LUMEN - "Всегда 17 - Всегда Война"


(p) M2БА, 2015

По-моему, этим своим альбомом группа пытается загладить свою вину перед теми, кто заснул беспробудным сном под студийный акустический альбом "Нет Времени Для Любви" и не смог очнуться под акустический же концертник. И мы наконец-то снова встречаемся с LUMEN в типичном, классическом варианте - шумном, сердитом, невыносимо-депрессивном, но не вызывающем сомнения в искренности. Два диска - два живых концерта, отыгранных и записанных в рамках тура "Небо в огне", - ярко свидетельствуют о том, что глубокий творческий кризис уже миновал. Чего-либо принципиально нового о Тэме и его соратниках мы здесь не узнаем - если не считать двух свежих песен "Учились Жить" и "Никто Не Будет В Стороне". Единственное, чем ребята нас могут порадовать - это драйвом, самоотдачей и идеальным соответствием их творчества настроению исторического момента.

Вообще, нелепо воспринимать LUMEN как чисто музыкальное явление. С этой точки зрения, коллектив слишком однообразен, крайне неразборчив в изобразительных средствах и за почти десятилетнюю свою историю так и не смог ничему научиться, чтобы превратиться в команду настоящих профессионалов. Скорее его творчество следует считать своеобразным продуктом эпохи, в которой мы живем. События вокруг нас развиваются слишком стремительно, большинство из них повергают в тяжелейший шок и не внушают никакого оптимизма. И не то, чтобы успевать их анализировать, фиксировать в своем творчестве, да еще и придавать какую-то изысканную художественность каждому произведению, времени не хватает. В результате мы получаем бесконечный, невыносимый поток порой отчаянных бессвязных криков отчаяния. Можно ли смертельно больного человека упрекать в том, что он стонет немелодично и в какой-то не той тональности? Боюсь, что нет. И художника, ощущающего себя частью мира, погружающегося в хаос, упрекать в чем бы то ни было язык не поворачивается. Ничего другого ему просто не осталось - кроме боли, ужаса и желания, чтобы все это поскорее закончилось.

Самой светлой из всех номеров обоих концертов представляется когда-то прославившая LUMEN песня "Сид и Нэнси", ибо это - скорее игра в любимых героев, стремление автора примерить на себя чужую судьбу, а не серьезная декларация своей жизненной позиции. Настоящий Тэм начался чуть позже - когда во всеуслышание заявил, что надо не носить футболки с иконописным ликом Че Гевары, а самим становиться такими, как Че, и сам показал пример этого в своем творчестве.

Это - гражданственность в самом высоком смысле. То есть когда человек не просто поет о социальных проблемах, а болеет ими. Возможно, что лозунг "Я люблю страну, но ненавижу государство!", вызвавший столько споров среди наиболее политизированных слушателей, и был вброшен скорее для красного словца. И "TV No More" - это уж слишком мелко для автора, любящего широкие обобщения, тем более что позором он клеймит явно не то телевидение, которое у нас появилось и расцвело самым гнусным цветом после 2014 года. Однако старые песни, написанные в куда более спокойные времена, исполняются сейчас с куда более отчаянной болезненностью. Ибо настоящая их актуальность начинает проявляться лишь сейчас.

Никто уже сейчас не помнит, что случилось в Благовещенске около десяти лет назад. Факт вопиющего тогда еще милицейского произвола активно обсуждался в правозащитной прессе, отрицался в прокремлевской, но всеми одинаково расценивался как нечто из ряда вон выходящее. Затем его заслонили другие, куда более трагические события. А композиция "Благовещенск" осталась - и вспоминается сегодня как рассказ о генеральной репетиции всех будущих погромов, репрессий, крупных и мелких потасовок с несогласными. Еще более страшная вещь "С4", попавшая лишь на бонусный диск, кажется, появилась как реакция на теракт в Беслане - и за прошедший год успела превратиться в глубокий философский трактат о том, что все зло в нас заложено от рождения, о том, что мы обречены убивать друг друга если не во имя каких-то безумных идей, то ради места под солнцем или из чисто садистского удовольствия. Там же, где конкретные политические реалии не обыгрываются, получает свое отражение сам дух времени - ощущение тотального одиночества. В словах оно сформулировано слишком по-детски: "вокруг тебя все подохло", "посреди дождя сохну без воды". При этом раскаты громкой артиллерийской канонады и сорванный, едва способный выговорить хоть одно внятное слово голос солиста оказываются гораздо более красноречивыми. В конце концов, никакой конкретики слушателю и не требуется. Новости мы узнаем из Интернета, лозунги услышим на митинге, далеко идущие выводы найдем в выступлениях близких нам по взглядам аналитиков и публицистов. Подменить собой хотя бы отчасти эти источники информации современный рок-музыкант не может. LUMEN остается лишь одно - будить в нас совесть, напоминать, что при наступлении глобальной катастрофы "никто не будет в стороне".

Тэм только это и делает, даже не пытаясь внятно сформулировать свою позицию, скажем, по отношению к украинским событиям, о которых упоминает в одной из реплик между песнями. И если на большее претензий у него нет, то задача им выполняется блестяще. Грустно другое - роль трагического набата, роль главного трибуна и летописца новых "страшных дней России", похоже, досталась застенчивым провинциалам, которые даже не осмелятся хотя бы для самих себя ответить на вопрос, на чьей они стороне. Ведь декларируя свою нейтральную позицию, жалея всех или обвиняя всех, по обе стороны баррикад, надо бы иметь хоть какое-то мнение о том, о чем ты поешь - а его, судя по всему, нет вообще. Связанные с подачей материала грубейшие ошибки, которые давали о себе знать и в прежних альбомах, тоже продолжают множиться, подрывая доверие к исполнителям. Как и в акустическом концерте, как минимум одна из вещей сопровождается комментарием, в котором нам переводят с русского на русский: "Мир вокруг меняется, и это хорошо - но не всегда в ту сторону, которая нам нравится. Следующая песня о том, что нас затягивает быстрее и быстрее, и помимо всего хорошего, что происходит, есть и отрицательные стороны..." (кто-нибудь что-нибудь понял из этого объяснения?!). В первый раз это может сойти с рук, потом смешит, и, наконец, начинает раздражать, ибо очевидно, что человек, так плохо думающий об интеллектуальных способностях слушателя, так искренне опускающий его до своего скромного уровня, вряд ли сможет открыть нам глаза на какие-то важные истины.

Возможно, для подростков, еще не успевших о чем бы то ни было задуматься и просто любящих тяжелую музыку, прослушивание LUMEN в любом варианте - и особенно в виде концертов, на которых собрано самое лучшее из сочиненного группой - занятие полезное. Как первый шаг к сознательной жизни гражданина и революционера, это прекрасно. Но задерживаться на этой ступеньке долго и любоваться ощущением, что тебе всегда 17, и в твоей душе всегда война, все же не стоит. На вызовы взрослого мира нужно отвечать по-взрослому. Но именно этого, к сожалению, и не хватает большинству современных рокеров, претендующих на некую социальность.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 11 апреля 2016, 05:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииLUMEN - "Без Консервантов"Старый Пионэр30.09.2003
РецензииLUMEN - "Нет Времени Для Любви"Олег Гальченко19.06.2014
РецензииLUMEN - "Акустика"Олег Гальченко08.07.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.025