Таццяна Беланогая - "Сьвятло І Цені"


(c) Таццяна Беланогая, 2013
(p) БМАgroup,/Вигма 2013
14 tks./T.t. 34:34


Минчанка Татьяна Белоногая, автор и исполнительница собственных песен, - сегодня, безусловно, флагман белорусской бардовской сцены. Впрочем - только ли бардовской? Ее творчество вряд ли можно вместить в прокрустово ложе КСП. Мне кажется, для характеристики того, что делает Татьяна Белоногая, более подходит сравнительно новое понятие "альтернативная авторская песня", предполагающее синтез и взаимодействие классической традиции с элементами бард-рока, городского романса, местами - фолка и джаза.

"Сьвятло І Цені" ("Свет И Тени") - шестой номерной альбом в дискографии Татьяны Белоногой. Он продолжает и развивает тематическую линию, начатую певицей в предыдущих работах - "Там, Дзе Мы" (2004) и "Пабачыць Сьвет" (2006), отчасти - "Ніткі" (2010). Татьяна выросла как поэт: вербальный субтекст большинства ее песен может восприниматься как самостоятельные поэтические произведения. К слову, в прилагаемом к диску 16-страничном буклете, наряду с оригиналом, даются подстрочные переводы стихов на английский. А CD дополняется мультимедийными файлами с текстами и аккордами песен.

Концепцию альбома Татьяна Белоногая исчерпывающе сформулировала в одном из своих интервью (цитирую в собственном переводе с белорусского): "...Это борьба света с тьмой, добра со злом. Мы - люди, мы существуем на физическом уровне, и в духовном плане, как души. И на каждом уровне нужно стремиться к правде и свету". Альбом Татьяна посвятила своей покойной подруге Ольге Романович, преподавательнице французского языка, которая впервые перевела на белорусский воспоминания Михала Клеофаса Огиньского. Цветные фотографии адресата посвящения также помещены в буклете. Название "Сьвятло І Цені" обыгрывается и в оформлении.

За внешней простотой и кажущейся прозрачностью поэзии Татьяны Белоногой порой кроется метафорическая усложненность. Поэтому при первом прослушивании этих песен может создаться впечатление, будто автор заигрывает с политикой, дабы пойти на поводу у белорусской оппозиции. На самом деле это совсем не так. Вне всяких сомнений, у Татьяны есть гражданская позиция, которая не заслуживает ничего кроме глубокого уважения и безграничного восхищения. Более того, Татьяна Белоногая - голос, совесть и гордость своего поколения. Но я бы не стал сводить творчество Татьяны лишь к протестности и категорическому неприятию режима. Я бы предпочел рассматривать альбом как 14-частный цикл со своей изотопией. Здесь выписан образ лирического субъекта, в котором безошибочно угадывается автор. Страна Беларусь в текстах ни разу не номинируется, но, благодаря блестяще используемому приему остранения, узнается с первых строф. Татьяна исследует взаимоотношения между индивидом и государством, причем не на политическом, а скорее на метафизическом уровне.

Открывающая альбом песня "Музыка" - гимн свободе творчества. Это не только метафора эстетического идеала - в образе музыки зашифровывается вся наша жизнь. "Там За Акіянам" ("Там За Океаном") имеет определенную внутреннюю драматургию: в первом куплете автор (и лирический субъект) противопоставляет родную страну, жить в которой тяжело и страшно, благополучному внешнему миру, и предпочитает оставаться в своем болоте, со своим народом. Припев являет собой молитву за нацию, с которой отождествляет себя Татьяна. А во втором куплете впервые появляется образ гражданской войны, который получит свое дальнейшее развитие в песне "Чацьвёртая Сусьветная Вайна" ("Четвертая Мировая Война"). В данном случае война (будь то гражданская или мировая) - развернутая метафора противоборства внутри каждого человека, преодоления собственных слабостей и пороков... Романс "Анёлы" ("Ангелы") - еще одна развернутая метафора. Обезличенным черным людям противопоставляются белые ангелы, которые, вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, остались свободными и сохранили свое "я".

Особенно интересной именно с музыкальной точки зрения показалась мне песенка "Распавядзі" ("Расскажи"): Татьяна пересаживает кантри-энд-вестерн на белорусскую почву, и делает это по-своему, по-белоноговски, как не сделал бы никто другой. Музыкант должен петь обо всем, что видит, - таково краткое содержание песни. "Крыніца Срэбра" ("Колодец Серебра") - печальный монолог о стране, название которой известно всем и каждому. Здесь Татьяна Белоногая как композитор проявляет необычайную изобретательность в выборе средств музыкальной выразительности. Нарочито минималистичный аккомпанемент подчеркивает состояние застоя, хождения по кругу, движения по некой раз навсегда установленной схеме... Мотив однообразия жизни находит выражение и в следующей вещи "Кола" ("Круг"). "Будынак З Чорнымі Вокнамі" ("Дом С Черными Окнами") - песенка-загадка, которую легко отгадает любой, кто мало-мальски понимает по-белорусски. Здесь Татьяна избегает какой-либо ономастики. Последуем ее совету: "Здагадаўся - лепей маўчы" ("Догадался - лучше молчи").

"Нябачныя Танкі" ("Незримые Танки") - монолог, обращенный к соотечественникам, чье сознание подвержено идеологическому зомбированию. Название "Бесхрыбетнасць" ("Бесхребетность") говорит само за себя и, думаю, в комментариях не нуждается. Песня "Вакол Сваёй Краіны" ("Вокруг Своей Страны") исполнена неподдельной боли: автор горячо сочувствует своему народу и ощущает с ним внутреннее единство. А в конце песни высказывает надежду на перемены. По сути, эта песня должна была стать жизнеутверждающим финалом.

Романс "Мама" вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным. "Пакідаеш Мяне, Але Заўжды Са Мной" ("Покидаешь Меня, Но Всегда Со Мной") - прекрасная песня-посвящение Ольге Романович. Завершающая альбом "Мёртвая Трава" отсылает к древнеславянскому фольклору: в ней реализуется антиномия "тело - душа" - физическая смерть оборачивается бессмертием души.

Вокал проникновенен, иногда пронзителен. Мастерское владение акустической гитарой. Трудно представить, что эти песни могли бы прозвучать как-нибудь по-другому.

Альбом производит неизгладимое впечатление. Единственное - я бы на месте Татьяны Белоногой чуть-чуть изменил последовательность песен, поместив "Вакол Сваёй Краіны" в самый конец. Но автору видней. Альбом я порекомендовал бы слушателям вдумчивым и глубоким: для того, чтобы адекватно воспринять эти песни, в них необходимо погрузиться с головой. А это под силу далеко не каждому.

Слушать/скачать альбом
Заказать диск:

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 02 августа 2015, 22:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.013