МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО - "Поворот Колеса"


(p) & (c) Сергей Дворецкий, 2018

Еще одну горсточку успокоительных таблеток от опытного целителя наших больных душ Сергея Дворецкого можно принимать без опасений насчет неблагоприятных побочных эффектов. От передоза любви еще никто не умирал. Разобраться бы только, какое именно колесо имеется в виду! Колесо Фортуны? Колесо Дхармы? "Служение муз не терпит колеса", ибо "колеса любви едут прямо по нам"? Дворецкий по-прежнему верен себе и не торопится давать конкретных ответов на эти вопросы, позволяя слушателю дописывать намеченную им абстрактную картину так, как хочет каждый из нас. Разве что имеет место легкий, едва заметный поворот штурвального колеса в его руках, благодаря чему группа легко и изящно обходит стороной рискованные для любого коллектива места. Не теряет своего лица, но и не впадает в самоповторы, в унылую банальность.

Вообще-то открывающий альбом трек "Колесо" звучит не очень-то многообещающе. При всей густоте звука, при всей красоте поэзии голос Дворецкого на общем фоне выглядит как-то уж слишком беспомощно - словно певец испытывает некое внутреннее сопротивление перед исполняемым материалом и ему не даются придуманные им же самим ноты. Благостного настроения, с которым обычно люди вспоминают счастливые встречи, случившиеся хоть прошлым летом, хоть в прошлой жизни, создать не удается. А ведь это вещь, задающая настроение всему песенному циклу! Что же случилось? Может быть, просто в день записи что-то в жизни музыканта не заладилось?

А вот в идущей следом "Бедной Маше" как раз полный порядок. В вокале появляются уже привычные нервные интонации, но вместе с ними, как ни странно, возникает и ощущение общей сыгранности. По музыке это - почти Крис Ри начала 90-х, настоятельно уговаривающий кого-то оглянуться на лето (в смысле "Looking for the Summer"). А содержание-то чисто русское, ибо кто она, эта странная барышня - то ли святая, то ли юродивая, то ли проклятая небом, то ли бесконечно счастливая, если не сама Жизнь? "Тебе не верят, тебя стыдят. Ключи, что торчали в волшебной двери твоих грез, теперь не торчат. Но стуком сердца, целуя снег, ты - бедная Маша, и, кажется, кто-то еще ускоряет твой бег". В общем, не красавица она, может быть, даже уродина, а нам все равно нравится. Ох уж эта вредная привычка поэтов превращать любое чудо-юдо в символ чистой красоты! Впрочем, как бы мы без этого выжили за столько страшных тысяч лет человеческой истории?!

Идущая следом "Странная Поэзия" - вообще праздник какой-то! Почти классический романс, аранжированный так, что не стыдно и в консерватории с большим симфоническим оркестром исполнить! Причем при прослушивании в голову лезут какие-то дурацкие мысли типа: кто бы из более голосистых вокалистов, не чуждых экспериментов с академическими жанрами, смог бы это спеть лучше? Вот Николай Носков, как раз добившийся громкого коммерческого успеха благодаря очень похожим стилизациям, наверное, справился бы и "петуха" не дал ни разу. Однако он даже Гумилева умудряется пробубнить в микрофон так, что ни мыслей, ни живых эмоций и в помине не остается. Малинин бы вообще не взялся - это ж не под поручика Голицына косить! А вот Дворецкий, скорее не поющий, а произносящий слова речитативом, каким-то чудесным образом дает нам возможность увидеть то солнце, которое "не спросясь, освещает ночь", и многое-многое другое. Кажется, это - своеобразный словесно-музыкальный автопортрет Дворецкого, рисуя который, он проявляет невиданную прежде виртуозность при работе со словом. Это стоило спеть уже ради одной только рифмы "поэзия - где здесь я"!

"Ты веришь вновь возвышенным стихам - но только тем, в которых слышишь Бога", - эта емкая, афористичная формула уже из следующей песни "По Тонким Проводам". Снова легкие претензии на симфонизм, но струнные звучат уже чуть-чуть приглушенно, словно эти звуки приносит ветер в форточку ночного окна. Идеальная атмосфера для тихого разговора по душам то ли с близким человеком, то ли с самим собой! Стоишь у окна и видишь, как прекрасен этот мир, пока в нем ничего не происходит. И эти "тонкие провода" - то есть ниточки, связывающие нас с земным бытием!.. Какой страшный по сути и одновременно трогательный образ!

В следующей песне - "Пестрая Лента" восторженность перед увиденной картиной проходит и возвращается понимание, что все не вечно под Луной, что проводочки-то может разрезать кто угодно в любую минуту. И все равно - еще одно прекрасное мгновение остановлено и запечатлено в тихих, спокойных нотах и стихах. Даже печалясь, поэт не сможет обидеть свою бедную Машу.

Акустическая баллада "Звони" по мелодии и стихотворному размеру подозрительно напоминает гребенщиковскую "Сталь". По настроению, пожалуй, тоже. Однако сюжет песни можно было придумать только сегодня, а не сорок лет назад. Почему бы, в самом деле, не помечтать о возможности поговорить с небом по мобильной связи? Ведь в желании получить весточку оттуда каким-либо способом нет ничего богохульного. Или это все-таки обычная, погруженная в бытовуху любовная лирика? А может быть, обращение к слушателю, который наверняка помнит фразу Сэлинджера о том, что хорошая книга - это та, после прочтения которой хочется поговорить с автором по телефону? К хорошим - пусть даже и вторичным, песням это тоже иногда относится.

Две следующие композиции - "Птицы" и "Ветер Спорит Со Мной" - слишком нежны, чтобы их мог спеть обыкновенный земной человек. Может быть, если бы в составе группы была хотя бы одна певица, обладающая вокальными данными Пелагеи или Ольги Кормухиной, ей бы удалось передать все необходимые эмоции - от тихого ожидания чуда до безмерного счастья. Хотя лучше бы все это поручили хору ангелов. Дворецкому же, вынужденному брать самую ответственную часть работы на себя, задача оказалась не по силам.

К счастью, после парочки откровенно проходных треков нам продолжают дарить настоящие откровения. "Облако-Эпицентр" - легкий крен в сторону электронной "новой волны". Не то чтобы танцевальный номер, но довольно-таки бодренький на фоне всей остальной лирики. А откуда эта легкость - тоже понятно. Теперь-то мы точно знаем, что творится на пресловутом седьмом небе: там хорошо! Так хорошо, что даже возвращаться обратно не хочется. Однако финальная баллада "Отголоски" - это монолог человека, окончательно вырвавшегося из объятий грез, проснувшегося поутру, но еще не потерявшего послевкусия от увиденной во сне прекрасной сказки. Он мысленно желает нам всем - спящим, лишенным способности так же чувствовать присутствие Бога - доброго утра. И вот он - главный катарсис: вроде бы никакой трагедии - а на глаза невольно наворачиваются слезы!

Что можно пожелать после такой сложной работы всем музыкантам группы и особенно ее лидеру? "Крепче за баранку держись, шофер!" Сейчас Сергей Дворецкий вторгся в такие тонкие миры, где один неосторожный поворот руля может погубить и его самого, и все вокруг. Передвигаться там надо очень аккуратно и тщательно подбирать выражения, описывающие то, что там увидел. Пока что это получается почти всегда. Но дальше будет труднее. Дальше будет либо разочарование, либо рождение по-настоящему выдающегося явления в нашем роке, умеющего даже то, что оказалось не под силу самому БГ...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 07 июня 2018, 19:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 5 / 0.004