Марина Барешенкова - "Vox Et Amicus Eius"


(c) & (p) Геометрия, 2017
CD1 17 tks./T.t. 49:31
CD2 14 tks./T.t. 45:24


Название второго в официальной дискографии альбома Марины Барешенковой переводится с латыни как "Голос и Его Друг" и трактуется на разных уровнях. Под другом понимается клавишный инструмент, на котором аккомпанирует себе певица - фортепиано или цифровой синтезатор. А еще голос - это душа, а друг - далекий образ, единственный слушатель, к которому обращается внутреннее "я" автора.

"Vox Et Amicus Eius" - альбом, в котором соприкасаются, сосуществуют и органично сочетаются разные исторические эпохи и художественные направления. Если мы взглянем на диджипак и буклет, сразу же попадем в Ренессанс: в оформлении альбома использованы репродукции любимых Мариной картин голландских и итальянских художников эпохи Возрождения.

В основу всех песен положены интимные переживания певицы - все написаны от первого лица. В текстах можно выделить две традиции - античную (устремленность к космическому совершенству как эстетическому идеалу, гармонизация действительности, отождествление красоты и божественного начала, жизни и искусства, мотивы смерти и особой любви) и христианскую (наполненность Божественным Светом, облагораживание реальности, высокий нравственный посыл). Местами ощутимы влияния Анны Ахматовой: сочетание аристократизма и хрупкости, непоэтические детали в соположении с высокими чувствами, женская любовь во множестве ее ипостасей (счастливая, несчастная, жертвенная) - типичные ахматовские ходы.

Тексты Марины Барешенковой импульсивны и искренни. Такое впечатление, будто некоторые из них создавались на скорую руку, впопыхах. Отсюда временами невысокое качество стиха, уязвимость с точки зрения поэтики.

С музыкальной составляющей гораздо сложнее.

Формат двойного альбома восходит к концертам в особняке купца и мецената Василия Носова, состоящим, как правило, из двух отделений. В первом Марина Барешенкова исполняет песни под рояль "Steinway & Sons", во втором - под синтезатор "Kurzweil SP4-8". Каждый инструмент диктует свою стилистику. То, что поется под рояль, критики определяют как "фортепианную авторскую песню". По-моему, это современная камерная вокальная музыка. Иногда Марина вплетает в музыкальную ткань джазовую импровизацию. Местами в фортепианном аккомпанементе заметны рахманиновские влияния... Синтезатор под пальцами Марины звучит то как арфа, то как клавесин, то как орган, даже как струнная группа оркестра. Здесь много стилевых заимствований из Баха, музыки эпох Средневековья и барокко.

Автопортрет певицы приоткрывается перед слушателем постепенно. "Я Люблю Кьеркегора и JETHRO TULL" - программное заявление Марины Барешенковой. Ее интерес далеко не исчерпывается трудами датского философа-романтика-протоэкзистенциалиста. Склонность Марины к философствованию - не научному, а умозрительному - проявляется во многих текстах. Британская арт-рок-группа повлияла на нее и как на автора, и как на личность. Театральный критик по своей основной профессии, Марина преклоняется перед театром Анатолия Васильева, который для нее является образцом подлинности. В песне также впервые появляется образ любимого человека. Вообще тема любви красной нитью проходит через весь альбом. "Так Долго Ждала" и "С Кем Бы Ты Ни Был" - монологи девушки (женщины), готовой отдать всю свою любовь человеку, которого еще не встретила. Для нее любить - гораздо важнее, чем быть любимой. Луч из одноименной песни побуждает лирическую героиню к рефлексии. За ходом ее мыслей проследить чрезвычайно сложно - для этого мне пришлось несколько раз перечитать текст в буклете. "Слишком Серьезна Для Рок-н-ролла" - аллюзия на песню JETHRO TULL "Too Old to Rock'n'Roll: Too Young to Die!". Еще один важный штрих к автопортрету Марины Барешенковой: ее "я" представляет собой хитросплетение неразрешимых противоречий. В песне "Печаль Уходит Вглубь" автор предстает как поэт светлой грусти. Героиня испытывает страдание, но не впадает в депрессию. Романс "По Лунной Дорожке" построен на мотивах эскапизма и движения: лирический субъект скрывается от окружающих и устремляется в путь. "По Мановению Руки" и "Не Оглядывайся" могли бы составить дилогию: героиня, пусть и в собственном воображении, создает повесть, в которой остается наедине со своим любимым, переживает расставание, но не теряет надежды быть вместе. "Освободилась От Боли" представлена в пианной и синтезаторной версиях. От себя не уйти, нужно преодолеть свой путь до конца, как бы он ни был тернист и печален - таков смысловой мессидж песни. "Рождественская Ночь" - философское осмысление сюжета о рождении Иисуса Христа. "Онегин" - рефлексия над письмом главного героя пушкинского романа Татьяне. В подражание Александру Сергеевичу, текст написан четырехстопным ямбом (впрочем, в третьем куплете стихотворный размер нарушается). Героиня романса "Когда-Нибудь" ищет свой путь к богу. А в следующей песне "Возможно Ль Дышать в Унисон" она задается вопросами, на которые не получает ответа...

