"Ситка Пит 2011-05" (ПЯТЫЙ КОРПУС, КИТАЙГОРОД, ПОНЧО ПАНАМАС, MOTOR-ROLLER, THE PLEASE, SLEEPING GODS и др.)
Тут в комментах один товарищ обозначил некую тонкость в моих сборниках. Цитирую: "...надо было перемешать гитарные и электронные, русскоязычные и англоязычные песни. А то получилось первая половина, начиная с 3 трека, почти электронная, без слов и англоязычная, а начиная с 14-го пошёл вполне форматный поп-говно-рок". Если пройти мимо пассажа про "поп-говно-рок" (не совсем понимаю, о чем это, в моей параллельной вселенной такой стиль неизвестен), замечание логичное. Я тупо ставлю треки по алфавиту, и они Кучкуются. Сами собой. Естественно же, что музыканты, создающие балеарский псай-IDM, вряд ли будут называться ОРАЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС, а креаторы шансон-кора скорее удавятся, чем возьмут имя 113лkk__%57---7. Ни тех, ни других благодарные поклонники не поймут, а могут и хуже иногда. Поклонник - он такой, требовательный. Я вот у одной знаменитой в Хамовниках группы знавал поклонника, который ходил на все концерты, после них таскал до метро инструменты, покупал музыкантам пиво и орешки и срал им в мозг часами про MAGMA и GENTLE GIANT, а после того, как кумиры сделали кавер на ОТПЕТЫХ МОШЕННИКОВ, вместо пива дал по орешкам гитаристу. Коленкой. Молча. Кончилась любовь.
...Да, о чем я? А о том, что пока ничего менять не буду. Не знаю я, как расставить песни в сборнике таким образом, чтобы сделать счастливым человечество. Есть золотое правило: если не уверен в том, что твоё действие сделает счастливым человечество, не совершай это действие. Это во-первых. А во-вторых, сборник этот - промо. Цель его - познакомить вас с новыми именами, слушать его можно с любого места и в произвольном порядке. Ну, и еще есть цель развлечь вас приятным чтением, что я делать люблю, но ленюсь часто, а здесь периодичность обязывает, не отвертишься. Так что концептуальным произведением "Ситка Пит" не является, что, наверное, и слава богу, ибо концептуалистов сейчас - в каждой навозной яме пучок. Хватит, постмодернизм идет в жопу.
За летней негой пришел и пятый выпуск "Ситка Пита".
Ансамбль ПЯТЫЙ КОРПУС - "Ширпотреб"
(с) ПЯТЫЙ КОРПУС, 2011
Долго размышлял, как же мне оформить мысли по поводу лучшей группы мая. Начну издалека.
Моё отношение к авторской песне известно моим друзьям давно. Оно критическое, это отношение. Потому, что большинство авторов, процветающих на ниве КСП и удобряющих холмы "Груши" разумным, добрым и вечным, к музыке имеют такое же отношение, как педофил к педиатру. Об Лыжиупечкистоят, Милаямоясолнышколесное и Возьмемсязарукидрузья кто из людей с чувством юмора это чувство еще не затачивал. Лучше всех у Кортнева, как мне кажется, получилось. Ну, не суть. Об этом я вспомнил, когда прочитал, что один из активных участников АКП Григорий Данской - оказывается, человек известный в глухарино-гнездовых кругах. А после прослушивания решил для себя, что если человек талантлив, его никакие лыжи не испортят.
Хочу сказать, правда, что творчество Данского (само по себе заслуживающее внимания) далеко не идентично творчеству АКП. Весь это балаган состоит из выпускников филологического факультета Пермского Универа. Каждый там занят своим делом и занимает в деле создания непрекращающегося фана свою уютную нишу. Народу, кстати, на сцене толпа, только вокалистов три, а может, и четыре даже. Удивительно, но какофонии из этого не получается - выходит музыка, весьма разнообразная по стилистике: где-то балканщина-цыганщина, где-то танго, реггей, свинг или босса нова, а где и на аккордеоне буги рубят. Тексты - это просто праздник какой-то! "Гормоны, кочегары любви, повстанцы, больные на всю башку, таятся, че гевары, в крови и жгут, жгут, жгут". Я б за такой поэтическо-физиологический экстаз ушел бы на рисовые поля батрачить, но, увы, не дано. А про букву "О", у которой нет конца? А наркологическая "Вода, Трава", исполненная абсолютно уже узнаваемым голосом Данского? А про Марту из Трахтенбаха, к которой все уже, блин, собрались ехать?..
И исполнено с чудовищным задором, совершенно естественным при этом. Абсолютно духоподъемный релиз! Я теперь понимаю отзывы свидетелей выступления АКП на той же "Груше": холмы ходуном ходили, говорят, и я верю. А "Деда Мороза" на бис вызывали. А чё, я бы тоже вызывал! Бард-кор решает!
