Сергей Курёхин - "Музыка для фильма "Оно" (CD + DVD)


(с) 1989
(p) Геометрия, 2017
CD: 61:26 / DVD: 2:02:17


"История одного города" Салтыкова-Щедрина наглядно демонстрирует не только сатирическое направление повести, но и неоднозначно указывает на исторические параллели. Образы градоначальников списаны с исторических личностей, многие события также отсылают к дворцовым переворотам. С кратким содержанием "Истории одного города" можно ознакомиться, например, здесь.

I. Явление "Оно"
"Наконец, всякий администратор добивается, чтобы к нему питали доверие, а какой наилучший способ выразить это доверие, как не беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь?.."

После того как "Геометрия" объявила о релизе, я с удивлением узнал, что фильм "Оно" всего лишь два раза демонстрировался по телевидению, став жертвой одного из последних укусов советской цензуры. Я как ребенок, проводивший в детстве много времени перед телевизором, смотрел оба раза! Четырнадцатилетний я совершенно согласен с тем, что "Оно" признается лучшим фильмом Сергея Овчарова. Пересмотрев его сейчас, я согласен с собой четырнадцатилетним. "Оно" - один из очень редких случаев равновеликого воплощения русской классики в киноискусстве. Равновеликость еще и тем щепетильна, что после такой экранизации книгу можно не читать. Можно не, но нужно да.

Наиболее известным примером такой "равновеликости" служит "Собачье сердце" Булгакова в постановке Владимира Бортко. Экранизация Бортко вышла на год раньше экранизации Овчарова и - уверен в этом - Сергей Михайлович никак не мог сознательно перенимать режиссерские приемы Владимира Владимировича, однако у обеих картин есть сходные качества: бережное отношение к классическому тексту; некоторые постмодернистские фокусы с антуражем и временем (в "Собачьем сердце" этого гораздо меньше, но тоже есть); монохромность: не черно-белое кино, но именно двуцветное (хотя, сдается мне, на пленке экономили, шельмецы). Ну, а блестящий актерский состав - это не сходство, а правило советского кинематографа в случае экранизации классики. Если, например, в своем первом заметном фильме "Барабаниада" Овчарову пришлось играть самому, то в предшествующем "Оно" "Левше" снимались уже такие актерища как В. Гостюхин, Л. Куравлев и Ю. Яковлев. И, наверное, "Оно" - один из фильмов-рекордсменов по количеству актеров-режиссеров, играющих в нем: Р. Быков, О. Табаков, Р. Нахапетов и В. Глаголева (снявшая свой первый фильм в следующем, 1990 году).

Как же они все договорились? Как удалось собрать такой состав молодому режиссеру? "Щедрин собрал", - ответствует в прикрепленном к DVD интервью Сергей Михайлович. За всегдашнюю своевременность Михаила Евграфовича в России свидетельствует тот факт, что современные СМИ до сих пор берут у него интервью, и он, представьте себе, эти интервью дает - словами своих произведений: см. #салтыков-щедрин #интервью.

Середина, пардон, центральная часть фильма - это по большей части бенефис Ролана Быкова в роли градоначальника Фердыщенко (а также Ленина-Сталина-Берии), едва ли не в одиночку играющего историю Государства Российского в образе города Глупова. Обрамляют историю Великого Диктатора многочисленные, как сейчас принято говорить, "камео" актеров и актерок, по большей части разоблаченных до белья, что характерно. Может быть, слово "актерка" слишком фривольно для обозначения таких див "Совэкспортфильма" как С. Крючкова, Н. Гундарева и М. Терехова, но, увидев их в ролях проходяще-преходящих градоначальниц-простекляшек ("многие события также отсылают к дворцовым переворотам"), вы поймете, в чем дело. В фильме очень много героев и, соответственно, некоторые актеры появляются в кадре меньше чем на пять минут, но и за это малое время они создают запоминающийся образ. Остановлюсь разве что на Александре Половцеве в роли панка-гуру. Сомневаюсь, что кто-либо из наших читателей увлекается сериалом "Улицы разбитых фонарей", но знают про него все.

