НЕЙРОННАЯ ОБОРОНА - "404"


(с) Tunecore, 2016

О чем говорить, когда не о чем говорить?

Торжеством машинного творчества над жалкими людскими потугами нас начали пугать куда раньше Станислава Лема и даже раньше Ганса Христиана Андерсена с его механическим соловьем. Каждая новая пианола - с прикрученным к ней человекообразным манекеном или без - вызывала волну разглагольствований о том, что все, сворачивайте ваши ноты, ребята, закрывайте музыкальные школы, скоро вы никому не будете нужны. Но публика отчего-то упорно продолжала помнить имена Никколо Паганини, Ференца Листа и прочих гениальных музыкантов, забывая изобретателей пианол на следующий день после дебюта их детища.

Впрочем, в компьютерную эпоху механика не в чести - человечество уже лет семьдесят бредит искусственным интеллектом. Одни бросили все силы на то, чтобы обучить умную машину играть в го, другие с DOSовских времен дрессируют ее на стихосложение и написание музыки. И то сказать, дело нехитрое. Я сама еще в начальной школе поняла, что научиться хорошо рифмовать и писать правильным четырехстопным ямбом можно дня за два - и еще неделька уйдет на овладение всеми иными стихотворными размерами. Так отчего бы это дело и не алгоритмизировать?

Алгоритмизировать, конечно, можно. Только вот творчества из этого все равно не получится. Никак. И на днях нам данный постулат в очередной раз шикарно проиллюстрировали.

Дело было так: двое сотрудников Яндекса - Иван Ямщиков и Алексей Тихонов - решили записать музыкальный альбом, но не самостоятельно, а силами подвластных им компьютеров. Как поведал миру один из авторов: "1. Надо попробовать сделать стилизацию чего-нибудь культового; 2. Надо, чтобы культовый оригинал был достаточно маргинален". И пояснил: "Хармс, к примеру, у нейросетки получался годный, мощный у нее выходил Хармс, а вот Александр Сергеевич Пушкин выходил сомнительный. Нейросеть хорошо стилизовала тексты авторов, которые предпочитали диссоциированный нарратив (скажем мягко) или вообще работали с эстетикой абсурда".

К Хармсу и Пушкину мы еще вернемся, а программисты в итоге решили взять за образец творчество Егора Летова и изваяли альбом как бы проекта НЕЙРОННАЯ ОБОРОНА под названием "404", который и выложили 28 июня на Яндекс.Музыку. Петь они, конечно, компьютер не стали обучать, взяли это плевое дело на себя, а уж все остальное доверили ИИ.

В соцсетях охнули, в соцсетях ахнули, в соцсетях сказали: "Ну все, говнорокеры, сдавайте гитары в комиссионку!" Так на то они и соцсети, что в них водится кто угодно - от наивных первоклашек до утонченных троллей...

Послушала на волне всеобщего интереса это дело и я.

Первое, в чем-то трогательное впечатление, что исполняет это все группа шестнадцатилеток из Усть-Зажопинска, недавно услышавших ГО и проникшихся до глубины души, рассыпалось довольно быстро. И не потому, что с голосом солисту не повезло (в моем дворе ночами на лавке молодняк хрипит горлом под Летова куда выразительнее). А потому, что даже малолетняя усть-зажопинская урла, берясь за деревяшки со струнами, хочет, пусть бездарно и неумело, высказать что-то свое, накипевшее. Пусть даже "Я одинокий непонятый герой - любите меня, телки!" - но наболевшее.

Машина не хочет ничего. Машина расставляет слова и фразы из данного ей набора в запрограммированные грамматические конструкции так, чтобы создавалось впечатление относительной связности. Естественно, абсолютной связности тут добиться не удается - именно за этим авторам и был нужен в качестве образца некто "достаточно маргинальный", авось да сойдут эти висящие концы за творческий почерк. Не сомневаюсь, кстати, что Хармс у "нейросетки" выходит не менее паршивый, чем Пушкин - просто увлеченным формой авторам этого не разглядеть... Но вот куда более тонкие вещи, такие как, к примеру, меру банальности фразы и контекст возможного использования махровой банальности, компьютеру уже никто объяснить не смог. И тут даже язык не поворачивается упрекнуть солиста в том, что он плохо интонирует (а ведь у Летова на интонации строилось очень, очень многое), поскольку интонировать тут и нечего. Попробуйте-ка искренне пропеть "Я смотрю в пустоту, я не верю в прогресс" - и кто у вас получится? Солист мальчуковой группы с романтичной челкой?

На протяжении всех 13 вещей (а работники Яндекса решили по образцу ранних альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ перемежать песни короткими стихотворениями) я просто адски скучала. Потому что главного для любого творчества - эмоционального отклика - тут так и не случилось. Под попсу при такой же абсолютной бессмысленности хоть потанцевать можно - а тут? При вполне правильной скорлупе этот орех безнадежно пуст внутри. И тогда - зачем это все? Покрасоваться, эко авторы научились форме? Ура-ура, машина освоила то, что доступно и десятилетнему ребенку! Стоит поделиться этим достижением в каком-нибудь компьютерном журнале, но на музыкальный сервис-то зачем это совать?

Ну, и название альбома тоже не удалось. Это, знаете ли, не 404 - это 416. Requested Range Not Satisfiable ("запрашиваемый диапазон не достижим"). И вряд ли когда-либо будет достижим. Да и все.

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 29 июня 2016, 12:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (5) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.006