ГДЕ? - "Зимний Альбом", "Новый Год" (EP) & "Дни Немоты"


(c) ГДЕ?, 2014
(p) ARProduction, 2014
12 tks./T.T. 49:30

(c) ГДЕ?, 2015
(p) ARProduction, 2015
2 tks./T.t. 9:24

(c) ГДЕ?, 2016
(p) ARProduction, 2016
9 tks./T.t. 44:26


Чтобы ответить на вопрос, содержащийся в названии студийного проекта, необходимо коснуться еще двух: первый - когда? Второй - что?

Проект ГДЕ? образовался в 1998 году в Горловке Донецкой области. Им было записано несколько альбомов и EP, о которых сегодня мало кто вспомнит, да и сами участники коллектива предпочитают их не распространять. В 2014 году ГДЕ? пережили свое второе рождение. Иначе говоря, именно с 2014 года современная группа ГДЕ? ведет свою историю. В конце года основной костяк переехал в Беларусь - в город Дятлово Гродненской области.

Оба альбома записывались в составе: Руслан Гончаров - тексты, вокал (в трех композициях первого альбома); Юрий Шевченко - аранжировки, секвенсор, вокал; Антон "Тим Талер" Бессонов - секвенсор, гитара, бас. В записи "Дней Немоты" также участвовала певица из Одессы Дина Галузо. Музыканты решили вернуться к своим ранним альбомам и переработать некоторые композиции. Часть их вошла в каждый из рассматриваемых альбомов.

"Зимний Альбом" и "Дни Немоты", с одной стороны, тематически крепко спаяны, с другой - настроенчески противоположны: "Дни Немоты" - это, по сути, "Зимний Альбом II". Но если первый альбом напоминает зиму, которую воспевали классики, во втором самое холодное время года наполняется экзистенциальным содержанием и ассоциируется со смертью, небытием. Можно сказать и так: в "Зимнем Альбоме" отражено мирное время, "Дни Немоты" создавались во время вооруженного противостояния на востоке Украины. Оба альбома накрепко привязаны к Горловке. Руслан Гончаров, филолог по образованию, попытался создать так называемый "горловский текст русской рок-поэзии". И, насколько мне позволяют судить знания в данной отрасли, ему это удалось.

На официальном сайте ГДЕ? концепция "Зимнего Альбома" определяется как "попытка символистического осмысления культурно-исторического пространства одного донбасского города и трансформаций этого пространства как отражения философско-мировоззренческих, социально-политических коллизий эпохи". "Главные герои" альбома - поэзия и поэты. Песни перенасыщены цитатами, аллюзиями и отсылками, причем массив первоисточников чрезвычайно широк - от Данте до Дранти (Вени Д'ркина). Прослушивание "Зимнего Альбома" требует высокой эрудиции, максимальной сосредоточенности, глубокого проникновения в стихи и большого внимания.

И вот здесь мне хочется отослать читателя к передаче, вышедшей на одесском радио "Cardiowave", в которой Руслан и Юрий представили альбом. Авторские комментарии к песням могли бы быть опубликованы в буклете к CD (если бы таковой вышел) и помогают понять содержание песен. Запись передачи можно отыскать на официальном сайте ГДЕ?

Открывает альбом баллада "Вечер". Наступление зимнего вечера во всех деталях передано каждым штрихом. "Память", спетая Русланом Гончаровым, вводит слушателя в круг интеллектуальной богемы. Стихи своим строением напоминают башлачевскую "Петербургскую Свадьбу" (а, быть может, это ритмическая цитата?). Синтезированные флейта и фортепиано звучат как настоящие. В композиции "De Profundis" автор сосредотачивается на картине зимнего утра. Пытливый слушатель обнаружит в названиях "Пророк" и "Памятник" отсылки к классику. Из первой песни могло бы получиться танго. Извечный конфликт между художником и толпой отступает на задний план, а вчерашние классики предаются забвению. Сейчас другие культурные модели, иные парадигмы. Во второй пушкинская цитата видоизменяется и помещается в иной культурный контекст; а творческое начало побеждается и поглощается бытовухой. Город словно отчуждается от человека, превращаясь во враждебную ему силу. И эта отчужденность остро ощущается в музыке. Следующая песня "Новый Год" ("Ул. Катеринича, 8") имеет конкретное время и место действия. Ничто не радует автора: картина новогоднего праздника выглядит серо, буднично и вполне предсказуемо. "Штука" написана по мотивам полуфантастического рассказа Юрия Шевченко "Главная книга" и предваряется небольшим фрагментом из оного. Здесь Руслан Гончаров как автор стихов проявил незаурядное чувство юмора. В запеве инструментальное сопровождение стилизовано почти под барокко (клавесинчику бы сюда для полноты картины!), но припев портят ярко выраженные дворовые интонации (в пределах так называемого "блатного квадрата").