II. Явление Капитана
"От иронии до крамолы - один шаг".

Еще одним знанием одарила меня "Геометрия", издав эту пластинку: я вообще впервые узнал, что композитором фильма был Сергей Курёхин! Уже (тогда) я больше услышал "Донну Анну", чем увидел "Господина Оформителя", но читать титры после фильма меня научили американские блокбастеры, появившиеся на наших экранах несколько позднее. Thank you, Holy Wood! В конце концов, Наш НеФормат как правило обозревает новые альбомы! Новые хотя бы для рецензента.

Кстати, вы заметили, что если в фильме есть хорошая музыка, то в памяти остается прежде всего она, даже если фильм хорош сам по себе? Несмотря на все бесспорные достоинства фильма, с тех далеких детских времен как главное воспоминание о фильме осталась во мне его финальная тема. В киноленту вошло почти все, сочиненное Сергеем Анатольевичем для "Оно". Подрезанное, но почти все. Через два года вся страна узнает, что Ленин - гриб, поэтому такие дурацкие музЫки, как дурацкая дудка в "Летописце", дурацкий саксофон с роялем в "С Добрым Утром!" или печальненький аккордеон в "Евсеиче" слушаются ожидаемо - шутки гения. А вот печальная "Судьба Глуповщины", тревожная "Машина" и ужасающая "Угрюм-Бурчеев" - это уже не шутки, это простые гениальные аккорды курёхинского киноминимализма. Финальная тема Угрюм-Бурчеева - вот лучшее краткое содержание "Истории одного города" в переложении Курёхина, его квинтэссенция, Апокалипсис, конец фильма и конец времени. Сергей Курёхин совершил невозможное - выразил музыкой последние слова романа, перед которыми отступил даже язык кинематографа и остался только голос за кадром: "История прекратила течение свое".

III. Явление ГПД
"Поворот Грустилова дал либерализму новое направление, которое можно назвать центробежно-центростремительно-неисповедимо-завиральным".

На данный момент я уже знаю, что моя рецензия - самая поздняя среди прочих, и рецензенты других изданий в лучшем случае вскользь упоминают о том, что в "подвале" саундтрека находятся три песни харьковской группы ГПД. А зря. Во-первых, появление украинских рокеров с песней "Россия" было одновременно уместным и контроверсным по отношению к общему течению фильма. Правда Чернецкого насквозь пронзает сатиру Щедрина, издевку Овчарова и усмешку Капитана. Для выступления ГПД выделен фактически обособленный эпизод фильма. Единственная связующая нить - Родион Нахапетов в роли градоначальника Грустилова, узнаваемого даже сейчас как М. С. Горбачев - пожалуй, самый смелый замах Овчарова, за что "Оно" и пострадало. Также фанатам группы полезно знать (или рок-фанаты уже знают), что для фильма в студии были записаны песни "Браток" и "Бардак", ранее существовавшие только в концертных версиях. По воспоминания Чернецкого, Овчаров тогда выступил, в каком-то смысле, продюсером записи, посоветовав Александру петь в студии так же предельно форсируя голос, как и на концертах. И это была последняя студийная запись группы ГПД (которая впоследствии стала группой РАЗНЫЕ ЛЮДИ).

IV. Явление CD + DVD
"Бывают чудеса, в которых, по внимательном рассмотрении, можно подметить довольно яркое реальное основание".

Наконец, не могу не отметить продолжающуюся подвижническую деятельность "Геометрии" по извлечению из небытия артефактов советской около-рок-музыки. Релиз получился едва ли не случайно, когда всем известный Евгений Гапеев, работая в архивах "Ленфильма", нашел полную запись музыки к фильму "Оно". А сам фильм впервые издается на DVD. Налетай, не скупись, пока не кончилось время, и встретимся после конца!

P.S. Эпиграфы к "Явлениям" - цитаты из повести "История одного города" М. С. Салтыкова-Щедрина.

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 09 января 2018, 18:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002