КИТАЙГОРОД - "Солнечно"
(с) КИТАЙГОРОД, 2011
Группа КИТАЙГОРОД, понятное дело, из Москвы. КИТАЙГОРОД бывает только в Москве (ну, и еще в Китае в изрядном количестве, но Китай находится на другой планете, поэтому сейчас мне не интересен). Про группу эту надо как-то постараться написать в нескольких предложениях, не разлившись мыслью по древу. А это не просто, поскольку и группа непростая. Она какая-то вневременная. Она могла появиться и в конце 80-х, и в 90-х, и в нулевых. Создается впечатление, что музыканты намеренно держались в стороне от различных модных трендов (слово-то пакость какое!). И то, что при всем при этом мы слушаем музыку непростую, красивую, изысканную, а местами и захватывающую, означает, что эта отстраненность оказалась оправданной.
Если очень хорошо взвесить все "за" и "против", я бы отнес КИТАЙГОРОД к прогрессиву, где-то даже к арт-року, но не экспериментаторскому, из 70-х, а более мейнстримовому, восьмидесятническому, с его подчеркнуто тщательным отношением к звуку. Отчетливо заметны фанковые, джазовые, фолковые и психоделические мотивы, активно используется саксофон, запись почти безупречного качества... Знаете, я какую-то чушь пишу сейчас. Это бессмысленно совершенно, то же самое, что танцевать про Матисса. В общем, так - либо выдавать три печатных листа убористым шрифтом псевдоискусствоведческой ахинеи, за каким-то лядом разбирая КИТАЙОГОРОД по стилевым косточкам, либо сказать коротко: слушать это - стоит. Хотя бы один раз. Я, конечно, предпочту второй вариант, я человек простой, сермяжный, ненужные словеса развешивать не любящий.
Танцевать про Матисса не обучен.
ЗЫ: Вообще приглянулись они мне не сразу, показались немного отстраненными. А вот когда прислушался, оценил всю звуковую картину целиком - вот тогда форпост и оказался захвачен. И песня "Достоевский", попавшая в сборник, - совсем не самая показательная у них, скорее, наиболее яркая. Поэтому совет слушать альбом целиком - вовсе не зряшный совет.
Вот какая у людей бывает интересная жизнь! Несколько лет назад достаточно известная в андеграундных кругах города Нерезиновска группа ПОНЧО ПАНАМАС потеряла фронтмена-вокалиста. Куда пропал - понять, согласно офресурсам, невозможно. Куда-то вроде в телевизор. Другим бы впасть в печаль, да и самораспуститься. Куда ж нынче без фронтмена? Без фронтмена тебя и в универсам "Пятерочка" не пустят играть, даже в подсобке. Без фронтменов, да будет вам известно, и кошки не родятся, и вообще жизнь останавливается даже на молекулярном уровне. Таков четвертый закон Ньютона, листок с которым он съел перед смертью.
А ПОНЧО ПАНАМАС возьми да найди другого фронтмена. И такого, что жалеть о предыдущем даже как-то неудобно сейчас. А с фронтменом изменилась и музыка. На смену упражнениям в разного рода фанках пришел могучий, вязкий, не врывающийся, а вползающий в уши стоунер. Вот как по мне, сейчас группа стала на порядок интересней и приобрела, наконец, своё узнаваемое лицо, которого, если честно, раньше не хватало. И вот к такой музыке новый вокалист подходит как влитой. Должной степени порочности, я бы сказал, вокалист.
Новый релиз неоднороден, есть там и вполне фанковые номера (от фанка живым никто ведь не уходит), но, если положить руку куда-нибудь на область желудка, стоунеровая часть на порядок завлекательней. По крайней мере, я буду слушать эту группу как раз из-за этой, задымленной и захламленной их ипостаси.
MOTOR-ROLLER - "Апоптоз"
(с) MOTOR-ROLLER, 2010
Честно говоря, практически ничего о казахстанской сцене не знаю. Кроме АДАПТАЦИИ, конечно, но про АДАПТАЦИЮ я лет двадцать уже в курсе. И вот альбом, который я прослушал исключительно из рабочего артсоветовского долга. Ни название, ни обложка к скачиванию, а тем более к покупке диска не располагали. И вот надо же - нашел я весьма крепкий, самобытный коллектив с отличным вокалистом и запоминающимися, необычными для нашего времени песнями.
Заранее оговорюсь, что ощущение некоей старомодности, девяносткости и восьмидесятничества при прослушивании не отпускают. Но это такой случай, где старомодность не порок, а, напротив, позволяет взглянуть на прошлое с новой точки зрения. Не возвращаться туда, а взять оттуда то лучшее, что в нем было. Процесс рискованный и чреватый неудачами. Большинство таких попыток заканчивается приклеиванием неотмываемых лейбаков пыльности и нафталинности. А это в глазах слушателя не лечится. Каюсь, поначалу и я хотел было приклеить такой на обозреваемый коллектив, даже не дослушав до конца. Потом дослушал. Потом переслушал. А потом понял, что с лейбаками нужно быть осторожнее.
