Диана Арбенина - "Мальчик На Шаре"


(с) Universal Music, 2014

Почему одни диски выходят под вывеской НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, а другие - как сольники, несмотря на то, что в них всё примерно то же самое - стиль, аранжировки, темы, настроение? Видимо, потому, что в течение последних десяти лет "групповой" бренд постепенно превращался в бесполезный рудимент, который рано или поздно должен был отмереть. В конце концов, даже когда это был дуэт, сохранявший хотя бы видимость равновесия, всё равно многие внимательные слушатели понимали: перед нами Диана Арбенина и все остальные, присутствие которых не так уж обязательно. В последующие же годы при упоминании "Дианы Арбениной и группы НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ" это самое "и" напоминало трещину, которая расширяется, углубляется, отделяя прошлое от настоящего.

А личность, благодаря которой существует вся эта музыка, осталась. Настолько яркая, что даже зная наперед возможное содержание будущего альбома, все равно ждешь каких-нибудь сюрпризов. В этот раз Диана взяла да и спела по-французски. "Ma Vie" - красивая баллада, прекрасный образец шансона - не того, что доносится из зарешеченных окон Владимирского централа, а того, что звучит под Эйфелевой башней. Весь остальной альбом по сути своей очень бы хотелось назвать настоящим русским шансоном, если бы этим словосочетанием не обозначалось нечто другое.

Это - очень эмоциональная, временами просто нервная лирика, по большей части, видимо, автобиографическая, любовная, но очень часто перерастающая в какие-то широкие философские обобщения. Очень трудно в наше тревожное, взрывоопасное время слушать песни о любви - особенно о хоть сколько-либо счастливой. А каково их писать? Песни Дианы вписываются именно в этот исторический контекст куда лучше, чем в контекст прошлого десятилетия. Даже когда её героиня рассказывает о том, как поймала очередное "прекрасное мгновение", её не оставляет чувство, что мгновение-то пройдет, все воздушные замки растворятся в воздухе, а останутся боль и пустота. Сама жизнь - то ли ужасная, то ли всё-таки прекрасная - слишком ощутимо конечна, чтобы не думать об этом постоянно: "Но всё по списку: жить - значит, быстро, жить - значит, риски, смерть - значит близко, смерть - в каждом шаге. Мальчик на шаре, шар - на приколе. Смерть - значит, скоро!". Ну совсем как у ранней Земфиры с её "СПИДом", вот только там было больше игры в экстрим, ощущение неминуемой смерти касалось только двоих. Здесь же страх разрастается до глобальных масштабов. И когда в другой песне - "Горыгоры" героиня понимает, что "пора просыпаться от счастья", это выглядит уже чем-то само собой разумеющимся. В отпуске хорошо, но большую часть нашей жизни все-таки занимают будни, вовсе не способствующие романтическому настроению.

Есть в альбоме и вещи более светлые, загоняющие трагизм в такую глубину, что его перестаешь замечать. Таковы, например, "Волны". Чуть-чуть кокетства, чуть-чуть иронии, и вообще всего чуть-чуть, обо всем - тихо-тихо, нежно-нежно, чтобы не потревожить ничьего покоя. А рядом - энергичное, жизнеутверждающее "ДТНЖ" и совсем уже легкий, полушутливый "NY", который лишь кажется таковым, а на самом деле по нынешним временам является кошмарной политической крамолой. Это двадцать лет назад песенные мосты между Россией и Америкой наводили все кому не лень. Сегодня Диане даже не за творчество, а за то ли мифический, то ли реальный роман с американцем телевизионщики с "НТВ" готовы приписать все грехи, вплоть до шпионажа. Рискует она, конечно, слишком дерзко поддразнивая недоброжелателей: "Не спи! В Нью-Йорке полседьмого. Пусть неуместно снова - я жду тебя. Не спи! Мой город снес границы! Не спи! Боюсь присниться другому...". Пока одни воздвигают границы, железные занавесы и прочие преграды для нормального сосуществования детей разных народов, вот такие немногочисленные рок-отщепенцы их разрушают. Несовременно, несвоевременно. Но посмотрим, кому будет больше стыдно, когда запасы ненависти у всех воюющих сторон закончатся и снова придет время любить!

Все Арбенинские песенные монологи произносит человек сильный, волевой, умеющий и правде горькой в глаза смотреть, и удары судьбы стойко выдерживать. Даже признается в желании побыть слабой и просто помечтать о чем-то высоком она в песне "Фиеста" с колоссальным чувством собственного достоинства. Взрослая, умная лирика без соплей - редчайшее явление на нашей сцене!

Большей части "групповых" альбомов этот якобы сольник проигрывает, пожалуй, лишь в одном, но зато очень заметно: аранжировки в нем уж слишком бедноваты. Такое впечатление, будто Арбенина, выдав прошлогодний двойной акустический шедевр, возвращается к "электричеству" осторожно, постепенно, может быть, нехотя. Чтобы смягчить стресс, даже несколько песен с собой из "Акустики" прихватила - "Горыгоры", "Архитектор", "Фиеста", в которые и тогда вложила максимум душевных сил, и теперь не поскупилась. Лишь некоторые номера удалось сделать чем-то большим, чем худо-бедно "наэлектризованные" бардовские баллады. "Горыгоры", "Мальчик На Шаре" и "Архитектор", стилизованные под реггей, босса нова "Волны" и тяжелый медленный блюз "Club 27" свидетельствуют о том, что работа над материалом проделана немалая. Просто имеющихся под рукой технических средств или свежих идей чуть-чуть не хватило на создание чего-то монументального. Будем считать, что это - всего лишь страничка дневника, набросанная второпях на привале по пути к новой творческой вершине.

В конце концов, единственное, чего у Арбениной невозможно отнять даже под пыткой - это искренность. Не случайно же финальное посвящение брату, спетое и записанное словно бы в домашних условиях под акустическую гитару, можно воспринимать не только как звуковое письмо родственнику. Каждый слушатель, прошедший мысленно вместе с НОЧНЫМИ СНАЙПЕРАМИ весь многолетний путь, все кризисные и триумфальные моменты, может принять сказанное в тексте баллады теплые слова на свой счет. Атмосферу задушевного ночного разговора с глазу на глаз - главное, что может подарить Диана всем, кто ей всё еще верен. А как и что при этом будет сказано - уже дело десятое...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 01 сентября 2014, 09:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииДиана Арбенина - "Акустика. Песни Как Они Есть"Олег Гальченко16.01.2014
СтатьиНОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ - "Суперакустика" (концерт во МХАТе им. Горького, Москва, 27.05.2004)Ольга Химочкина03.06.2004

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005