Алексей Чернышёв & Алексей Булгаков - "Океан Фантазий"


(p) Metalism Records, 2013

Убойная доза ностальгии от ветеранов московской металлургии! Вроде бы совсем недавно это было: январь 1989 года, окраина Петрозаводска, маленький актовый зальчик Лесотехнического техникума, заполненный по самый потолок громким, но по-советски коряво выстроенным звуком, и на сцене - группа, рвущая душу сентиментальной песней про листопад... Странно, но и четверть века спустя тот же самый репертуар в максимально прилизанном студийном варианте тоже трогает. Может быть, не так сильно и не за те струны, но трогает. Сделано-то на совесть!

Вот уже четвертое десятилетие подряд музыканты ЛЕГИОНА пытаются доказать всем, что отечественный хэви-метал должен ассоциироваться прежде всего с названием их коллектива, а потом уже со всеми остальными, и почему-то ни одна попытка еще не увенчалась настоящим успехом. Их знают, их новых альбомов ждут, но при этом вырваться в первые ряды суперзвезд всё никак не получается. Алексей Булгаков играл свою музыку на профессиональной сцене еще в пору, когда никакой АРИИ не существовало даже в воображении продюсера Виктора Векштейна; именно Булгаков принес советскому зрителю ту самую эстетику, тематику, настроение и даже кое-какие технические приемы из арсенала IRON MAIDEN и ACCEPT. По части же искренности среди металлистов 80-х с Булгаковым мог сравниться разве что Анатолий Крупнов, Дмитрий Варшавский да еще Сергей Маврин - особенно в своих поздних проектах. Все-таки в такой стране, как наша, от бардовского начала не уйдешь никуда даже в таком высокотехнологичном стиле как хэви. И если человек сам пишет музыку и тексты, сам придумывает концепции альбомов и сам же все исполняет, являясь не просто лидером, а единоличным диктатором в группе, это очень хорошо заметно. Булгаковское творчество - прежде всего авторское, и, может быть, именно поэтому Алексей в свое время не смог стать актером кукольного театра им. Маргариты Пушкиной, подменив в качестве вокалиста АРИИ Валерия Кипелова. Произносить чужие пафосные слова на фоне гитарных запилов, пусть и профессионально сыгранных, но напрочь лишенных живых человеческих эмоций, оказалось непосильной задачей. Кстати, и вокал Булгакова в сравнении с кипеловским сильно выигрывает - хотя бы потому, что в нем нет ничего от опыта работы в официозных вокально-инструментальных ансамблях, но зато временами обнаруживается почти оперный академизм, характерный скорее для Александра Градского. Такие голоса могут петь только от первого лица!

А Алексей Чернышёв - не просто великолепный гитарист, склонный к разным артистическим штучкам типа заунывного псевдовосточного соло в песне "Мираж". Это - по сути дела единственный, помимо лидера, человек, еще помнящий, с чего начинался ЛЕГИОН. Он был одной из самых значительных фигур в составе, считающемся ныне "классическим", и способен реанимировать то звучание, которое, к сожалению, почти не зафиксировано на пленках. (Ранний демо-альбом "Битва" (1984), упоминаемый во всех энциклопедиях, не в счет - его не слышали даже самые продвинутые фаны и сохранился ли он у кого-нибудь вообще, точно неизвестно.) Не удивительно, что именно Чернышёва Булгаков взял в компаньоны, погружаясь в воспоминания о своем раннем творчестве. Тем более что опыт уже есть: двенадцать лет назад ими был записан ретроспективный альбом "1980-1987". Тогда интерес к ЛЕГИОНУ появился даже у огромного количества молодых слушателей, весьма смутно представляющих себе 80-е, да и те, кто постарше, наконец-то порадовались, получив качественные записи любимых песен. Материал того альбома, кстати (частично в пересведенном виде), составил содержание одного из двух дисков "Океана Фантазий". Туда же вошли и некоторые демо-записи середины 90-х, предоставляя самым дотошным исследователям возможность разбираться в нюансах, сопоставлять какие-то малозаметные для неподготовленного уха детали и спорить, какой вариант "Безумия", "Мамы" или "Листопада" лучше.

На самом деле они все равноценны. Другое дело, что интереснее всего то, что записано именно сейчас - хотя бы потому, что только новые записи могут многое рассказать о том, какими видят собственное прошлое музыканты с вершины нынешнего опыта. Судя по всему, им за сделанное тридцать лет назад ничуть не стыдно. Определенный налет детской наивности на некоторых композициях все-таки заметен. "Закралась в душе тьма. На все закрыв глаза, все серым стало рядом - и даже небеса...", - натыкаясь на подобную графоманскую невнятицу, искренне жалеешь, что она не поется по-английски. Иногда языковой барьер оказывается единственным спасением от разочарования в чьей-то мудрости!

