Алексей Абакшин - "Надпись На Камне" и "Старые Песни, Новые Песни"


"Надпись На Камне"
(с) А. Абакшин, 2003

Однажды Екатерина Борисова в "Fuzzовской" статье, на мой взгляд, очень удачно определила три основных категории музыкантов, работающих в жанре "рок-акустика". Позволю себе процитировать: "Это - "текстовики", неплохо (с переходом в хорошо и отлично) владеющие техникой стихосложения и ставящие слово во главу угла, не играя, а лишь аккомпанируя себе на гитаре; "исполнители" - обратная ситуация, когда владение инструментом или голосом столь впечатляет, что текст уже не так важен; и, наконец, "мастера", сочетающие сильные тексты с высококачественным исполнением".

Согласно этому делению, рок-барда из г. Александрова Владимирской области Алексея Абакшина можно отнести именно к текстовикам. Практически на всех его альбомах, хотя и не все они записаны в чистой акустике, слово всё же было определяющим моментом. С музыкой же здесь всегда было сложнее. Выступающий сольно, половину альбомов Алексей всё же записал в электрическом звуке, приглашая неплохих сессионных музыкантов (А. Прахов, Алекс Фабер, М. Владимиров и др.), но на последних альбомах он возвращается к акустике. При этом, на мой взгляд, в таком варианте песни его многое теряют. Не обладающий ни мощью Башлачева, ни проникновенностью Непомнящего, ни энергетикой Ермена Анти, автор-исполнитель Абакшин смотрится здесь не слишком выразительно.

Если на предыдущих альбомах песни Алексея относились именно к рок-акустике, то на новом альбоме он всё дальше отходит от этого стиля. По сути дела, здесь это уже обычная бардовская песня - поэзия без особого напряга, лирика - от достаточно глубоких, медитативно-созерцательных тем до почти дворовой (в хорошем смысле) романтики. Причем именно лирические, спокойные песни на этом альбоме автору удались лучше всего. Нельзя не отметить целый блок таких вещей - "Спокойной Ночи", "Твой День", "Только Не Будь Со Мной", "Грустный Ангел" - которые, пожалуй, являются украшением этого альбома.

Другой же блок песен, с ассоциативными, чуть депрессивными текстами, слушается скучновато. Пожалуй, причина этого - в отрывистой, "разговорной" манере пения Абакшина и в однообразном аккомпанементе; если раньше голос гармонировал с электрическим звуком а однообразие компенсировалось аранжировками, то здесь эти песни выглядят просто набросками для электрического альбома. Особенно остро не хватает электрического звука в двух песнях - инструментале "Акустический Подвал" и англоязычной песне "Evening Rain": в обоих случаях эти очень даже неплохие сами по себе вещи звучат блекло именно из-за недостаточно богатой звуковой палитры. Даже наложение хотя бы ещё одной акустической гитары могло украсить эти вещи, ну а без этого "Evening Rain" не стал даже "Crying In The Rain" - не говоря уже о большем.

Впрочем (возвращаясь к началу рецензии), если вспомнить, что в песнях Абакшина в любых вариантах слово всё же всегда было на первом месте - то с этой точки зрения запись совсем не относится к провалам, и, как поэт, Алексей по-прежнему остается на высоте. Так что, любители романтической, поэтичной акустики - это ваш альбом!..

"Старые Песни, Новые Песни"
(с) А. Абакшин, 2003

Большинство групп и исполнителей, поиграв определенное количество лет, выпустив несколько альбомов, как правило, не проходят мимо издания "The Best" - сборника, который традиционно фиксирует всё то лучшее, что удалось наработать за предыдущие годы, а также зачастую включает в себя песни, по тем или иным причинам выпадавшие из альбомов "номерных". Не стал исключением и александровский рок-бард Алексей Абакшин, выпустивший в качестве очередного альбома незамысловато поименованный "Greatest Hits".

Вообще-то зачастую такой сборник составить (знаю по личному опыту) бывает сложнее, чем подобрать песни для альбома: у каждого свои предпочтения, каждый назвал бы свои лучшие вещи. В данном случае Алексей Абакшин с задачей подбора песен справился отлично - сборник состоит из действительно сильных песен, собранных из альбомов разных лет. В отличие от "Надписи На Камне" (подозреваю, записанной одновременно), лирики здесь уже меньше, а рок-н-ролла больше. Круг тем - в основном, благодаря старым вещам - более широк и в то же время достаточно традиционен для андеграунда.

Содержимое альбома: во-первых, это песни-парафразы классических тем русского рока, в первую очередь - песен Александра Башлачева. В частности: "Лихое Время" (="Красной жар-птицей..."), "Наливай, Пока Живой" (явная параллель с башлачевским "Ванюшей"), "Забери Меня Отсюда" и "Если Ел Бы Яблоко" (="Палата №6"), плюс песня-посвящение Башлачеву "Поле Боли". Ещё в одной песне - "Хлеба И Зрелищ" - хорошо просматривается влияние творчества Янки Дягилевой. Впрочем, прямого плагиата в песнях нет - есть лишь следование традиции и переосмысление тех же тем, что были подняты в первоисточниках - что в наше время, когда для большинства молодёжи имя Башлачева - пустой звук, уже совсем неплохо. Во-вторых, несколько хитов из предыдущих альбомов: "Подсолнухи" (песня, написанная под впечатлением творчества Винсента Ван Гога; одна из лучших песен Абакшина вообще, а из того, что мне доводилось слышать - лучшая вещь, передающая настроения картин), "Запомните Эти Слова, Господа" (своеобразная "песня протеста" - не политического, а скорее, нравственного) и "Девушка С Распущенным Веслом" - если я правильно понял, в качестве подтекста там заложена ностальгия автора по ушедшим временам "счастливого советского детства". Впрочем, эта тема вообще характерна для Абакшина: хотя песни его лишены политических лозунгов, сожаления об ушедших временах у него присутствуют во многих песнях, и ради возвращения туда Алексей, похоже, готов пожертвовать чем угодно:

...Я хочу снова жить в СССР,
Я голосую за КНДР,
Пусть меня посадят в желтый дом -
Там дают колеса, и бесплатно притом.


Дополняют альбом ещё две песни - жутковато-депрессивная, соответствующая названию "Северная Жуть" и светло-лиричная (пожалуй, единственная такая песня во всем альбоме) "Наши Души, Тела И Сердца". Заканчивается всё бонус-треком (наличие которого вообще характерно для абакшинских альбомов) - песней "Люба", которую Алексей спел а капелла; как написано в комментариях к диску, это "шутка на тему любовных переживаний, в основе которой - простонародная присказка, услышанная автором ещё в пору ПТУ-шной юности".

В заключение нужно отметить, что на данном сборнике, который записан в акустике, исполнение и голос Алексея более адекватны, чем на предыдущем, тоже акустическом, альбоме, и даже те песни, что записывались в "номерных" альбомах в электричестве, здесь слушаются зачастую не слабее, чем в первоначальных вариантах.

Рекомендую этот сборник всем, кто ещё не знаком с творчеством Алексея Абакшина.

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 15 декабря 2003, 11:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАлексей Абакшин - "Собачья Свадьба"Геннадий Шостак29.12.2003
Архив"Порог" (СПб) №04, август 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр24.12.2007

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.004