Алексей Чернышёв & Алексей Булгаков - "Плач Оборванной Струны"


(p) Metalism Records, 2015

Поначалу, изучая трек-лист нового двойного альбома ветеранов столичного металлизма, более всего известных по работе в группе ЛЕГИОН, очень хочется по-черномырдински воскликнуть: "Отродясь такого не было - и вот опять!.." Ну в самом деле, сколько можно заново переиздавать "Листопад", "Легион", "Каменный Лес" и другие хиты 80-х, пусть и на втором бонусном диске (и в малоизвестных недосведенных вариантах), если иного материала имеется предостаточно? А начнешь слушать - и никак не можешь оторваться. Причем ностальгия в восприятии этой музыки уже почти не участвует, ибо все, что поет Булгаков, касается скорее тебя нынешнего, чем тебя позавчерашнего.

Наверное, виной всему доверительная интонация, с которой Булгаков обращается к слушателям. Вот ведь удивительная вещь - металлисты, способные поставить вверх дном огромный концертный зал, поют не в пустоту, не в воображаемую многотысячную толпу, а именно для тебя! В булгаковских текстах местоимение "я" далеко не на первом месте, но даже тогда, когда музыкант обращается к историческим сюжетам и, вживаясь в роль романтического героя, начинает размахивать воображаемым мечом, поза не кажется искусственной, пафос - ложным, а образ - надуманным. Это качество в Алексее становится с годами все заметнее - как и бережное отношение к звуку. Как бы ни грохотали барабаны, как бы ни выли гитары, а каждое слово каждой песни настолько разборчиво произносится, что тексты, напечатанные в приложенном к альбому буклете, кажутся уже ненужным излишеством. Все ведь и так прекрасно слышно и понятно! Впрочем, тот факт, что этим текстам уделяется столько внимания, тоже говорит о многом. Булгаков знает силу слова, и ему есть что сказать.

Музыка в альбоме - по-прежнему тяжелая, но вовсе не тягостная для восприятия. В ней есть место для воздуха, которым можно надышаться вволю. Дуэт продолжает лучшие традиции ЛЕГИОНА и вообще русскоязычного харда 80-х, существовавшего еще до АРИИ, но, увы, почти не оставившего следов в звукозаписи. Понятно, что при нынешних технологиях два человека вполне могут в студийных условиях отработать и за десятерых, но зачем это делать? Все и так знают, что перед нами профессионалы и виртуозы. Так что выпендриваться и доказывать свою крутизну им лишний раз незачем. Они играют живую музыку, которая никогда не надоедает.

О чем данный альбом? Как мне показалось, в нем преобладают вещи скорее философского содержания. Даже пресловутый "Листопад", воспринимавшийся в шестнадцать лет скорее как история несчастной любви (вероятно под влиянием обстоятельств, при которых он был услышан впервые), ныне кажется чем-то большим. Например - призывом искать спасение от депрессии в слиянии с природой - пусть и осенней, умирающей, холодной. Прекрасен "Хозяин Зла" - едва ли не ключевая для понимания всего песенного цикла вещь, рассказывающая о том, что зло, которое мы причиняем ближнему, когда-нибудь к нам же и возвращается. Впечатляет своей мощью "Смотритель Маяка". Он в чем-то сродни знаменитой "Песне Варяжского Гостя" - видимо, самого страшного музыкального произведения, слышанного мною в детстве по радио - и самого, наверное, хэви-металлического во всей русской классике. То же ощущение жизни как бескрайней морской стихии, то же чувство, что накатывающиеся на тебя волны вот-вот унесут куда-то в космос, в иные миры. А до чего точно в балладе "Грусть" переданы те муки и душевные метания, которые поэты испытывают в процессе создания своих произведений! Потребность высказаться - и вечная нехватка нужных слов, понимание, насколько ответственна твоя миссия - и бессилие, неспособность что-либо изменить в описываемой тобой реальности. Все это действительно сопутствует творчеству. И все остальные композиции так или иначе посвящены этой сложной, загадочной и неисчерпаемой теме "жизни в искусстве". Одна из песен, кстати сказать, так и называется - "Поэт". В ней - помимо традиционного романтического антуража типа одиночества в толпе - можно найти портрет истинного, по мнению музыканта, творца: "В груди горит святой огонь, слова - как колокола звон, для всех никто - и ярче всех. Не обойдет тебя молва. И нерва тонкая струна! Сегодня - плач, а завтра - смех!" Да, излюбленный герой всех песен - прежде всего человек, выполняющий сложнейшую миссию по переустройству мира. Иногда, как актер, чудесным образом он сам преображается, выходя на сцену; иногда, как поэт, он всего лишь проповедник, говорит правду, борется за победу добра над злом с помощью слова; иногда же готов нацепить рыцарские доспехи и отправиться, подобно Дон Кихоту, "в неведомую даль". Активная жизненная позиция или смерть - иного выбора пути не предлагается и в принципе быть не может. А старая, проверенная временем, но, к сожалению, по-прежнему актуальная вещь под названием "Армагеддон" рисует нам страшные картины будущей глобальной катастрофы - неминуемой, если мы будем равнодушно наблюдать за происходящим вокруг безумием.

