ОДИН В КАНОЕ - "Один в Каное"


(c) & (p) ОДИН В КАНОЕ, 2016
CD1 13 tks./T.t. 45:18
CD2 12 tks./T.t. 30:31


История ОВК началась в 2010 году. Во Львове собрались восемь незнакомых музыкантов с целью создать группу и начали репетировать. Через некоторое время от них отделились певица Ирина Швайдак и мультиинструменталист Устим Похмурский (экс-4ЕРВОНЕ). Впоследствии к дуэту присоединилась барабанщица-перкуссионистка Елена Давыденко.

Название родилось совершенно случайно: Ирина читала в Интернете материал об индейцах. Будущему лидеру трио понравилось одно из их имен - "vikeninnish", которое переводится как "один в каное" (слово "каноэ" пишется здесь в украиноязычном варианте). Правда, в интерпретацию названия вкладывается совершенно иное значение: один в каное - это чудак, который живет в собственном, им же придуманном мире, размышляет, философствует, грустит...

В начале 2016 года был выпущен дебютный альбом, который представляет собой отчет группы за пять лет. В его записи участвовали: Ирина Швайдак - почти все тексты, музыка, вокал; Устим Похмурский - акустическая гитара, а также - в одной песне - губная гармошка; Мария Давыденко (теперь уже экс- ОВК) - перкуссия. Собственно альбомом представляемую работу можно назвать с большой натяжкой. Это скорее сборник накопившихся песен.

Свой стиль музыканты определяют как "indie acoustic". От себя мне хочется добавить: с опорой на украинский мелос. Связь ОВК с украинским народным творчеством подчеркивается и в оформлении альбома: логотип группы, украшающий обложку, напоминает сердцевину бандуры или кобзы и выглядит, как цветок, каждый из шести лепестков которого снова-таки символизирует лодку. Но вернемся к музыкальной составляющей: Андрей Чемес, ведущий ток-шоу "Люди з Андрієм Чемесом" на львовском радио "Skovoroda", дал ей лаконичную и в то же время исчерпывающую характеристику: "Авторская лирическая задушевная музыка". Мне ничего не остается как подписаться под этими словами.

Ирина Швайдак, филолог по образованию, пишет стихи, которые не так просты, как может показаться на первый взгляд. Многие строчки можно подпевать. Но - в силу их повышенной метафоричности - гораздо сложнее вникнуть в смысл. Рассмотрим вступительную песню "Небо". Ее "главный герой" - небо - кажется автору внезапным, спонтанным, соленым, немного готическим и одновременно едва-едва барочным. Предгрозовое небо спускается с крыши, ходит по земле, в кого-то смотрится, в ком-то тает, а для самой Ирины Швайдак служит источником вдохновения... Равно как и "унылая пора" из песни "Осінь" ("Осень"), которая сравнивается с... солдатом.

"Янголе" - обращение к ангелу в звательном падеже. Страстный монолог, героиня которого, разуверившись в своих силах, умоляет о помощи. "Дерево" - философское размышление о жизни. А дерево растет в каждом из нас... "Реквієм" родился из авторских наблюдений и посвящен людям, пережившим в своей жизни тяжелые утраты. Жучку и рыбку из одноименных песен очень жаль. Увы, наша жизнь конечна - против законов природы не возразишь. Но иной раз мы сами можем ускорить свой конец, став жертвой собственной беспечности - подобно несмышленым рыбам, заплываем на мель и либо оказываемся выброшенными на берег, либо становимся добычей случайного рыбака...

"Пішы" ("Пиши") написана по-белорусски. У Ирины Швайдак бабушка была белоруской, хорошо знала язык. "Главный герой" песни - творчество. Ее содержание сконцентрировано в первых строках (привожу в переводе с белорусского): "Пиши, пиши свои стихи". Художник - будь то поэт, композитор или живописец - всегда пребывает в творческом процессе, даже если молчит, расслабляется или спит... "Мама" - еще один взгляд на творчество, но под другим углом зрения: настоящий творческий человек не может абстрагироваться от реальности, он остро реагирует на происходящее вокруг. Украина сейчас переживает не самые лучшие времена, потому и "стільки сумних пісень" ("столько грустных песен"). Хотя поводом для грусти могут служить и личные переживания.