Если очень постараться, можно стилистически отнести MOTOR-ROLLER к классическому року. Постараться - потому, что периодически команду сносит в более хард-роковую сторону, местами - к поп-року. Чувствуют себе музыканты в этих ипостасях очень уверенно, делать грамотные аранжировки и играть умеют, а вокалист вообще, чертяка, хорош. Есть у меня ощущение, что школа вокала у него весьма солидная, мейби и академическая. Качество записи - на отлично. И самое главное - что в итоге вышло. А вышли, на самом деле, такие песни, которые не стыдно вставить во многие советские фильмы. Если кто уже забыл, напомню, что качество советской киномузыки до сих пор абсолютно недостижимо для подавляющего большинства наших композиторов. Фамилии Рыбникова, Зацепина, Крылатова, Никитиных упоминать, наверное, не нужно, да? А если я в некоторых песнях отчетливо ощутил что-то таривердиевское - пусть даже в таком необычном контексте - тут я бессилен. И неизвестная мне доселе группа вносится в мой личный плей-лист. А лейбаки остаются нерасчехленными. Не нужны они в данном случае.
Единственный минус: когда они уходят от лирики к социальной проблематике, получается уже заметно неловко. И не трогает. Радует, что делают они это нечасто. А так - прекрасная работа с такими хитами как "Бумажный Человек", "Кораблик", и, вне всякого сомнения, "Анна".
THE PLEASE - "Thinking About Summer"
(с) THE PLEASE, 2011
Еще одна откровенная радость минувшего месяца - THE PLEASE из Москвы. Радость - она на то и радость, что появляется там, где ее не ждешь. Ну, в самом деле - на английском! С отсылками к THE BEATLES, которых я никогда особо не любил! И еще из какой-то Москвы! Ну, блин, кирдык хорошему настроению. А вот фиг!
Музыканты этого коллектива с незапоминающимся названием обладают отличным мелодическим чутьем и прекрасной способностью к стилизации. По крайней мере, от наших артсоветовских битломанов слышались почти эротические вздохи "ну прям как оттуда", - а персонажи эти, хочу вам сказать, люди едкие и мизантропные и хорошего слова от них, бывает, месяцами приходится ждать. А тут нате, растаяли. Я, как существо, битлами в детстве не ушибленное, подобных сантиментов испытывать не могу, но шляпу, скрепя сердце, приходится снять: да, в ранних релизах THE PLEASE удивительно точно передали атмосферу того времени, щедро раскидав по ипишкам восхитительные мелодии. Но и это не всё. Новый материал, вышедший уже в этом году, свидетельствует об эволюциях, которые я не могу не приветствовать. Это уже не THE BEATLES, а сочный, заводной, пружинистый бритпоп - или брит-рок, как кому угодно. Я сказал бы, что это инди-рок, но это слово уже почти ругательное, так что не буду.
Так что группа движется в правильном направлении и от предметного копирования переходит уже к оригинальному творчеству, а учитывая их несомненный мелодический талант, констатирую - наша брит-сцена приобрела новый яркий юнит. Ему только запись бы приемлемого уровня - к нынешней есть ряд нареканий...
Прежде чем вести речь об этой группе, посвящу вас в маленькие тонкости кухни Артсовета. Конечно, чисто физически переслушать всё то, что через него проходит, можно лишь забив на все остальные дела. Поэтому, чтобы отобрать то, что хочешь прослушать, сначала сверяешься с тэгами. И, например, если в тэгах "брутал нордик блэк метал" или "хэппи транс", я это слушать не буду. Ибо, во-первых, вряд ли смогу адекватно это оценить: истошный визг норвежского поросенка или трынькание "мейд ин фрутик" мне портят аппетит, а с испорченным аппетитом я становлюсь злой. И, во-вторых, тупо жалко времени.
Обнаружив в стилях дебютной ипишки питерского коллектива SLEEPING GODS термин "пост-индастриал" я, конечно, дико возмутился и вспылил. Я вообще не люблю, когда люди стили придумывают сами, как вот фолк-кор там, келтик-рок или пост-шансон, например, срань господня. Ну что такое пост-индастриал? Индастриал, который не совсем индастриал? Индастриал, который больше, чем индастриал? Индастриал, который выставляет какую-то идею в пику мейнстрим-индастриалу? Бабье лето индастриала? Внебрачный сын индастриала? Что, черт побери?
Ну, и тут же в гневе полез слушать, ибо надо было разоблачить... Результат - здесь, перед вами. Разоблачил, блин.
