выборе выразительных средств. И, быть может, поэтому альбом хочется переслушивать еще и еще. Чего и всем желаю.

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 24 декабря 2018, 00:13
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001