Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

НЕЙРОННАЯ ОБОРОНА - "404"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Юлия Боровинская
Автор


Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 590

Сообщение 29 Июн 2016, 13:17 - НЕЙРОННАЯ ОБОРОНА - "404" Ответить с цитатой

(с) Tunecore, 2016

О чем говорить, когда не о чем говорить?

Торжеством машинного творчества над жалкими людскими потугами нас начали пугать куда раньше Станислава Лема и даже раньше Ганса Христиана Андерсена с его механическим соловьем. Каждая новая пианола - с прикрученным к ней человекообразным манекеном или без - вызывала волну разглагольствований о том, что все, сворачивайте ваши ноты, ребята, закрывайте музыкальные школы, скоро вы никому не будете нужны. Но публика отчего-то упорно продолжала помнить имена Никколо Паганини, Ференца Листа и прочих гениальных музыкантов, забывая изобретателей пианол на следующий день после дебюта их детища.

Впрочем, в компьютерную эпоху механика не в чести - человечество уже лет семьдесят бредит искусственным интеллектом. Одни бросили все силы на то, чтобы обучить умную машину играть в го, другие с DOSовских времен дрессируют ее на стихосложение и написание музыки. И то сказать, дело нехитрое. Я сама еще в начальной школе поняла, что научиться хорошо рифмовать и писать правильным четырехстопным ямбом можно дня за два - и еще неделька уйдет на овладение всеми иными стихотворными размерами. Так отчего бы это дело и не алгоритмизировать?

Алгоритмизировать, конечно, можно. Только вот творчества из этого все равно не получится. Никак. И на днях нам данный постулат в очередной раз шикарно проиллюстрировали.

Дело было так: двое сотрудников Яндекса - Иван Ямщиков и Алексей Тихонов - решили записать музыкальный альбом, но не самостоятельно, а силами подвластных им компьютеров. Как поведал миру один из авторов: "1. Надо попробовать сделать стилизацию чего-нибудь культового; 2. Надо, чтобы культовый оригинал был достаточно маргинален". И пояснил: "Хармс, к примеру, у нейросетки получался годный, мощный у нее выходил Хармс, а вот Александр Сергеевич Пушкин выходил сомнительный. Нейросеть хорошо стилизовала тексты авторов, которые предпочитали диссоциированный нарратив (скажем мягко) или вообще работали с эстетикой абсурда".

К Хармсу и Пушкину мы еще вернемся, а программисты в итоге решили взять за образец творчество Егора Летова и изваяли альбом как бы проекта НЕЙРОННАЯ ОБОРОНА под названием "404", который и выложили 28 июня на Яндекс.Музыку. Петь они, конечно, компьютер не стали обучать, взяли это плевое дело на себя, а уж все остальное доверили ИИ.

В соцсетях охнули, в соцсетях ахнули, в соцсетях сказали: "Ну все, говнорокеры, сдавайте гитары в комиссионку!" Так на то они и соцсети, что в них водится кто угодно - от наивных первоклашек до утонченных троллей...

Послушала на волне всеобщего интереса это дело и я.

Первое, в чем-то трогательное впечатление, что исполняет это все группа шестнадцатилеток из Усть-Зажопинска, недавно услышавших ГО и проникшихся до глубины души, рассыпалось довольно быстро. И не потому, что с голосом солисту не повезло (в моем дворе ночами на лавке молодняк хрипит горлом под Летова куда выразительнее). А потому, что даже малолетняя усть-зажопинская урла, берясь за деревяшки со струнами, хочет, пусть бездарно и неумело, высказать что-то свое, накипевшее. Пусть даже "Я одинокий непонятый герой - любите меня, телки!" - но наболевшее.

Машина не хочет ничего. Машина расставляет слова и фразы из данного ей набора в запрограммированные грамматические конструкции так, чтобы создавалось впечатление относительной связности. Естественно, абсолютной связности тут добиться не удается - именно за этим авторам и был нужен в качестве образца некто "достаточно маргинальный", авось да сойдут эти висящие концы за творческий почерк. Не сомневаюсь, кстати, что Хармс у "нейросетки" выходит не менее паршивый, чем Пушкин - просто увлеченным формой авторам этого не разглядеть... Но вот куда более тонкие вещи, такие как, к примеру, меру банальности фразы и контекст возможного использования махровой банальности, компьютеру уже никто объяснить не смог. И тут даже язык не поворачивается упрекнуть солиста в том, что он плохо интонирует (а ведь у Летова на интонации строилось очень, очень многое), поскольку интонировать тут и нечего. Попробуйте-ка искренне пропеть "Я смотрю в пустоту, я не верю в прогресс" - и кто у вас получится? Солист мальчуковой группы с романтичной челкой?

