Диана Арбенина - "Акустика. Песни Как Они Есть"


(с) & (р) Никитин ЭмДиСи, 2013

Два диска, звучащие в общей сложности около полутора часов, лихо, крест-накрест перечёркивают всё то, что делали НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ последние лет двенадцать. Не в том смысле, что Диана публично отрекается от своего прежнего творчества; стыдиться ей как раз нечего, какой трек ни поставь - сплошные поводы гордиться профессиональным ростом и беспредельной авторской фантазией. Однако с момента, когда в эфир прорвалась "31-я Весна", группа лишилась того важного качества, за которое её многие полюбили в 90-х. Магическое обаяние, живые эмоции, не приукрашенные никакими сложными электрическими аранжировками, и полное впечатление, будто перед нами - экспромт, шутливая импровизация: пришли, включили микрофон и сыграли в реальном времени свою концертную программу. Замечательная дилогия "Капля Дёгтя" + "В Бочке Мёда" и ныне может служить примером того, как должна выглядеть настоящая рок-акустика и авторская песня в современном её понимании. Ни одна из песен с лучших, на мой взгляд, дисков тогда ещё дуэта не попала в радиоэфир, но кто их слышал тогда, уже не мог всерьёз воспринимать провинциальную Юлию Чичерину, вульгарный TOTAL или похожий сразу на весь женский попс ГОРОД 312. Во всё, что появилось после "31-й Весны", столько души уже не вкладывалось - и вдруг прорвало, да так, что хоть группу распускай!..

Сейчас Диана играет на гитаре намного лучше, чем на ранних квартирниках, которые бродят по Интернету с незапамятных времён, да и поёт намного увереннее. Профессионализм - штука такая, которую если наживёшь, то ни за что не скроешь при всём желании. Качество записи тоже, естественно, отличается от магнитофонно-диктофонной пиратской самодеятельности прошлого века, поэтому полностью войти дважды в одну и ту же реку ни слушателю, ни исполнителю уже не суждено. Всё дело спасает общая атмосфера - спокойная, камерная, располагающая к разговору с глазу на глаз, и, конечно же, голос, который, кажется, поёт только для тебя.

Первая часть новой дилогии называется "Тени В Раю", и песни, вошедшие в неё, вряд ли назовёшь благостными по настроению. В первой же из них ("Бензол") боли и надрыва достаточно, чтобы увидеть и в тексте, и в музыке именно впечатления от реальной, земной жизни: "На резиновых колёсах времени, в радужку переливаясь радугой, я ломаю кости сожаления, выгрызаю перепонки падали..." Ни капли игривости, беззаботности - сплошная кровоточащая ностальгия по себе самой из далёкого прошлого! И текст тяжеловесный, по-башлачёвски плотный - что будет встречаться ещё не раз, хотя и не станет правилом для всех треков. "Тугая Ночь" - тоже нервная, представляющая собой типичный для Дианы образец любовной лирики, где не столько о любви, сколько о разлуке, - а разве можно назвать "раем" место, где в отношениях нет гармонии? Очень похожая на предыдущую дневниковая зарисовка с натуры "Я Больше Не Ревную" пронизана тревогой, потому что не только разлуки, но и встречи бывают очень разными, в том числе и грустными. А потом вдруг настроение меняется - вот они, профессионалы, выстраивающие программу виртуального концерта так, чтобы слушатель не заснул и не помер от сострадания в первые же минуты! "Иду Одна" - кокетливая, выдержанная в классических каэспэшных традициях, и тему одиночества поворачивает полярно противоположной стороной. Теперь мы можем увидеть героиню уверенной в себе, готовой стойко переносить удары судьбы, а главное - не боящейся оставаться наедине с собой. Блюз "Падаешь В Небо" - снова с запахом бензина, утрированно-сентиментальный как старорежимный русский романс - опять о том, как трудно оказаться в нужное время в нужном месте и как тесно победы переплетаются с поражениями. Нет ей покоя, но сколько поводов сказать словами Ахматовой: "Одной печалью больше стало - одною песней больше будет..."!