Название "Ксениевский Блюз" нуждается в пояснении: Ксениевка или Аксёновка - поселок в Горловском районе. В начале XX века была там церковь в честь блаженной Ксении Петербургской, потом исчезла, а недавно появилась снова, но под другим именем. Герои песни затерялись во времени - где-то между тогда и сейчас. Она танцует, он поет... Отразить настроение композиции удалось голосу Руслана Гончарова. В припеве синтезатор уподобляется струнной группе симфонического оркестра. А вот в название я бы внес маленькое уточнение: "недоблюз". Ибо до блюзовой формы ну никак не дотягивает!

Психоделическая баллада "Инженер" могла бы послужить сюжетом для абсурдистски-сюрреалистического фильма. Не разобрать, где явь, где сон, где рай, где ад. Музыкальная составляющая тяготеет к минимализму. Ощущение ужаса усиливается за счет жуткого смеха Юрия Шевченко. Контраст вносит синтезированная скрипка в конце проигрыша, нежная и прозрачная. "De Profundis II" - по словам Руслана Гончарова, "сон звонаря на башне времени, контуженного звездопадом".

Группе удались два кавера - на песни Вени Д'ркина "Воля, Что Неволя" и Александра Непомнящего "Евразия". Руслан, Юрий и Антон не переиграли первоисточники один к одному, а переосмыслили, пропустили через себя, будто это их собственные песни.

Сингл содержит песню "Новый Год" ("Ул. Катеринича, 8") в альбомной версии и "Mix", выполненный проектом ТИМ ТАЛЕР. Очень красивый микс! Под него можно расслабиться, можно потанцевать. А из Тима мог бы получиться классный электронщик!

Песни, составившие "Дни Немоты", написаны после Евромайдана, по свежим впечатлениям от войны на Донбассе. Авторы воспроизводят состояние человека, привычная реальность вокруг которого разрушается беспощадно вторгающимися внешними силами, превращаясь в подобие фантасмагорического сна. Который в итоге оказывается ужасной явью.

В альбоме использована более широкая палитра жанрово-стилистических приемов - от конкретной музыки до успокаивающего электронного лаунджа; в мелодическом и гармоническом языке ощущается драматическая напряженность. Почти все песни поет Юрий Шевченко.

Лейтмотив альбома - тоска по потерянной стране, которой больше нет и не будет. Чужие зеркала из одноименной песни - развернутая метафора враждебной, неузнаваемой реальности. Приходит на память описанное Сартром состояние заброшенности в чуждый мир неподлинного существования. Но всё гораздо страшнее... "Театр-Призрак" перекликается с романами братьев Стругацких "Град обреченный" и Альбера Камю "Чума". Театр-призрак - признак обреченности города. Что за город имеется в виду в данном контексте? Мне кажется, речь идет о любом населенном пункте региона. "Провинция" на стихи Романа Дегтяренко - апофеоз неопределенности и безысходности. "Теорию Нового Года" я бы переименовал в "Бабу Ягу". Очень хороши стихи, отсылающие и к сервантесовскому Дон Кихоту, и к блоковской прекрасной даме, и к пастернаковской свече, и к "Strawberry Fields", и к "All You Need Is Love". При этом главная героиня песни становится фанаткой Тима Талера и Черного Лукича...

"De Profundis III" можно воспринимать как пародию на современные танцевальные ритмы. Героиня песни "Крест" - 75-летняя женщина, проживающая в одной из квартир Горловки, - одна-одинешенька, забытая родными и близкими. И единственное, что у нее осталось - Андреевский крест, который женщина скотчем приклеивает на окна. "Когда зимой она умрет, то никто не поставит ей крест. Здесь даже на кладбище нет безопасных мест"... "Песня О Честном Труде" - абсурдистская история... которая повторялась в нашей единой стране много-много лет. "The Endless Quest" - вольный перевод на русский язык философского стихотворения Джима Моррисона. Завершает альбом исполненная иронии "Ул. Комсомольская, 8", стилизованная под эстрадную песню и блестяще спетая Диной Галузо.

На мой взгляд, большинству композиций обоих альбомов не хватает внутреннего динамизма. Что касается "Дней Немоты" - монотонность звучания где-то представляется оправданной с чисто художественной точки зрения. Вряд ли описанные альбомы станут востребованы массовой молодежной аудиторией. Но ГДЕ? на это, скорее всего, и не рассчитывали.

Слушать и скачать:
"Зимний Альбом"
"Новый Год"
"Дни Немоты"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 14 февраля 2017, 03:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001