На протяжении всех 13 вещей (а работники Яндекса решили по образцу ранних альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ перемежать песни короткими стихотворениями) я просто адски скучала. Потому что главного для любого творчества - эмоционального отклика - тут так и не случилось. Под попсу при такой же абсолютной бессмысленности хоть потанцевать можно - а тут? При вполне правильной скорлупе этот орех безнадежно пуст внутри. И тогда - зачем это все? Покрасоваться, эко авторы научились форме? Ура-ура, машина освоила то, что доступно и десятилетнему ребенку! Стоит поделиться этим достижением в каком-нибудь компьютерном журнале, но на музыкальный сервис-то зачем это совать?

Ну, и название альбома тоже не удалось. Это, знаете ли, не 404 - это 416. Requested Range Not Satisfiable ("запрашиваемый диапазон не достижим"). И вряд ли когда-либо будет достижим. Да и все.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Екатерина Борисова
Редактор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1807
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 29 Июн 2016, 13:46 - Ответить с цитатой

Я каждый раз (а разы бывают регулярно) нездешне удивляюсь, когда обнаруживаю в окружающей действительности людей, которые искренне думают, что авторы, пишущие тексты в манере абсурдистской или хотя бы парадоксальной, складывают слова абсолютно от балды. И если взять похожие слова и сложить их опять-таки от балды, то получится ровно то же самое. Какая-то полнейшая языковая глухота. Или эмоциональная, я уж не знаю.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Юлия Боровинская
Автор


Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 590

Сообщение 29 Июн 2016, 13:55 - Ответить с цитатой

Я каждый раз (а разы бывают регулярно) нездешне удивляюсь, когда обнаруживаю в окружающей действительности людей, которые искренне думают, что авторы, пишущие тексты в манере абсурдистской или хотя бы парадоксальной, складывают слова абсолютно от балды. И если взять похожие слова и сложить их опять-таки от балды, то получится ровно то же самое. Какая-то полнейшая языковая глухота. Или эмоциональная, я уж не знаю.


Мне кажется, эмоциональная в первую очередь. Ну и определённая тупость тоже. То есть человек прекрасно видит, как сделан текст, но совершенно не представляет и даже не задумывается ради чего он сделан.
С авангардной живописью, кстати, та же фигня: "Эдак кто угодно сможет!"
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Екатерина Борисова
Редактор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1807
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 29 Июн 2016, 14:09 - Ответить с цитатой

То есть человек прекрасно видит, как сделан текст, но совершенно не представляет и даже не задумывается ради чего он сделан.

Да не факт даже, что он видит, как именно сделан текст. Причем любой текст, не обязательно какой-то хитровывернутый. То есть вот слова, они составлены в предложения - а почему именно эти слова и зачем они составлены в таком вот порядке в такое вот предложение? Спроси у таких персонажей - не ответят. При этом удивляет даже и не это - ну не всем дано, как не всем дан музыкальный слух, например, - а то, что они одновременно пребывают в абсолютной уверенности, что сами могут слова в предложения составлять куда как лучше. Не понимая, зачем и почему, но лучше, да и все тут.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Юлия Боровинская
Автор


Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 590

Сообщение 29 Июн 2016, 14:44 - Ответить с цитатой

При этом удивляет даже и не это - ну не всем дано, как не всем дан музыкальный слух, например, - а то, что они одновременно пребывают в абсолютной уверенности, что сами могут слова в предложения составлять куда как лучше. Не понимая, зачем и почему, но лучше, да и все тут.

Так и люди без слуха почти всегда уверены, что прекрасно поют. Для того, чтобы понять, что ты фальшивишь, хоть какой-то слух нужен Smile
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Екатерина Борисова
Редактор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1807
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 29 Июн 2016, 16:16 - Ответить с цитатой

Эффект Даннинга - Крюгера как он есть.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006