Иван Кирчук - "Автобаны и менестрели". Книга первая


(c) Иван Кирчук, 2009
(p) Минск, "Ковчег", 2009
414 с. - 500 экз.


Кажется, об этно-трио ТРОІЦА уже сказано и написано все, что только можно сказать и написать. Тем не менее, лично мне было весьма интересно ознакомиться с историей легендарного коллектива "из первых уст". Его лидер Иван Кирчук, как оказалось, не только доцент кафедры этнологии и фольклористики Белорусского Государственного педагогического университета им. Максима Танка, музыкант, коллекционер этнических инструментов, но и талантливый прозаик и поэт. А еще об одной ипостаси Ивана Кирчука будет сказано ниже.

Выход книги был приурочен к 10-летию основания второго состава коллектива: с 1999 года ТРОІЦА существует в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, и позиционирует себя как этно-трио. В емкое название книги укладывается образ жизни музыкантов-менестрелей, которые буквально срослись с дорогами. Автобаны раскинулись на тысячи и тысячи километров, охватив всю Западную Европу и большую часть европейской территории бывшего СССР. А между ними - концерты, фестивали, работа в студии, люди, события, впечатления, тоска по дому и жажда новых путешествий... Иван Кирчук освещает 11 лет жизни группы - с 1997 по 2007 год включительно. Лейтмотив книги - рассуждения автора о восстановлении нашей связи с Предками, о возрождении забытых Обычаев, о возвращении к Истокам. Реализации этой задачи и призвана помочь народная песня в аутентичном виде. Собственно, из этих рассуждений проистекает философско-эстетическая концепция ТРОІЦЫ.

Жанровую принадлежность книги определить чрезвычайно сложно. Расположение в хронологической последовательности важных и интересных событий, происшествий, встреч с людьми, сопровождающих творческое путешествие коллектива, перемежающихся с размышлениями о смысле и ценности жизни, позволяют охарактеризовать книгу как серию путевых очерков. Бросается в глаза подневная форма записей с соблюдением датировки, фиксацией внешних событий и внутренних впечатлений автора, присущая писательскому дневнику. Налицо и жанровые признаки эссеистики - философская рефлексия, художественная образность, документальная точность, плавные, динамичные переходы от одного признака к другому, от него - к третьему... При этом Иван Кирчук использует художественный прием, который литературоведы называют "рамочным текстом" или "текстом в тексте": в ткань повествования неожиданно вплетаются притчи, сказки и басни, выдержанные в фолковой стилистике. Часто в описание происходящего вкрапляются короткие стихи, отражающие душевное состояние рассказчика.

А еще "Автобаны и менестрели" - это тонким штрихом написанный автопортрет самого Ивана Кирчука. Под маской неприступности и жесткости характера скрывается ранимая натура, обладающая деликатной нервной организацией. Не рубаха-парень, готовый открыть душу всем и каждому, но обыкновенный человек со своими недостатками и слабостями, в коих не стесняется признаваться. Пристально вчитываешься в текст книги - и улавливаешь каждое душевное движение автора, каждое настроение, каждый эмоциональный порыв. Иван Кирчук может быть одновременно сентиментальным и прямолинейным; он порой излишне субъективен или чрезмерно категоричен в суждениях и оценках, но всегда искренен и честен перед другими людьми и самим собой. С какой большой любовью, с каким пиететом он пишет о руководителе ансамбля ПЕСНЯРЫ Владимире Мулявине или о польском певце и музыканте Чеславе Немене! Отзываясь же о белорусской эстраде и российской попсе, Кирчук едва сдерживает отвращение.

В книге неоднократно подчеркивается критическое отношение автора к политике и политикам всех мастей. А как можно относиться к государству, которое в теории ратует за возрождение национальной культуры, а на практике ничего для этого не делает?.. Вот и получается, что белорусский фольклор оказывается более востребованным в Голландии, Польше, Венгрии или Сербии, чем у себя на родине... В то же время, находясь на гастролях в европейских странах, Иван Кирчук обходит "острые углы" и не поддается на провокации: умело выходит из положения, когда журналисты начинают задавать каверзные вопросы о политике Александра Лукашенко.