Естественно, что в подборке из трёх с лишним десятков номеров далеко не все выглядят шедеврально. Иногда именно акустическое звучание спасает их от сырости и вторичности. Неизвестно, например, что бы стало с песней "Сливки Со Льдом", приложи к ним руку соратники по группе. В лучшем случае, наверное - очень средняя вариация на тему "Роз", которой всё равно не дорасти до настоящего хита. А так вышло очень мило, по-домашнему и, слава Богу - совсем не так, как у Вероники Долиной и у сотни подражающих ей домохозяек с гитарами. Самая же сильная, неожиданная и откровенная вещь на диске - "6 Дней". В ней удивительно органично соединились смутные детские воспоминания о том, что помнить в принципе невозможно, и нынешние материнские впечатления от повседневной жизни Дианы. История пробуждения сознания в маленьком человеке как осознания трагизма бытия - трудно вспомнить, кто ещё из наших поющих поэтов докапывался до подобных психологических глубин!

Второй диск называется "Между Нами" и предполагает, видимо, ещё большую степень исповедальности, чем первый. На самом же деле самое главное отличие этих песен состоит в том, что в них гораздо чаще встречается местоимение "ты", чем какое-либо другое. Это - диалог, мысленный или прямой, с тем, кого героиня то любит, то боится, то проверяет на прочность, задавая непростые вопросы. Впрочем, Диана ведь вообще относится к числу тех авторов, которым интереснее наблюдать не за собственным отражением в зеркале, а за тем миром, который её окружает - просто сейчас выдалась возможность поговорить без свидетелей, без посредников. Песни же сами по себе очень разные. "Горыгорыгоры", если бы не требующий внимательного прослушивания небанальный текст, вполне сошли бы за набросок эстрадного шлягера в стиле Юрия Антонова, "Адреналин" - ещё одна болезненная баллада с зашкаливающими эмоциями, "Архитектор" - молитва, произносимая с пониманием, что счастье и гармония есть, просто остановить прекрасное мгновение невозможно. Последнее произведение, кстати, могло быть навеяно только Питером с его культурными традициями, атмосферой и даже чересчур мрачноватой зимой. Отдана в альбоме дань и другой столице - "Московский Военный Вальс" посвящён Булату Окуджаве, влияние которого на творчество Арбениной улавливалось и раньше. Нет сомнения, что если бы легендарный менестрель дожил до звёздного часа НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, ему бы многое понравилось, в том числе и посвящение тоже, хотя более "окуджависто" звучат другие треки в первой части - "Сливки Со Льдом" и "До 100". Больше всего эмоций оказалось вложено в загадочную, нежную и светлую песню под названием "Sumarok". Как объясняется на многих сайтах со слов Дианы, это такое заклинание, написанное в момент тревоги за больного сына. Поверим ей, несмотря на то, что словари дают лишь одно толкование слова "сумарок" - "странный, мрачный человек". Заклинания, заговоры и прочая магия - дело вообще тёмное, иррациональное, до конца понятное лишь тем, кто точно знает, как это работает. А как песня это звучало бы очень красиво даже в том случае, если бы в тексте не было ни одного знакомого русского слова.

Диана Арбенина создала произведение, после которого ей будет очень трудно. Планка поставлена так высоко, что создавать что-нибудь хуже значит сделать размашистый шаг назад - в творческое небытие. А возможно ли лучше - непонятно. Если дилогию когда-нибудь будут переиздавать (а до этого рано или поздно дойдёт дело), хорошо было бы её дополнить бонусом в виде башлачёвского " Влажного Света Наших Глаз", исполненного Арбениной в одной из телепередач несколько лет назад вот так же - под гитару и с максимальной самоотдачей. Чтобы окончательно расставить всё по местам и показать, кто мог надиктовать такие пронзительные монологи!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 16 января 2014, 06:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииДиана Арбенина - "Мальчик На Шаре"Олег Гальченко01.09.2014
СтатьиНОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ - "Суперакустика" (концерт во МХАТе им. Горького, Москва, 27.05.2004)Ольга Химочкина03.06.2004

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005