Бранимир - "Семь Чудес"


(c) Бранимир, 2015
(p) Огни Records, 2015
10 tks./T.t. 41:25


"Альбом-исследование" - приблизительно так я бы определил поэтический жанр "Семи Чудес". Сталинградский рок-бард посвятил свой лирический цикл людям из провинции. Название - развернутая метафора потенциала русского народа, который волей исторических и социальных обстоятельств не был реализован в полной мере. Основная идея альбома: в российской глубинке живут замечательные люди.

Издавая "Семь Чудес", Бранимир пошел по пути упрощения: к CD не прилагается буклет с текстами - все и так понятно. Обложка оформлена акварельными пейзажами российской провинции (на заднике, правда, виднеется нечто, напоминающее храм Василия Блаженного). Музыкальная составляющая тяготеет к фолку. К слову, партии всех инструментов автор прописал сам.

Инструментальное "Intro" настроенчески перекликается с пьесой Модеста Мусоргского "Быдло" из фортепианного цикла "Картинки с Выставки", который, в свою очередь, был навеян живописью Виктора Гартмана. (Сразу же оговорюсь: никаких намеков на оскорбление. На полотне изображена польская телега, запряженная волами, а польское слово "bydło" как раз и означает домашний скот). И Мусоргский, и Бранимир использовали сходные выразительные средства. "Intro" изображает движение - тяжелое, иногда спотыкающееся, но не останавливающееся. Провинциальная Россия медленно, но уверенно, преодолевая трудности, шаг за шагом идет вперед. "Мрачные Поселки Средней Полосы" - посвящение городу Бирюч, куда Бранимир однажды приехал на гастроли. В песне дается собирательный образ российского провинциала: с одной стороны, он спивающийся, грубый, неотесанный, драчливый, с другой - гостеприимный, отзывчивый, самоотверженный, а в лихую годину готовый с оружием в руках защищать родную землю. "Леший" - монолог, исполненный горячего сочувствия к русскому народу. Здесь Бранимир реанимирует традицию казачьего пения белым или открытым звуком (как говорят фольклористы). А какое шикарное многоголосие - мурашки по коже!

Еще до начала работы над "Семью Чудесами" вместе с Захаром Прилепиным (ЭЛЕФАНК) и рэпером Ричем Бранимир записал песню "Гришка Тишин". В альбом вошла авторская версия с несколько измененным текстом под названием "Пацан" ("Гришка Тишин-2"). Людям, сосредоточенным на примитивных бытовых проблемах, противопоставляется главный герой, проявляющий выносливость в тяжелых условиях. Впрочем, Гришка Тишин - фигура неоднозначная: для одних он - образец героизма и отваги, для других - заблуждающийся человек, для третьих - агрессор, воюющий на территории сопредельного государства. "Кинешма" - зарисовка из жизни провинциальной российской семьи, неотъемлемыми атрибутами быта которой становятся пьянство и домашнее насилие. Правда, история имеет счастливый конец. "Похую" - признание в любви верной подруге. Несмотря на название, это самая лирическая и проникновенная вещь на альбоме. В песне "У Нас Будет Сын" Бранимир перечисляет страхи, которые испытывают будущие родители. Но даже в самых, казалось бы, неподходящих условиях, приложив усилия, можно воспитать гения. В балладе "На Побывку" показана унылая, беспросветная жизнь российской деревни. Медленный темп, однообразная мелодия и монотонное сопровождение будто придавливают тебя к земле... Но настроение резко меняется с началом следующего трека. В песне "Счастье" Бранимир выводит собственную формулу одной из центральных философско-этических категорий: счастье для лирического героя - жить в России, которую он любит такой, какая она есть. Адресат посвящения песни "Проснись - и в Бой!" - Александр Быков, человек, прошедший суровую школу жизни, но оставшийся добрым и светлым. Вырос в детдоме, служил в Афганистане; работая в волгоградском клубе "Белая лошадь", пользовался безусловным авторитетом и разрешал споры и конфликты. Песня может восприниматься и как обращение к русским солдатам. Бодрая мелодия звучит на фоне минималистичного аккомпанемента, состоящего из единственного аккорда и маршеобразного барабанного боя. Это своеобразный финальный восклицательный знак альбома.

Не могу пройти мимо обширного массива источников цитирования, свидетельствующего о широкой эрудиции автора: "Страдания молодого Вертера" Иоганна Вольфганга Гёте, "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена, "Титаник" Джеймса Кэмерона, "Тихий Дон" Михаила Шолохова, "Ой, Цветет Калина" Исаака Дунаевского/Михаила Исаковского, "Проснись и Пой" Геннадия Гладкова/Владимира Лугового...

Послушав "Семь Чудес", коллега со "Своего радио", ведущий ток-шоу "Живые" Семен Чайка назвал Бранимира "злым Башлачёвым". С такой характеристикой можно поспорить. Ибо злобы в альбоме - ноль. Скорее тоска, сожаление и боль. Однако и "Третья Столица" Александра Башлачёва, и "Семь Чудес" Бранимира, записанные с интервалом в 30 лет - это документы своих эпох, по которым можно изучать жизнь российской глубинки.

Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 05 сентября 2017, 07:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003