Александр Устинов - "Этот русский рок-н-ролл". Книга первая


(c) Александр Устинов, 2009
(p) СПб, "Амфора", 2009


"История русского рока, рассказанная ее героями" - так позиционируется книга петербургского журналиста, радио- и телеведущего Александра Устинова в кратенькой аннотации на обороте титульного листа. Сам автор в небольшом предисловии определяет ее жанр как "отчет отечественных рок-героев о бурном, тяжелом, прекрасном, страшном, веселом времени в жизни страны под названием Союз Советских Социалистических Республик". Содержание книги гораздо шире названия: в ней речь идет не только о русском, но и об эстонском, латвийском, даже польском роке. В те годы сложилось единое культурное и, вернее, культурно-политическое пространство, в котором музыканты из союзных республик и стран социалистического лагеря контактировали между собой, а иногда даже давали совместные концерты. При этом Устинов оговаривается, что отчет получился необъективным и географически неравнозначным, поскольку не все свидетели и участники событий смогли высказаться: "Ленинграда-Санкт-Петербурга здесь больше, чем столицы нашей родины, Москвы, Свердловска-Екатеринбурга, не говоря уже о других рок-н-ролльных точках на карте бывшего Советского Союза".

Книге предшествовал четырехсерийный документальный телефильм "Живая история. Русский рок", показанный в 2008 году на петербургском "Пятом канале". Автором были задуманы целых две книги, освещающие историю отечественного рока начиная с 60-х годов и заканчивая нашими днями. Свой замысел он осуществил ровно наполовину. Я ждал выхода второй книги, чтобы обозреть сей труд целиком. Но, увы и ах, она еще не издана, и неизвестно, написана ли.

Любителям русского рока известны книги Артемия Троицкого "Back in the USSR" и Ильи Смирнова "Время колокольчиков". Авторы этих книг касались раннего периода, охватывающего 60-е годы, но осветили его фрагментарно. Этот серьезный пробел восполняют Александр Устинов и его собеседники, или, как называет их он сам, "действующие лица", - музыканты, организаторы концертов, журналисты. Александр Градский и Михаил Боярский, Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков, Стас Намин и Юрий Ильченко, Армен Григорян и Константин Кинчев, Юрий Шевчук и Настя Полева, Андрей Бурлака и Артемий Троицкий, Александр Гноевых и Николай Васин, Тоомас Кырвитс и Пит Андерсон, - вот далеко не полный список соавторов Александра Устинова.

Автор ориентирует свою книгу, прежде всего, на читателей, выросших после распада СССР: ведь многое из того, что когда-то было атрибутами советской жизни, за минувшие десятилетия начисто стерлось из памяти. Поэтому Устинов тонким штрихом воссоздает общественно-политическую и культурную обстановку в стране и мире, на фоне которой происходили те или иные события, дает необходимую сегодняшнему читателю расшифровку позабытых советских аббревиатур: ну, кто сегодня вспомнит, что такое, например, ДНД?..

В эпоху фронтального наступления цифровых технологий кассетный или катушечный магнитофон воспринимается многими как пережиток прошлого. Но не стоит забывать, что не так давно магнитофонная лента была единственно возможным аудионосителем, с помощью которого распространялась рок-музыка. Поэтому на обложке изображены вращающиеся катушки магнитофона. Автор также подробно описывает технологию производства пластинок "на костях" или "на ребрах", которые сыграли немаловажную роль в становлении рок-культуры в Советском Союзе. На какие ухищрения порой приходилось идти ради любимой музыки! Настоящий рок творили пассионарии и подвижники: к примеру, рижский музыкант Пит Андерсон, создавший группы REVENGERS, MELODY MAKERS и АРХИВ, каждую неделю специально ездил в Таллинн для того, чтобы посмотреть программу о рок-музыке по финскому ТВ, которое принималось в столице Эстонии. Кто-то в условиях тотального дефицита проявлял поразительную изобретательность, мастеря самопальные инструменты, а кто-то вступал в конфликт с законом, покупая аппаратуру или гитары у музыкантов из соцстран...

Предлагая собственную интерпретацию истории отечественного рока, Устинов, в отличие от коллег по цеху, остается объективным и беспристрастным: он принципиально избегает оценок и передает слово очевидцу события.

Первая книга охватывает 23 года - от Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве летом 1957 года и положившего начало относительной либерализации советского искусства, до первого в СССР фестиваля популярной музыки "Весенние ритмы" (он же "Тбилиси-80"), состоявшегося в Тбилиси в марте 1980 года, благодаря которому советский рок - пусть и на короткое время - впервые получил официальное признание.

