СУРГАНОВА И ОРКЕСТР - "Игра В Классики"


(р) Союз, 2014

Название для альбома можно было бы и пооригинальнее выдумать! Ведь кто только уже в это не играл - причем некоторые проигрались в пух и прах!.. Скажем, у Алены Свиридовой "Игра В Классики" имела место еще в 2002 году. Там самая интеллигентная поп-звезда 90-х чего только не делала, чтобы продемонстрировать свои широкие возможности - и латино какое-то знойное пела, и изображала нечто среднее между Любовью Орловой и Марлен Дитрих. А усилия все равно пропали даром - публика осталась равнодушной и карьера пошла на закат.

У Сургановой нет необходимости доказывать кому-либо, что она - не "бедная овечка". Однако тенденция в ее творчестве проявилась схожая - потянуло в ретро окунуться. Правда, неглубоко и ненадолго, так, что о каком-то классическом академизме речь не идет. Просто получилось почти как у Маяковского: "скрипка и немного нервно".

Вот как раз сентиментальная, визгливая скрипка всю погоду и делает! Помнится, двенадцать лет назад, будучи изгнанной из НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, Светлана долгое время и сама старалась не брать в руки любимый инструмент, и другим не позволяла. На первом сольнике "Неужели Не Я" ничего смычкового не слышно и даже не предполагается. В позднейших концертах ОРКЕСТР дополнится струнной группой - но роль ее ничтожна, а тем временем сургановский голос почти теряется на фоне шикарных джаз-роковых аранжировок, не претендуя ни на какое лидерство. В формате рок-кабаре же между участниками коллектива намечаются совсем другие взаимоотношения. Светлана здесь - главное действующее лицо, все остальные - всего лишь статисты-аккомпаниаторы, а в плаксивых скрипичных аккордах отражается основное настроение альбома.

Песни на диске сгруппированы по циклам, словно стихи в книге, причем названия циклов звучат весьма претенциозно: "Кантата Ухода И Прихода", "Соната Тотального Жизнеутверждения", "Симфония Небесного И Земного". Зачем это было нужно, остается не совсем понятным. Соседние композиции зачастую не сочетаются в единое целое, зато разведенные по разным циклам, напротив, перекликаются между собой. Некое стилистическое единство присутствует разве что в музыке. Например, среди открывающих диск произведений присутствует танго. Трудно сказать, на какие именно образцы ориентировалась певица, но если кто-то когда-то слышал альбом 1968 года легендарной итальянки Мильвы, давно уже считающийся мировой классикой жанра, то наверняка найдет здесь много общего. Это - музыка страсти, странным образом вписывающаяся в питерские холодные городские пейзажи: "В этом городе фонарей мимолетных холодных встреч ты возьми меня, обогрей, ты сумей меня уберечь. В этом городе темнота и никто меня не поймет, когда губ твоих немота мое сердце вдруг обожжет!", - такие строчки посвящают месту, которое действительно считаешь родной стихией, с которым сросся давно всем своим существом. "Питер для меня - все, вся моя любовь, все мои влюбленности!..", - признавалась сама Сурганова в интервью "Нашему Радио" в самом начале своей карьеры. Другие циклы вроде бы посвящены вещам более абстрактным, не имеющим привязки к каким-то конкретным географическим координатам, но... продолжение лучших петербургских культурных традиций в них звучит постоянно. Когда в песнях заходит речь об уходе из этого мира в другой - параллельный, и, видимо, более гармоничный, невольно вспоминается Вера Матвеева, хорошо известная знатокам авторской песни. Девушка со звонким голосом и волшебными, совсем не по-советски романтичными стихами, рано умершая и оставившая огромное количество до сих пор не изданного материала, точно так же когда-то предупреждала слушателей - мол, если не увидите меня рядом, не беспокойтесь, это я просто ушла гулять по городу. Смесь декадентского пессимизма и детской непосредственности, абсолютной серьезности и легкой, беззлобной иронии по поводу собственных стихов - непременные атрибуты любого живущего на берегах Невы барда.

Закольцовывающие "Кантату..." песни "Я Уйду" и "Я Вновь Ухожу" представляют собой современные романсы - тихие и пронизанные меланхолией. В веселой инструментальной композиции "Прогулка" музыканты ОРКЕСТРА превращаются почти в ВИРТУОЗОВ МОСКВЫ, исполняющих на сборном эстрадном концерте малоизвестный шуточный пустячок одного из европейских классиков, а "Пришли Чужие" кажутся настолько точной стилизацией под британский фолк-рок, что догадайся они вовремя добавить еще и соло на флейте, получился бы полный JETHRO TULL. "Доброволец" местами превращается в рэп - правда, в куда более легкой форме, чем это было в раннем хите "Я Люблю Тебя, Слышишь?". Тяжеловесное "Солнце Погасло", если бы не вокал, не похожий на Монтсеррат Кабалье, могло бы стать оперной арией - возможно, вагнеровской. А замечательную балладу "Ты - Пламя Живое" вполне бы мог сочинить лет сорок назад Пол Анка - хотя бы в качестве наброска к своему главному шедевру "My Way". Иногда мы отчетливо слышим отзвуки былого ОРКЕСТРА, к которому привыкли благодаря самым первым альбомам - но лишь отзвуки, еще и еще раз заставляющие задаваться вопросом: зачем нужны все эти метания музыкантам, однажды уже нашедшим свой легко узнаваемый стиль?

Да просто игра такая - несложная и ни к чему особенному не обязывающая игроков! Светлана примеряет чужие маски не для того, чтобы спрятать свое истинное лицо, а для того, чтобы наглядно всем доказать: всякие внешние эффекты и эксперименты с формой на самом деле мало что значат. Любой профессиональный музыкант вам еще не такое придумает. Но недаром пословица гласит, что по одежке только встречают! А откровение либо есть, либо отсутствует.

Особенно явственно это понимаешь, натыкаясь на новые версии песен, памятных еще по НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ - на "Когда Устанешь", впервые официально изданную еще в сборнике ранних раритетов "Детский Лепет", или на упомянутую "В Этом Городе Фонарей", извлеченную из "Бочки Мёда". Был простенький, но весьма симпатичный акустический бард-рок, получился поп-рок с элементами эстрадного ретро, а чувства все те же - светлые, добрые, неподдельные. Так, наверное, и надо относиться к своему прошлому - без ностальгии, без нелепых попыток войти еще раз в ту же реку, не имеющих ничего общего с творчеством! Брать только то, что близко тебе нынешнему и двигаться дальше.

За все годы сольной карьеры Светлана Сурганова ни разу не заставила нас пожалеть о том, что распался ее дуэт с Дианой Арбениной - в отличие, кстати, от Дианы, которая хоть и успела написать несколько десятков хороших песен, но свою самодостаточность так до конца и не смогла доказать. Для того чтобы, прославившись в составе суперпопулярной группы, начать жизнь с чистого листа и достичь еще больших высот в карьере и творчестве, надо быть как минимум Стингом. Светлана справилась с этой сложной задачей - и благодаря личному обаянию, и благодаря творческому союзу с бригадой настоящих профессионалов во главе с Валерием Тхаем, рядом с которыми просто стыдно халтурить и жить за счет старых успехов. Лет через десять всё, что они делают, действительно превратится в классику. В том числе и то, что им за эти десять лет только предстоит сделать...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 23 марта 2015, 22:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСУРГАНОВА И ОРКЕСТР - "Проверено Временем. Часть 1: Вечное Движение"Анна Васильева13.03.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.007