В это же самое время нам напоминают и о том, что любая борьба требует жертв. Акустическая баллада "Плач Оборванной Струны" посвящена как раз коллегам-музыкантам, безвременно отбывшим в мир иной. Конкретные имена не упоминаются, но этого и не нужно. Поколение рокеров, начинавшее в 70-80-х годах, прекрасно знает, как много их - этих имен, и что первыми, как правило, гибли лучшие. Среди основателей группы ЛЕГИОН тоже были потери, так, что немудреный текст очень похож на глубоко личное послание к тем, кто уже не сможет на него ответить. Еще одна баллада - и тоже о смерти - называется "19 Лет". Это уже - дань тем молодым, которые могли бы стать поэтами, музыкантами, художниками, философами, но не успели, потому что погибли в "горячих точках". И еще это - о бессилии, беззащитности возвышенной, утонченной натуры перед любой агрессией: "Легче умереть, чем убить врага!" Давно уже антивоенные песни не звучали настолько актуально. Да и часто ли они сейчас вообще звучат - в мире, где тигры с козлами показывают куда более яркие примеры мирного сосуществования, чем двуногие и якобы разумные существа? Давно ли мы получали от известных музыкантов послания с призывами вспомнить, что не силой оружия, а добром, творчеством, мудростью надо добиваться всемирного господства?

Они проповедуют не только словом, но и нотой. В альбоме, как всегда, нашлось место для инструментальных пьес, в которые вложено не меньше души. И иногда для того, чтобы сделать слушателя сентиментальным, вполне достаточно нескольких гитарных аккордов, не связанных с какими-нибудь конкретными образами. Инструментальный гитарный хард - вообще страшная сила, потому что режет по живому, без наркоза. И даже "Листопад" в инструментальном варианте вряд ли нужен просто для того, чтобы заполнить свободное место на диске или для караоке (да и кто я такой со своими вокальными данными, чтобы пытаться повторить спетое Булгаковым?!). Это - вполне самостоятельные произведения, позволяющие оценить композиторский талант наших героев.

В общем, как я и предполагал после выхода первого альбома "Океан Фантазий", проект ЧЕРНЫШЁВ/БУЛГАКОВ оказался не одноразовым и доказал свою жизнеспособность. Невозможно было предсказать лишь одно - что творчество дуэта достигнет таких масштабов, что вся дискография окажется состоящей только из двойных концептуальных пластинок. Впрочем, если есть чем поделиться со слушателями, почему бы и не выговориться на всю катушку. Но вот что еще любопытно - данный проект не является заменой или инкарнацией старого доброго ЛЕГИОНА, который существует параллельно и неплохо себя чувствует (по крайней мере, если судить по слышанному мною осенью в ночном эфире радиостанции "Маяк" живому выступлению). Это две разные, хотя и внешне очень похожие истории. Просто дуэт предполагает большую камерность и большую исповедальность. Как у Булгакова и Чернышёва на все это хватает времени и сил, я не совсем понимаю, но безумно завидую умению жить столь активной творческой жизнью.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 15 января 2016, 17:40
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАлексей Чернышёв & Алексей Булгаков - "Океан Фантазий"Олег Гальченко24.02.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 7 / 0.015