В книге раскрывается специфика бытования жанра в нашем Отечестве. Рок-движение в СССР радикально отличалось не только от западного, но и от восточноевропейского: во-первых, по уровню политизации всех сфер жизни, тотального идеологического давления и открытого насилия над сознанием личности Советский Союз опережал все страны соцлагеря, уступая разве что Албании, Китаю и Северной Корее. Что до Восточной Европы - и в Польше, и в Чехословакии, и в Венгрии, и в Болгарии, и в Югославии, и в ГДР отношение властей к рокерам было более или менее лояльным, по крайней мере, до тех пор, пока они не преступали "грани дозволенного", - проще говоря, не лезли в политику. Там устраивались концерты и фестивали, по радио и ТВ регулярно шли передачи о местном и западном роке, выпускались пластинки. В стране Советов биг-бит/рок-музыка категорически отвергалась - как явление "буржуазной массовой культуры", идеологически вредоносное, а потому неприемлемое для нашего общества. Концерты и фестивали проводились крайне редко, как правило, на локальном уровне, радио- и телепрограммы умирали, не успев родиться; о пластинках же вообще не могло быть и речи. Во-вторых (и это тесно связано с "во-первых"), в США, в Западной и Восточной Европе рок воспринимался преимущественно как форма развлечения и разновидность поп-музыки, тогда как для советской молодежи, выросшей в атмосфере духовного голода, он был чем-то большим, нежели просто музыка: средоточием свободомыслия, мировоззрением, образом жизни. Этим во многом объясняется приоритет слова над музыкой в русском роке.

Одна из главок называется "Рок и идеология". Но, мне кажется, это название можно распространить на всю книгу, ибо обозначенная тема красной нитью проходит через все ее страницы. Достаточно вспомнить события в обеих столицах - концерт группы ФЛАМИНГО в ленинградском Политехе в декабре 1969 года, закончившийся скандалом, отмену большого международного рок-фестиваля в Ленинграде в июне 1978 года, расформирование группы ЦВЕТЫ в Москве в середине 70-х, официальный запрет группы АКВАРИУМ после "Тбилиси-80"... Нередко бдительность чиновников от культуры доходила до абсурда. Участник польского ансамбля CZERWONE GITARY Юрек Скшипчик вспоминает первый приезд в Москву в 1967 году: "Нам сказали, что красным может быть знамя, красной может быть кровь, а вот гитары красными быть не могут". В итоге, чтобы не срывать концерт, коллективу пришлось переименоваться в "вокально-инструментальный ансамбль из Польши".

Была в нашей стране у рок-музыки и криминала еще одна общая точка - то, что сегодня связывается с такими понятиями как "шоу-бизнес", "продюсирование", "менеджмент"... Деятельность по организации подпольных рок-концертов и сейшенов давала возможность неплохо заработать, но и шансы схлопотать неприятности, вплоть до привлечения к уголовной ответственности, были высоки, о чем свидетельствовал печальный опыт москвича Юрия Айзеншписа и ленинградца Сергея Артемьева...

Отдельные главки посвящены Андрею Тропилло, группам МАШИНА ВРЕМЕНИ, АКВАРИУМ и СОНАНС, прибалтийскому региону, фестивалю "Тбилиси-80"... Издание снабжено фотоснимками из архивов Николая Васина, Пита Андерсона, Владимира Марочкина, Стаса Намина, Михаила Перова, Людмилы Гребенщиковой и ЧЕРВОНЫХ ГИТАР.

Вообще книгу не имеет смысла пересказывать - ее нужно внимательно читать от начала до конца, даже если события, о которых идет речь на ее страницах, известны по книгам Артемия Троицкого и Ильи Смирнова. Большой интерес вызывает их интерпретация Александром Устиновым и его соавторами.

В то же время автору не удалось избежать серьезных ошибок и неточностей, на которых хотелось бы остановиться. В Москве летом 1957 года прошел VI, а не VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Первые гибкие грампластинки фирма "Мелодия" выпустила в середине 60-х, а не на рубеже 80-х, как утверждается в книге. "Замечательный сосед" - строчка из популярной песни "Наш Сосед", написанной Борисом Потемкиным и исполненной Эдитой Пьехой и ВИА ДРУЖБА. Авторство слов песни "Алешкина Любовь" принадлежит Онегину Гаджикасимову, а не Игорю Касимову. Откуда Владимир Марочкин, чьи реплики приводятся Александром Устиновым, взял это имя, остается загадкой. Ленинградец Юрий Байдак, возможно, был хорошим организатором рок-концертов, а вот географию знает слабовато: Лиепая - латвийский город, а не эстонский. Так и международный скандал спровоцировать недолго! Главка об отечественном рок-самиздате - одна из самых неудачных: автор не владел достаточной информацией. Прежде, чем за нее браться, Александру Устинову следовало хотя бы полистать энциклопедию Александра Кушнира "Золотое подполье". В Ленинграде в 1977 году действительно начал выходить журнал "Рокси", но далеко не он положил начало рок-самиздату: десятилетием раньше в Харькове вышел первый номер журнала "Бит-эхо"...

Все же плюсов у книги гораздо больше, чем минусов. Я бы рекомендовал её как тем, кто рос и воспитывался на русском роке, так и тем, кто от него принципиально далек. Хочу сказать автору и действующим лицам большое человеческое спасибо за уникальную возможность погрузиться в атмосферу, в которой рождался "этот русский рок-н-ролл". С нетерпением жду вторую книгу!

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 декабря 2011, 01:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.006