Дебют у питерцев вышел просто захватывающим. Пожалуй, это можно назвать прогрессивом с насыщенным гитарным индустриальным звуком, по пост-роковому протяженный во времени, одновременно и монотонный, и непрерывно меняющийся. Общей смурной атмосферой музыка чем-то напоминает стоунер. Сознаюсь, эти четыре песни я подряд переслушал несколько раз, и с каждым разом они нравились мне всё больше и больше. С одним, правда, существенным замечанием: последующим записям нужно будет уделить пристальное внимание, а то пока есть проблемы - в частности, с вокалом, который задавили эффектами и который звучит как из-под подушки. Да и общий звуковой ландшафт несколько плосковат.
Впрочем, для демо-записи эти замечания - не определяющие. По крайней мере, в свете того, что я услышал один из наиболее впечатляющих дебютов последнего времени. С почином, братцы, так держать!
Еще у нас вот чего на сборнике будет... Я уже заметил, кстати, что в сборниках выходит примерно серединка на половинку электронной музыки и разного рода рок-составов. Это я не специально, это так само получается. Не буду изменять традиции, и на этот раз так же вышло.
Что касается электронной части, то хочу отметить наивеликолепнейший сборник от "Ru Trip Community", сейчас уже превратившегося фактически в сетевой лейбл. Волшебную подборку трип-хопа и даунтемпо разнообразных видов представляют сумрачный речитатив от самарских SUSUWATARI при плотной поддержке KAVver, а также неведомая Леся откуда-то с Карпат (инфы ноль ваще) с прелестным фолк-ориентированным тюном "Там За Рiкою". Еще один интересный эклектичный сборник "...tree" предоставил сказочную летучую тему от московского проекта CHIBI BAKA.
Обволакивающий африканистый "Kilimanjare" от MICROWAVES имеет тенденцию не надоедать даже после многократных прослушиваний. Атмосферность на уровне! Редкий зверь эмбиент имеет место быть на этот раз, тут я мимо пройти никак не мог. Звуковые ландшафты Фариуса и кларнет Вадима Бондаренко дали в совокупности какую-то абсолютно затягивающую атмосферу. Выпустили их, кстати, почему-то итальянцы.
ELENIKA (если мне не изменяет интуиция, проект из Анапы) - это девушка Елена в единственном числе. Как, каким боком в солнечной Анапе можно достигать вдохновения для такого конкретно бристольского трип-хопа - я не знаю. Уж какой климат разный, а вот поди ж.
Тревожная тема от курганского проекта F.A.N.T.A.S.T. вполне могла бы быть саундтреком к какому-нибудь кибер-постапочному фильму, а это, товарищи, однозначно гуд.
В рок-разделе у нас нынче празднество всякой неоднозначной музыки. Гомельская группа GLOFIRA приятно удивила гармоничным сочетанием гранжеватой тяжеловесности и окрыляющей мелодичности. Напористый рэпкор от CELLARDOOR из Тюмени, несмотря на олдскульность, вполне достоин пристального знакомства с коллективом - всё в лучших традициях жанра. Отменный концертный состав из Минска THE TOOBES с несколькими ипишками в составе дискографии заставил вспомнить как хард-рочище 70-х, так и альтерн начала 90-х. К тому же, поющий (и хорошо) барабанщик - это, согласитесь, повод лишний раз восхититься. Дебют от еще одного минского состава SANG SATTAWOOD тоже вполне удался - наглый такой блюз-рок с гаражным звуком, местами вызывающей истеричностью напоминающий JON SPENCER BLUES EXPLOSION или даже какой-нибудь сайко-серф... И это еще не все из Минска! Драйвовый фанк от состава NO COMMENT BAND уже заслужил респект слушателей с белорусских площадок, теперь самое время познакомить с ним и вас.
Питерский состав BER-LINN уже достаточно популярен, но я, как водится, познакомился с ним только сейчас. Для сборника выбрал замечательную реггей-поп-панковую "Sunshine".
Чудной и чудный состав ДИНГО VS ПАВЛОВ из Донецка вызвал неудержимые ассоциацию с мегагениями из PRIMUS, только музыка у собак не так заточена под бас, как у американцев. А фейерверка подсмыслов и хомяков, упоротых волшебной травой, и у донбассцев более чем достаточно. Если попытаться вникнуть в текст, то можно ненароком рехнуться, красотища.
Ну, и откровенное хулиганство с моей стороны - песня палеошансонного ансамбля из Орла КОТАДРАЛ с психопатологоанатомическим исследованием. Гнилые эстеты из Артсовета даже не пропустили альбом этого ужаса в объявления, а мне понравилось. Я люблю, чтобы если ужас, так ужасужасужас, а не абы что недополовинчатое.