В других случаях смелостью автора столь же искренне восхищаешься. Воспевать воинскую доблесть в лучших традициях старинных рыцарских романов и не получить обвинений в пропаганде насилия, милитаризма или даже фашизма когда-то было непросто. И вот тут Булгаков, далеко не всегда способный блистать высоким слогом, зачастую просто беспомощный при попытках абстрактного философствования или морализаторства, идет на риск для того, чтобы оказаться действительно на высоте. То ли историческая, то ли мифологическая, то ли фэнтезийная реальность, которая им рисуется в таких композициях как "Легион" или "Волшебник", не выглядит какой-то искусственной, надуманной - в ней действительно можно жить, хотя, как в любой сказке, временами становится страшновато. Для особо придирчивых злопыхателей в репертуаре ЛЕГИОНА всегда имелось некоторое количество произведений антивоенного характера. Однако, в отличие от скроенной из газетных лозунгов "Воли И Разума", "Третья Мировая" не содержит в себе ничего, кроме тревоги за судьбу планеты без какой-то надежды на оптимистическую развязку. Это было не очень-то по-советски, но гораздо честнее. Кстати, остается лишь удивляться, как группе не инкриминировали еще и религиозную пропаганду в годы, когда как раз разворачивался скандальный процесс против ТРУБНОГО ЗОВА, и людей в рясах пресса представляла исключительно иностранными агентами влияния? Самая сентиментальная и слезливая баллада альбома - "Мама" на деле оборачивается яркой и весьма убедительной иллюстрацией к общеизвестной притче о блудном сыне, "Белый Глас" представляет собой монолог атеиста, задумавшегося, что ждет после смерти, ну, а про "Апокалипсис" - пусть чисто инструментальный, лишенный всякого текста, - уж и говорить нечего. Видимо, те, от кого зависела судьба коллектива, в тексты вчитывались невнимательно, а в записи не вслушивались вообще, невольно даря этим хитам долгую счастливую жизнь...

И все-таки "Океан Фантазий" далеко не случайно выпущен не под вывеской группы ЛЕГИОН, более того - Чернышёв считает эту работу скорее своим персональным сольником. Наряду со старыми, проверенными временем вещами в него попало немало и свежего - или относительно свежего, но прежде по разным причинам не издававшегося материала. В основном - именно того, где автором или соавтором выступил именно Чернышёв. Все новое оказалось по уровню не уступающим классике и отличается лишь одним - жизнеутверждающими, оптимистическими мотивами. "Венчание" и "Верность Солнцу" - то, что обязательно войдет в золотой хитовый фонд нашей тяжелой музыки, что бы с ней ни произошло в дальнейшем. Серьезный вклад сделан Чернышёвым в этот альбом и в качестве аранжировщика. Ударные, клавишные, гитары акустические и электрические расставлены по своим местам настолько грамотно и точно, что старые записи, отдающие провинциальным "гаражом", переслушивать уже неинтересно. Все самое лучшее происходит с этими людьми именно сейчас. Когда не научился еще толком владеть инструментом, единственное, что у тебя будет хорошо получаться - это пугать публику. И лишь сегодня стали возможны инструментальные пьесы невероятной красоты типа "Все Вернется", в которых не надо бряцать оружием, не надо растирать по лицу скупые мужские слезы по поводу внезапно наступившей осени, - зато можно тихо мечтать о чем-нибудь хорошем в гармонии с собой и с миром. Нечасто увидишь "металлистов" такими благостными, любующимися окружающим миром, просто радующимися самому факту своего существования!

Эти два Алексея - настоящие романтики. И настоящие наследники лучших традиций прогрессив-рока 70-х, которые не могут быть заглушены ни агрессивным драйвом, ни холодным прагматизмом более поздних времен. Может быть, поэтому им никогда не хватало наглости отстоять свое первенство на советской хэви-сцене? Как бы монументально не выглядел новый альбом, эффект от него будет примерно тем же, что и от всех предыдущих: у тех, кто любил ЛЕГИОН раньше, появится новый повод для радости и гордости, но широкие массы все равно продолжат куда активнее обсуждать не его, а очередное якобы триумфальное возвращение АРИИ. Увы, мастера искусства не всегда бывают мастерами пиара. Ну и черт с ним - с пиаром-то! Выдав такой мощный отчет о проделанном за тридцать лет, надо, долго не раздумывая, пока не прошел творческий кураж, поскорее приниматься за новую нетленку - с никому пока не известным материалом и желательно в этом же самом составе. Хорошо, когда бойцы вспоминают минувшие дни, но кто сказал, будто все их победы уже в прошлом?

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 24 февраля 2015, 19:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАлексей Чернышёв & Алексей Булгаков - "Плач Оборванной Струны"Олег Гальченко15.01.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.02