МЕГАПОЛИС - "Супертанго"


(с) Снегири, 2010

МЕГАПОЛИС молчал четырнадцать лет. Так иногда случается: участие в чужих интересных проектах оттягивает и время, и силы от собственного творчества, и чем дольше не раскрываешь рта, тем труднее заговорить вновь.

Однако заговорить Олегу Нестерову всё же удалось: его новую работу журналисты уже успели окрестить "самым приятным возвращением года". Приятное? Да, несомненно. И всё же, чем дольше я слушаю "Супертанго", тем больше понимаю: эти песни - не для меня. И в былые-то годы МЕГАПОЛИС казался мне слишком умиротворённым, но нынешняя музыка Олега Нестерова и лирика Александра Бараша вызывает у меня ассоциации уже не столько со зрелостью, сколько со старостью.

Казалось бы, сложно найти для этого альбома группы менее подходящее название, чем "Супертанго". Ладно, на то, что заглавная песня - отнюдь не танго (как и "Dark Waltz" - совсем не вальс), ещё можно закрыть глаза. Но ведь танго - это вихрь страстей, буря эмоций, необузданная до пошлости, порывистая до нелепости. Так неужели МЕГАПОЛИС настолько изменился?

Нет. Красивая, романтичная музыка осталась той же, и всё в ней кажется легким и прозрачным, словно игра света в хрустале - и печаль, и боль, и любовь; недаром в "Ранах На Стекле" Нестеров поёт: "Моё сердце из стекла, по крайней мере, так всегда ты, улыбаясь, говоришь..." Какие уж там страсти при стеклянном-то сердце - не разбить бы ненароком; только и остаётся, что смотреть на всё издали, отстранённо, держась подальше от эпицентра, где бушуют разрушительные стихии.

Но жизнь - не один вечер, когда можно отсидеться в тишине и покое. Да и грустно это - преждевременной дряхлостью веет от такого покоя, отказом от всего, что по сути и составляет судьбу, и в первой же песне звучит не то молитва, не то просто тихая просьба, непонятно к кому обращённая: "Дай мне силы, если можешь!" Силы любить, силы выйти в серый суматошный день, где и слёзы, и сны, и надежды, и шанс остаться хоть в чьей-то памяти. Силы вынести неизбежное для каждого одиночество.

А тема одиночества звучит в этом альбоме настолько часто, что невольно приходишь к выводу, что супертанго - это танец без партнёра. В одиночестве заканчивает свою жизнь Мария Египетская, о чьей судьбе нежно и удивлённо вспоминает Нестеров - не о грехе и раскаянье, а лишь о том, что и от великого, невероятного дара любить каждого не за заслуги, а "лишь за то, что мама родила", можно отказаться, бросить всё, уйти - куда? Зачем? Во имя чего? - нет ответа.

Ещё одна любовь, разменянная на одиночество, в песне, которая так и называется - "Одиночка", простая и печальная история несостоявшегося отцовства, жизнь, прошедшая за перебиранием осколков памяти, смерть, как побег из тюремной камеры...

Но и смерть - одиночество, и ласковая, умиротворённая мелодия "Ангела" обманывает нас лишь до поры, пока по-детски доверчивый, по-детски ждущий радости и тепла герой песни не замечает: "И ангел смотрит сквозь меня с немой улыбкой". Что ж, такая у этого ангела работа: заносить каждого вновь прибывшего в "Книгу происшествий" и улыбаться, улыбаться... И остаётся лишь верить этой улыбке и этому странному, заливающему оба мира свету. Лирическому герою "Супертанго" это дано, мне - нет.

Вообще чем дальше, тем сложнее мне верить тому, что поёт Нестеров. Нет во мне спокойной благости, позволяющей сказать: "Я себя ощущаю, словно это окно - перемычкой на грани «здесь тепло - там светло»" - и тихо, без радости и скорби отмерять годы до окончательного перехода, как в "Наступает Январь". Мне не понять, как о вечной разлуке можно говорить в стиле лёгкой ретро-песенки "Один Одна" (хотя "тобою стал закат" - несомненно, прекрасный образ). И мне остаётся лишь доверять на слово автору песни "Раны На Стекле" в том, что и его стеклянное сердце может быть ранено.

Должно быть, этот альбом просто не для меня - разве что вовсе отвлечься от слов и тихо радоваться неизменно прекрасному мегаполисовскому мелодизму, как островку спокойствия посреди бури совершенно иных ритмов и страстей. До тех пор, пока вновь не начнётся танго - ведь для супертанго в версии Олега Нестерова я ещё явно слишком молода!

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 06 июля 2010, 14:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (18) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Архив"АйДа!" №06, июль 1997 (МЕГАПОЛИС, Е. Маргулис, КАЛИНОВ МОСТ)Старый Пионэр31.10.2003
АрхивМЕГАПОЛИС ("Московский Комсомолец", разные выпуски)Старый Пионэр25.11.2005

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.013