Ольга Никитина - "Биографические мифы о русских рок-поэтах"


(c) О. Э. Никитина, 2011
(p) СПб, ИЦ "Гуманитарная академия", 2011
350 с. - 600 экз.


Ольга Никитина, автор первого в российском литературоведении фундаментального исследования, посвященного биографическим мифам о рок-поэтах, - доцент кафедры гуманитарных дисциплин тверского филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, член редколлегии тематического сборника "Русская рок-поэзия: текст и контекст". Книге предшествовала диссертация на тему "Биографический миф как литературоведческая проблема (на материале русского рока)" на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности "Теория литературы. Текстология". В отличие от диссертации, книга, при всей своей академичности, написана живым языком, доступным не только филологам-специалистам, но и широкому кругу читателей. Избранная автором тема находится на стыке различных отраслей знания. Разработка принципов исследования и описания биографического мифа требует междисциплинарного подхода с привлечением данных литературоведения, музыкознания, искусствоведения, эстетики, семиотики, герменевтики, истории, социологии, философии, культурологии... Опираясь на достижения перечисленных наук, исследовательница ставит перед собой задачи проанализировать биографический миф как систему, основными элементами которой являются творчество, творческое поведение и репутация поэта, установить закономерности трансформации биографического мифа в массовом сознании, описать процесс его ритуализации. И блестяще с ними справляется. Успеху исследования в немалой степени способствовал личный опыт автора: Ольга Никитина знает жанр "изнутри", поскольку сама вращалась в рокерской среде.

Пересказывать хорошую книгу - неблагодарный труд. И все же мне хочется обратить внимание потенциального читателя на наиболее существенные моменты представляемого издания.

Традиционно в литературоведении выделялись две "главы" биографического мифотворчества как одного из направлений современной мифологии - романтизм и Серебряный век русской поэзии. Русский рок, зародившийся во второй половине XX века, рассматривается как "третья глава" эстетизации жизни поэтов. В эпохи романтизма и Серебряного века творчество и жизнь поэта были достоянием ограниченной аудитории, главным образом, представителей интеллектуальной элиты. Русский же рок, во-первых, активно использует каналы массовой коммуникации, во-вторых, эксплуатирует стереотипы коллективного сознания, наконец, в-третьих, предполагает обязательную ритуализацию, ориентированную на массы.

В качестве материала исследования автором были отобраны творчество, интервью и биографии русских рок-поэтов - Михаила Борзыкина, Вадима и Глеба Самойловых, Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова, Юрия Шевчука и некоторых других, приобретших в отечественной культуре статус классиков, легенд. Отдельная небольшая глава посвящена биографическому мифу Александра "Рикошета" Аксёнова, чей культовый статус неоднократно обсуждался любителями русского рока после его смерти. Особое внимание уделяется Борису Гребенщикову как одному из самых мифологизированных представителей русской рок-поэзии.

Проанализировав концептуальные мотивы творчества русских рок-поэтов, декларируемые ими в интервью жизненные и творческие принципы, элементы их творческого поведения, Ольга Никитина определила доминанты эталонного образа рок-поэта как героя эпохи: искренность как "служение художника идеалу, соответствие жизни творчеству и творчества жизни, исповедальный характер искусства"; саморазрушение (употребление наркотиков и алкоголя, суицидальное поведение, депрессивное состояние, симуляция сумасшествия), смысл которого заключается в стремлении поэта оградить свою жизнь от внешних вторжений, дистанцироваться от окружающего мира; нонконформизм, предполагающий нарушение поэтом существующих табу, противостояние властям, запросам публики, ценностям массового общества; одиночество как результат бескомпромиссности поэта, его стремления к саморазрушению, подчеркивающее его асоциальность и аскетизм. По наблюдениям исследовательницы, в творчестве того или иного рок-поэта каждая из доминант проявляется по-разному, претерпевает трансформацию или редукцию. Так, в биографическом мифе Бориса Гребенщикова искренность предполагает не исповедальный характер и не автобиографизм творчества, а способность всегда быть разным, при этом оставаясь самим собой; саморазрушение подвергается значительной редукции и превращается в доминанту "любовь к жизни"; нонконформизм проявляется в принципиальном отмежевании от официальной культуры и игнорировании существующей политической системы; одиночество не есть результат добровольной самоизоляции; две последние доминанты трансформируются в биографическом мифе БГ в доминанту самодостаточности.