Три романса, выпадающих из альбома, составили бонус к первой части. "Шаги По Невскому" и "Елагинский Дворец" образуют так называемую "петербургскую дилогию": Для героини Питер - не просто любимый город, но прежде всего культурная столица с многочисленными достопримечательностями.

Иногда источником творческого вдохновения может быть одиночество. Эта мысль положена в основу романса "Ничего Не Напишу".

Вторая часть альбома отмечена расширением тембровой и стилевой палитры музыкальной составляющей.

Избранник героини романса "Из Всех Мужчин" проявляет интерес к другим представительницам прекрасного пола, а она, тем не менее, продолжает его самоотверженно любить. "След" - мимолетное воспоминание о былой любви. Текст изобилует глаголами в прошедшем времени. Песня "Зрители-Фантомы" автобиографична: автор размышляет о своих взаимоотношениях с поклонниками. "Опять Зима" - развернутая метафора: душевное состояние лирической героини раскрывается через картины природы, а между творчеством и криком души ставится знак равенства. "Я Встретилась" - песня о поиске Идеала и Истины. Романс "Вода Застыла" навеян литературной беседой Кьеркегора "Полевая лилия и птица небесная" и проникнут ощущением конечности жизни. "Не Спится" - эмоциональная кульминация второй части альбома. Партия синтезатора рельефно изображает чувство тревоги. "Колыбельная" дышит нежностью, умиротворенностью и покоем.

Вторая часть альбома четко структурирована. Ее обрамляют две песни-молитвы - "Ave Verum" и собственно "Молитва". В первой использовалась рифмованная молитва, звучавшая в богослужении во время причастия. Справедливости ради следует сказать, что на нее писали музыку многие знаменитые композиторы, в числе которых - Палестрина, Моцарт, Лист, Сен-Санс, Форе... Во вторую включена краткая молитва к Пресвятой Троице "Gloria Patri, et Filio, et Spiritui Sancto". А в самом центре альбома располагается песня "Мне Бы" - обращение героини к богу, которая содержательно и настроенчески также соответствует молитве.

Бонус-треки вполне могли бы вписаться в альбом. "По Белому в Белом" характеризуют настроение восторга и устремленность к счастью. "Повторяя Эти Ноты" - пожалуй, самый лучший номер диска. Душа героини, растворяясь в песне, стремится к богу и вечному блаженству. Музыка напоминает одновременно протестантские хоралы и духовные песни эпохи барокко, в инструментальном сопровождении слышны "баховские" гармонии.

Песни, составившие обе части альбома, требуют от реципиента высокого интеллектуального и духовного напряжения. Поэтому их сначала тяжело слушать - хочется нажать на "stop". В этот альбом необходимо вживаться, вникать, вчувствоваться. И тогда он от себя не отпустит.

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 августа 2018, 20:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001