Этно-трио ТРОІЦА приходилось участвовать в различных культурных мероприятиях и фестивалях: от пользующегося всемерной поддержкой белорусского государства и лично президента Республики Беларусь "Славянского Базара" до альтернативного феста "БАСовішча" (аббревиатура "БАС" расшифровывается как "Беларускае Аб'днанне Студэнтаў" - "Белорусское Объединение Студентов" - Г. Ш.), проводимого в польском городе Грудеке при непосредственном участии белорусской оппозиции. К обоим Иван Кирчук относится резко отрицательно. Для наглядности приведу две цитаты. Первая отражает впечатление лидера ТРОІЦЫ от "Славянского Базара" 2002 года, на котором этно-трио не дали отыграть полноценный концерт, предпочтя эстрадных звезд, выступавших под фанеру: "Рядом снимали фильм об Ирине Дорофеевой (белорусская эстрадная певица, любимица Александра Лукашенко. - Г. Ш.). У меня было ощущение, будто "надували шарик". Такой же момент из жизни белорусских звезд я видел на прошлом "Базаре"... Да, он должен быть. Но к нему бы еще несколько десятков больших и мелких, разных-разных, для разной, а не только попсовой музыки!" А вот что написал Кирчук после выступления на фестивале "БАСовішча" в 2006 году: "Такое впечатление, что здесь собрались "белорусы", а точнее - "беларускамоўныя", которые спекулируют знанием "тарашкевицы" (грамматика, созданная белорусским лингвистом и общественно-политическим деятелем Брониславом Тарашкевичем; в 1936 году в Белорусской ССР была объявлена "реакционной" и заменена так называемой "наркомовкой", которая используется в независимой Беларуси до настоящего времени; многие представители белорусской оппозиции сегодня пытаются возрождать "тарашкевицу". - Г. Ш.) и политикой, но имеют очень далекое представление о белорусском фольклоре и вообще о жизни белорусов". Не по душе Кирчуку и ежегодная республиканская церемония награждения рок-музыкантов "Рок-Коронация". И вообще, отношение лидера ТРОІЦЫ к белорусскому року, - мягко говоря, избирательное.

Иван Кирчук опровергает распространенное представление о том, что в Беларуси (и на всем постсоветском пространстве) всё однозначно плохо, а на Западе - все однозначно хорошо: и в европейских странах участникам ТРОІЦЫ довольно часто приходилось сталкиваться с проблемами не только творческого порядка. Вот как он отзывается, например, о польских дорогах: "Бесконечная тряска. И с такими дорогами (а есть в Польше еще хуже) они лезут в Европу? Вот за что надо уважать Беларусь - так это за дороги!"

Из книги можно узнать о еще одной ипостаси Ивана Кирчука. Его деятельность как музыканта не ограничивается этно-трио: он проявляет себя и на ниве композиции. Есть у Кирчука вокальные сочинения на стихи Гёте и Шекспира, рок-опера и рок-легенда. Но, по всей вероятности, они нигде не исполнялись и не фиксировались в аудиозаписи, поэтому судить о них не представляется возможным.

Книга снабжена диско- и видеографией ТРОІЦЫ, а также богатой подборкой цветных фотографий из архива этно-трио.

Очевидно, Иван Кирчук, прежде чем отдать книгу в печать, не вычитывал (или вычитывал крайне невнимательно) текст. Поэтому в ней допущены досадные ошибки и неточности - о многочисленных опечатках умолчу. Так, песня "Есть Глаза У Цветов" была аранжирована и исполнена группой ЦВЕТЫ. Автору книги, по всей видимости, неизвестно, что ее музыка написана Оскаром Фельцманом на стихи Расула Гамзатова. Песня эта также входила в репертуар Муслима Магомаева. Правильное название московского клуба, где выступала ТРОІЦА, - "Китайский летчик Джао Да", а не "...пилот". А что значит "поезд Минск - Молдова"? Очевидно, Иван Кирчук забыл название конечного пункта следования поезда... Автор не придерживается постоянства в написании имен собственных и названий: к примеру, в одном предложении имя Боро он пишет кириллицей, в следующем - латиницей, и дальше снова - кириллицей. Название альбома "Жар-Жар!" в одних случаях написано через дефис, в других - через запятую. Как же правильно?..

Впрочем, всё это ничуть не умаляет познавательных и художественных достоинств книги. В ней - более 10 лет жизни автора и его единомышленников по этно-трио ТРОІЦА. Иван Кирчук вложил душу в каждую главу, в каждый абзац и предложение, в каждое слово и букву... В чем-то с ним можно соглашаться, в чем-то ему можно возражать. Но в любом случае позиция Кирчука всегда вызывает глубокое уважение. Книгу "Автобаны и менестрели" я настоятельно рекомендую как поклонникам ТРОІЦЫ, так и всем, кому не безразлична судьба белорусской культуры.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 декабря 2011, 02:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003