"Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12"


(c) авторы, 2011
(c) М. Б. Ворошилова, Ю. В. Доманский (редакторы-составители), 2011
(p) Екатеринбург, УрГПУ - Тверь, ТвГУ, 2011
300 с. - 150 экз.


''Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12''Феномен рок-поэзии продолжает привлекать к себе внимание филологов - лингвистов и литературоведов. Первый выпуск сборника "Русская рок-поэзия: текст и контекст" увидел свет в 1998 году. С тех пор прошло 13 лет. Ключевое понятие наполнилось новым содержанием: если изначально оно связывалось с лингвистическим (поэтическим) текстом, то сегодня подразумевает текст синтетический, куда, наряду с лингвистическим, входят экстралингвистические (музыкальный, артикуляционный, визуальный, перформативный и др.) субтексты. Некоторые авторы включают в это понятие все виды творчества рок-музыкантов, будь то литература, изобразительные искусства, театр или кинематограф. Если придерживаться этой во многом спорной позиции, к рок-поэзии могут быть причислены проза БГ, графика Андрея Макаревича, фильмы Павла Лунгина "Остров" и "Царь", главные роли в которых сыграл Петр Мамонов, и даже исследовательские статьи Олега Сакмарова, музыковеда по профессии... Эти и другие точки зрения нашли отражение в научных трудах, составивших очередной выпуск сборника. Предлагаю читателю заглянуть под оранжевую обложку.

Уже в течение нескольких десятилетий и в мире, и на постсоветском пространстве предпринимаются тщетные попытки вывести определение рока как жанра. Н. В. Ройтберг в статье "Что есть "рок", или экзестенциально-трагедийное начало как смысловая динамика рок-жанра" так и не смогла дать вразумительного ответа на в который раз поставленный в первой части заглавия вопрос. Статья Д. И. Иванова "Проблема изучения русской языковой личности в контексте рок-культуры" заинтересует специалистов в области лингвистики. В. А. Гавриков в статье "Литературоведение vs поэтико-синтетический текст: в поисках метода" продолжает разрабатывать методику исследования русского рока в единстве лингвистического и экстралингвистического субтекстов. Ю. Э. Пилюте в статье "Идейные установки и идеалы рок-поэзии (на примере творчества русскоязычных и немецкоязычных авторов)" дает комплексный анализ немецкой и русской рок-лирики и выявляет единую систему ценностей, характерную для рок-поэзии обеих стран.

В орбиту исследовательского интереса впервые попадает проблема "русский рок и государство". Название статьи Т. А. Сибаевой "Государственная символика в рок-культуре. Понятие патриотизма" говорит само за себя. И. Стейнхольт и И. Гололобов в статье "Танец для мертвых? Институционализация русского рока в эпоху Единой России" прослеживают отношение разных представителей русского рока к власти.

Внимание читателя безусловно привлекут три "башлачевистических" материала. А. С. Иванов в статье "Некоторые замечания о "неклассическом" наследии Александра Башлачёва" впервые исследует творчество поэта и рок-барда, относящееся к 1979-1981 гг., а также тексты, написанные для группы РОК-СЕНТЯБРЬ. Неожиданная интерпретация его произведения предлагается Н. К. Даниловой в статье "«Грибоедовский Вальс» А. Башлачёва в контексте литературы". Статья Е. М. Ерёмина "Новое о старых стаканах, или из чего пьют рок-поэты (опыт сравнительного анализа песен Б. Гребенщикова и А. Башлачёва)" строится на сопоставлении песен "Мне Было Бы Легче Петь" БГ и "О, Как Ты Эффектна При Этих Свечах" Башлачёва.

Рецепция рокерами творчества своих коллег может стать основой для литературоведческого исследования. Такое исследование легло в основу статьи З. Г. Харитоновой "Личность и творчество В. Цоя в песенной лирике Б. Гребенщикова". Цоеведческую тему продолжает статья С. А. Петровой "Фольклорная традиция в цикле "Черный Альбом" группы КИНО".

Статья А. Н. Ярко "Особенности микроцикла в русском роке: "Я В Коем Веке..." и "Сказка Про Эликсир" Вени Д'ркина" написана "по следам" изучения автором концертных видеозаписей рок-барда. Любопытное наблюдение!

Название статьи Е. Е. Чебыкиной "Пророческая миссия поэта Александра Непомнящего" меня, честно говоря, слегка покоробило. Ну к чему такой пафос? Интересно, как бы сам герой материала, будь он жив, отреагировал на такое превознесение?..

Н. М. Матвеева в статье "Стихотворения Владимира Маяковского в песне Владимира Рекшана «Парикмахер/Наш Марш»" рассматривает специфику произведения, указанного в заглавии. Исследовательница подробно останавливается на вопросе обращения рок-музыкантов к классической поэзии, перекодировки ими стихотворного текста в песенный. Автор показывает на конкретных примерах, как свободное обращение с оригинальным текстом, повторы и изменения расположения строк приводят к трансформации первоначального содержания.

"Эсхатологический миф Юрия Шевчука" Е. Р. Авиловой, "«Panem et Circences!»: образы хлеба и зрелищ в песне Ю. Ю. Шевчука «Правда На Правду»" А. В. Чемагиной, "Формы выражения авторского сознания в творчестве Ю. Шевчука (альбом "Единочество")" И. Н. Троценко и В. П. Воробьевой, - эти три статьи раскрывают разные стороны песенной поэзии лидера ДДТ.