Трансформируясь и редуцируясь, доминанта функционирует как сема (иначе говоря - смысловая единица) инварианта биографического мифа. Мифообразующая (ключевая) сема концептуально определяет творчество и творческое поведение рок-поэта, соотносится с его идеализированным образом и способна дать имя его биографическому мифу. Например, ключевая сема биографического мифа Александра Башлачева - "поэт", Виктора Цоя - "герой", Майка Науменко - "рок-звезда", Рикошета - "воин", Бориса Гребенщикова - "бог"...

Немалая роль в формировании биографического мифа поэта отводится творческой репутации, которая складывается из оценок его творчества и личности современниками и потомками (представителями творческой элиты и критиками), а также из степени читательского интереса к нему в ту или иную эпоху. Репутация поэта меняется не только от эпохи к эпохе, но и в рамках небольших временных периодов; она может быть разной в читательской среде и в кругу творческой элиты, в рамках национальной и мировой культур. Рок-поэты не составляют исключения. Так, за Юрием Шевчуком и Михаилом Борзыкиным утвердилась репутация непримиримых борцов с попсой. При этом попса понимается лидерами групп ДДТ и ТЕЛЕВИЗОР по-разному: Борзыкин интерпретирует попсу шире, чем Шевчук и выступает против нее не только в музыке, но и в жизни. Борис же Гребенщиков с попсой не борется - он предпочитает ее просто-напросто не замечать.

В контекст рок-культуры помещаются поступки тех или иных представителей жанра, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к творчеству, будь то имитация Виктором Цоем и Михаилом Борзыкиным сумасшествия с целью уклонения от службы в армии, драка между Юрием Шевчуком и Филиппом Киркоровым или самоубийство Александра Башлачёва.

Изучение биографических мифов рок-поэтов невозможно без обращения к рок-журналистике. Как верно подмечено автором, "именно рок-журналистика первой отказалась от различения понятий «попсовость» и «популярность»". Творчество того или иного исполнителя (группы) оценивалось не по уровню профессионализма, а по принадлежности к андеграунду или лидерам рок-движения. Как правило, рок-журналисты выступали как апологеты подполья (и, следовательно, ненавистники попсы), при этом их оценки и суждения часто отличались категоричностью. Жесткость позиции рок-журналистики демонстрируется на примере публикации в новосибирской газете "Тусовка" 1989 года, автор которой Валерий Мурзин обвинил в попсовости АКВАРИУМ, КИНО, АЛИСУ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и ДДТ, причем последних переименовал в ТДТ ("Товар - Деньги - Товар"). Рок-критики были убеждены, что рок-музыкант не имеет морального права быть богатым и получать материальный доход от своего творчества: "...рок-музыкант должен быть голодным и бедным; если же он сыт, живет в благоустроенной квартире и ездит на иномарке, он автоматически лишается права называться рок-поэтом и становится всего лишь очередным представителем шоу-бизнеса". Подвергая критике позицию рок-журналистики, исследовательница проводит четкую грань между понятиями "поп-культура" и "популярность": первая удовлетворяет запросы как можно большего количества людей, рассчитана на яркий внешний эффект и лишена какой-либо содержательности. Вторая, наряду с поп-культурой, может охватывать произведения искусства, адресованные узкому кругу реципиентов: "Вряд ли было бы правомерно утверждать, что популярность творчества В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы и других бардов в хрущевско-брежневский период позволяет причислить их к поп-культуре и рассматривать их популярность как явление одного порядка с популярностью нынешних эстрадных исполнителей".

Теоретический материал Ольга Никитина дополняет серией графических портретов, на которых русские рок-поэты представлены не как реально существующие или существовавшие личности, а как персонажи мифологии рока. Все иллюстрации объединяет романтизация героев русского рока, положенная в основу формируемых о них мифов.

Некоторые высказывания Ольги Никитиной показались мне спорными. Трудно согласиться с оценкой рок-журналистики, данной ею на основании изучения материалов журнала "FUZZ" (до середины 1996 года - "Rock-Fuzz"): "Рецензии на рок-альбомы и рок-концерты по существу представляют собой ряд субъективных суждений журналиста, не имеющих ничего общего с профессиональной критикой". А по-моему, профессионализм не должен исключать субъективного отношения автора к объекту описания. Да и можно ли объективно судить о музыке и об искусстве в целом?

Ценность научных открытий и наблюдений, которыми автор делится в монографии, не вызывает сомнений: знание биографического мифа того или иного рок-поэта поможет лучше понять его творчество. Книга читается на одном дыхании и, на мой субъективный взгляд, может претендовать на статус интеллектуального бестселлера в узком кругу тех, кто сегодня по-настоящему интересуется русским роком.

Заказать книгу

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 марта 2012, 01:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.012