LUMEN - "Нет Времени Для Любви"


(р) LUMEN/Монолит, 2013

При всей симпатии к данной группе, её громкий успех и широкая популярность всегда были свидетельством того, что российский рок после случившегося на рубеже веков всплеска активности зашёл в глубокий кризис. Ни в 80-х, ни в 90-х уфимские музыканты не смогли бы пробиться даже в первые ряды звёзд регионального значения. Здесь же мы имеем дело с искусственно созданной ситуацией, когда в начале прошлого десятилетия в эфире "Нашего Радио" не нашлось места ни для ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ни для АДАПТАЦИИ, ни для других легенд андеграунда, однако вычеркивать их фанов из числа своих слушателей не хотелось даже Михаилу Козыреву. В качестве заменителей Егору Летову и Ермену Анти радиоформат стал предлагать слушателям ПИЛОТ, МЁРТВЫХ ДЕЛЬФИНОВ, ещё кого-то столь же близкого либо по стилю, либо по общему настроению, но в конечном итоге почти никто из них на все сто процентов надежд не оправдал. И лишь группе LUMEN удалось не только поймать свой миг удачи, но и достойно отработать доставшуюся авансом славу. Положительную роль, конечно, сыграли и высокий профессиональный уровень, и элементарная человеческая искренность. Когда-то в середине 90-х у питерской группы МАРРАДЁРЫ была программная песня-манифест "Понты Или Хардкор?", жёстко ставившая вопрос о том, что такое настоящая "альтернатива". Так вот, Тэм всегда и в творчестве, и в интервью производил впечатление человека, абсолютно равнодушного к каким бы то ни было понтам, чем и был симпатичен. Иногда это ему шло во вред. Несколько лет назад, например, общаясь с читателями журнала "FUZZ" и отвечая, в частности, на мой вопрос о вере в анархию, он чётко разъяснил, почему именно не верит - и чем потом только не поливали в Интернете группу наши так называемые "анархисты", выдавая свою тоталитарную сущность!..

Кстати, именно к таким идейным фанатикам и обращён первый и самый жёсткий трек альбома - "Прости". Как всегда прямолинейно и убедительно слушателю напоминают простейшую истину, что жить в обществе и не чувствовать на себе его давления невозможно, что все утопии могут существовать лишь в нашем с вами воображении: "Прости, прости, всё остальное - обязанности!.." Нетрудно понять, почему именно эта песня была выбрана для радиосингла и успешно завоевала место в хит-параде "Нашего Радио". Она самая сильная с эмоциональной точки зрения, самая характерная для LUMEN прошлых лет, несмотря на то, что выдержана в кантри-фолковом стиле. Из остального выбрать что-либо запоминающееся весьма затруднительно. Почти целый час мягкой, одинаковой, гладкой полуакустической лирики, хорошо записанной, но напрочь лишенной драйва - вот и всё, что мы можем услышать дальше.

Вообще-то желание отойти хотя бы ненадолго от привычного стиля, поэкспериментировать с имиджем - признак профессионального роста. Однако акустика - слишком серьезный экзамен для любой рок-группы, и не всякий его может выдержать достойно. Для поколения рок-музыкантов 70-80-х годов, недалеко ушедшего от каэспэшных корней, легко было приспособиться как к условиям квартирника, так и к условиям стадиона, однако и у него случались откровенные промашки - например, АЛИСЕ тихий-тихий альбом "Jazz" пришлось искупать несколькими годами оголтелого экстремизма. Более молодому поколению, которое иначе слышит и музыку, и слово, следовало бы проявлять еще большую осторожность. Приглушил хищный рык гитары - и сразу наружу начинают вылезать неряшливость текстов, бедноватость словарного запаса однообразие мелодий, общая стереотипность мышления. Правы, конечно, были квачи из ТАЙМ-АУТА, однажды заметившие, что совсем не обязательно петь о любви со свирепым выражением лица, но какие-то сильные чувства на лице и в голосе все-таки должны отражаться. Тем более - в песне "Один Ответ", вроде бы посвященной такой болезненной теме как беззащитность, хрупкость всего живого. Даже если принимаешь положение дел с христианским смирением, зачем превращать большую человеческую трагедию в колыбельную? Некоторую остроту в общее звучание могли бы внести песни "С Тобой", "Нет", "Кладбище Кораблей" и "В Поисках Счастья", но не потому что они сами по себе хороши, а потому что в них чуть-чуть больше жизни, чем в остальных. Их содержание ярче и глубже, тогда как остальные, лишившись текста и превратившись в некое подобие финальной инструментальной композиции "Новый День", не так уж много бы потеряли. Ну, разве что жалко было бы нескольких действительно шикарных афоризмов типа: "Каждый день слепые спорят о радуге, а зрячий молчит..." - которых не так уж и много.

Альбом вполне можно было бы спасти руками приглашенных музыкантов. Приложи к аранжировкам руку какой-нибудь саксофонист (желательно авангардного толка) - он бы легко, не разрушая музыкальной ткани, вдохнул даже в проходные, слабые вещи и нервность, и иронию, и нежность. Но главная беда-то даже не в аранжировках, не в темах песен. Произошло нечто невероятное: несмотря на то, что типичный "люменофил" (или как там они себя называют?), скорее всего, ненавидит группу ЗВЕРИ, считая её примитивной и провинциальной в худшем смысле этого слова, в новых своих сочинениях Тэм не делает почти ничего такого, что оказалось бы не под силу Роме Зверю. Даже в голосах у них обнаруживается подозрительное сходство. Вот так всегда: мучаешься, переживаешь о том, что времени для любви нет, а найдёшь подходящую минутку - а ничего глубже "Дождей-Пистолетов" почему-то не получается.

Ну, и не надо искать себя там, где не найдёшь ничего, кроме новых поводов для скуки! Творческие люди, как и представители дикого животного мира, делятся на хищников и травоядных, а насиловать природу и заставлять их перейти на неестественный рацион - значит подвергать их здоровье и жизнь опасности. LUMEN относятся к числу ярко выраженных хищников, у которых лучше всего получается огрызаться на правящий строй, рвать в клочья стереотипы обывательского сознания, на худой конец - тоскливо выть на Луну оттого, что злые люди не выпускают на волю из железной клетки. Вот этим и стоит продолжать заниматься в дальнейшем. А любовь...Даже из самых агрессивных и депрессивных песен группы всегда понятно, что именно Тэм любит, за какие святые идеалы готов перегрызть глотку любой сволочи. Умному - достаточно, а остальным до подобной музыки просто нет дела...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 19 июня 2014, 04:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииLUMEN - "Без Консервантов"Старый Пионэр30.09.2003
РецензииLUMEN - "Акустика"Олег Гальченко08.07.2015
РецензииLUMEN - "Всегда 17 - Всегда Война"Олег Гальченко11.04.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005