Любовная тематика ярко воплощена в нескольких песнях. "Бути Тобою" ("Быть Тобой") отражает желание лирической героини раствориться в любимом человеке, полностью слиться с ним. "Шахи" ("Шахматы") - песня о начале любовных взаимоотношений, в которых каждый играет свою партию. "Лю" воспроизводит состояние человека, который никак не решится признаться в любви. А сколько неподдельного восторга в песне "Подобається, Як Ти Ідеш" ("Нравится, Как Ты Идешь")! И сколько грусти в "От i Все" ("Вот и Всё")!

"Пообіцяй Мені" ("Пообещай Мне") исполнена веры в лучшее будущее. Даже если все на самом деле выглядит не так хорошо, как хотелось бы, героиня сохраняет оптимизм. "Коти" ("Коты") - апофеоз усталости и боли. Героиня прибегает к фелинотерапии - лечится с помощью котов.

Некоторые песни привязываются автором к родному городу. "Вулиця" ("Улица") имеет свою предысторию: есть во Львове Лычаковская улица, обычно очень шумная и оживленная. На какой-то момент в связи с начавшимся ремонтом она опустела... Ощущение непривычности подвигло Ирину Швайдак на создание романса. А вот строки из песни "Пообіцяй Мені":

Зараз вимкнуть воду,
І я знов не встигну змити гріх.
Вчорашній гріх.

("Сейчас отключат воду,
И я снова не успею смыть грех.
Вчерашний грех").

Львов испытывает проблемы с пресной водой, и жители города давным-давно привыкли к перебоям с водоснабжением...

Иные песни напрочь лишены информативности. Они построены на аллитерациях и фонемной игре. Таковы "Стіни" ("Стены"), "Румба" (с точным воспроизведением музыкальной формы), "Дощі" (с имитацией шума дождя в гитарном сопровождении), "Маленький Хлопчик" ("Маленький Мальчик"), "Демони" ("Демоны")... О последней ввиду ее хитовости хотелось бы сказать особо: на самом деле в тексте нет никаких демонов. Есть вопрос "де вони?" ("где они?"). Впрочем, вопросов очень много. Они задаются с нарастающей экспрессивностью. Но так и остаются без ответа.

Ирина Швайдак обращается и к творчеству других поэтов. Песня "Човен" ("Лодка") на стихи Ивана Франко была создана для всеукраинского фестиваля "Франко-фест" и неожиданно для музыкантов группы стала мега-хитом и визитной карточкой ОВК. "Про Білизну" ("Про Белье") на стихи Романа Тарнавского - потрясающий пример сочетания украинской мелодии и испанского ритма! Белье, колышущееся на балконе, вдохновило молодого украинского поэта на строки, исполненные жизнелюбия. "Колискова" ("Колыбельная") написана на текст украинской народной песни. Очень трогательно и убаюкивающе!

В альбоме преобладают грустные песни. Но это светлая грусть - здесь не нашлось места ни негативу, ни депрессии. 25 песен слушаются на одном дыхании и не вызывают ощущения затянутости.

Не обязательно было разбивать альбом на два CD. Его общая продолжительность составляет 75 минут 49 секунд. Компакт-диск позволяет вместить до 78 минут, а современные средства записи на CD дают возможность добиваться и большего хронометража.

Очень не хватает буклета с текстами. Ирина Швайдак, стремясь уложиться в мелодию, порой сдвигает ударные слоги, что несколько затрудняет понимание. А кое-где - что греха таить - прихрамывает дикция. Некоторые слова практически не разобрать - приходится догадываться по смыслу...

И все же достоинств у альбома гораздо больше. Самое главное - по нему можно составить представление о группе ОДИН В КАНОЕ. У меня оно самое что ни на есть хорошее. Чего и всем желаю.

Слушать альбом:
CD1
CD2

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 июня 2017, 18:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001