Эдмунд ШклярскийПовышается интерес исследователей к поэзии одного из старейших представителей ленинградского рока - Эдмунда Шклярского. В статье Е. Э. Никитиной "«Все изменилось опять»: мимолетность бытия в песнях Эдмунда Шклярского" затронуты философские аспекты поэзии лидера ПИКНИКА. Е. С. Воробьева и А. П. Сидорова в статье "«Кончается праздник»: к проблеме карнавального действа в творчестве группы ПИКНИК" анализируют тексты Шклярского, опираясь на бахтинскую концепцию карнавализации. А название статьи В. А. Курской "Особенности женских образов и любовный конфликт в рок-поэзии Эдмунда Шклярского" звучит очень интригующе!

В поле зрения литературоведов попадает и поэтическое наследие Ильи Кормильцева. Е. А. Селезова в статье "Альбом "Разлука" (1986) NAUTILUS POMPILIUS: лирический субъект и образ исполнителя" подробно останавливается на песнях, написанных авторским тандемом В. Бутусов - И. Кормильцев, соотнося их с композициями, написанными Бутусовым на собственные стихи. Е. В. Исаева в статье "«Я хочу быть...»: апология смерти? апология любви? в тексте NAUTILUS POMPILIUS" предлагает свою интерпретацию хита группы второй половины 80-х. Несколько лет назад Илья Кормильцев в ток-шоу Виктора Ерофеева "Апокриф" на телеканале "Культура" сказал, что песня "Я Хочу Быть С Тобой" - о любви к Богу. К сожалению, точно воспроизвести цитату не имею возможности. К еще большему сожалению, сегодня отыскать видео данной программы чрезвычайно сложно. Иначе непременно порекомендовал бы автору статьи пересмотреть этот выпуск. Отпала бы необходимость в изобретении велосипеда.

А. В. Лексина в статье "«Шаг на Калинов мост»: эволюция принципа народности в поэзии Дмитрия Ревякина" от этой самой народности отвлекается на социальность. Неплохая компиляция из чужих мыслей! Гораздо интереснее статья Д. В. Калужениной "Концептуальные признаки жилища в лирике Д. Ревякина".

Статья О. Р. Темиршиной "Метафора как способ организации семантического пространства (на примере альбома О. Арефьевой "Колокольчики")" кладет начало новой отрасли литературоведческой науки, которую я бы обозначил как "арефьевоведение". Странно, что исследователи до сих пор обходили поэзию Ольги Арефьевой стороной.

Н. Н. Симановская в статье "Метрико-ритмическая организация песенных текстов группы ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ" выявляет определяющие черты стихосложения в рок-поэзии на примере творчества Константина Арбенина.

Статья Н. Ю. Лётина "Мифопоэтический контекст поэзии Егора Летова" представляет собой анализ текстов лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ с позиции классического литературоведения. Исследовательница выделяет и подробно описывает три элемента автобиографического мифа главного идеолога сибирского панка: "Фашизм как прием", "Russian punk. Pain and anger", "Психоделия tomorrow". А. С. Новицкая в статье "Концепт веселья в творчестве Егора Летова" фиксирует внимание на изменчивости значения эмоционального состояния веселья в творчестве лидера ГО - от торжества жизни до утверждения смерти.

Ю. В. Доманский в статье "«Истерика» АГАТЫ КРИСТИ: текст и контекст" обозначил множественность реконструкций событийного ряда песни. Толкование сюжета может определяться тем, звучит ли она в оригинальном исполнении или в кавер-версии, в соотнесении с контекстами фильмов Алексея Балабанова "Жмурки" и "Кочегар", в саундтреки к которым она включена. Проводя аналогии с творчеством других рок-поэтов, автор повторяет всё ту же ошибку: "Классический депресняк" Янки - это стихотворение, а не песня.

О. Э. Никитина на протяжении нескольких лет изучает проблему биографического мифа о русских рок-поэтах. Присутствие русского рока на страницах модных журналов как одна из форм его демифологизации - таков предмет ее статьи "Русский рок в контексте глянцевого журнала".

Работа А. С. Шемаховой "«Летать - это совсем не сложно»: 10 лет в андеграунде одной донбасской группы" представляет собой макси-рецензию на альбом горловской группы ЛИХОЛЕСЬЕ "Летать". Не могу не поздравить редакцию с новшеством. Так держать!..

Упоминания и обстоятельного разговора заслуживают все без исключения материалы сборника. Однако придется ограничиться лишь заголовками: "Оппозиция "Москва - Петербург" в тексте песни "Мой Город" К. Кинчева и Рикошета в контексте петербургского текста русской литературы", "«Хармс-рок»: конструирование культурной мифологии?", "Тема железной дороги в поэзии русского рока", "«Rock'n'roll мертв, а мы еще нет»: Александр Микитенко и рок-традиции 1980-х годов (на материале альбомов группы ИСТОК)", "Советский текст исландского рока", "Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона"...

Как видно из содержания сборника, "Русская рок-поэзия: текст и контекст" превращается в междисциплинарный гуманитарный альманах. И это закономерно: во-первых, изучение рок-поэзии возможно только во взаимодействии лингвистики, литературоведения, искусствоведения, культурологии, философии, социологии и других дисциплин; во-вторых, многие материалы, вошедшие в сборник, привлекут внимание не только филологов, но и всех, кто еще интересуется русским роком.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 06 сентября 2011, 21:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.003