Prana - "Завтра Новый День"


(c) & (p) Prana, 2010
16 tks/T.t. 61.04


Эта скромная 23-летняя девушка стремительно ворвалась на брестскую сцену, можно даже сказать - стала ее символом. Каждое ее выступление - всегда Событие с большой буквы в музыкальной жизни города. Контингент ее поклонников чрезвычайно широк - от юных неформалов до солидных дяденек с толстыми кошельками. Ее песни ротируются практически на всех белорусских FM-радиостанциях. Вряд ли о такой популярности она помышляла 5 лет назад, когда исполняла свои первые незатейливые песенки под гитару или фортепиано в узком кругу знакомых...

Prana - не название группы, как ошибочно считают некоторые журналисты, а псевдоним Екатерины Проневич. Существует несколько версий его происхождения. В переводе с санскрита слово "прана" означает и жизнь, и дыхание, и постоянное движение. Прана - центральное понятие в йоге и индийской традиционной медицине; Прана - одно из тысячи имен бога Вишну (Екатерина увлекается йогой и индийской философией). Наконец, этимологию псевдонима можно объяснить и белорусскоязычным написанием фамилии Екатерины - Праневіч.

"Завтра Новый День" - первый полноценный альбом Праны. Как бы ни было плохо и трудно, надо жить и надеяться на перемены к лучшему, которые принесет новый день - так можно сформулировать его концепцию. Относительно же воплощения концепции у взыскательного слушателя вполне закономерно возникают вопросы и даже претензии.

Прана окончила детскую музыкальную школу (хоровое отделение) и филфак Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина (по специальности "Белорусский язык и литература. Английский язык"). Казалось бы, наличие музыкального и филологического образования должно было положительно отразиться на ее творчестве... Но, увы, ожидаемого чуда не произошло.

Музыкальную стилистику своего творчества Прана определяет как "indie rock". "Indie" или "independent" - значит независимый. Но от кого или от чего? От шоу-бизнеса? В таком случае Прана сама себе противоречит, поскольку в интервью говорит о желании зарабатывать музыкой. Кроме того, благодаря аранжировкам, сделанным музыкантами группы СПАСЕНИЕ, "Завтра Новый День" - это, скорее, высококачественный рокапопс, обильно сдобренный джазовыми импровизациями и романсовыми интонациями.

Что до текстов песен, то, пожалуй, емкое понятие "поэзия чувств" наиболее адекватно характеризует стихи Праны. Героиня ее песен - девушка, выстраивающая отношения с любимым человеком, борющаяся с одиночеством, но всякий раз оказывающаяся в пограничной (по М. Хайдеггеру и К. Ясперсу) ситуации. Чувства - то устойчивые, то мимолетные, то цельные, то фрагментарные - определяют содержание альбома.

Оформление, сделанное московской художницей Марией "Сансарой" Афанасьевой, призвано вызвать у слушателя определенные ассоциации. Ангелы, играющие на музыкальных инструментах, очевидно, символизируют детскую непосредственность. Обилие облаков на обложке, изображенный на самом диске печальный ангел, сидящий на облаке, задают общее настроение: переменная облачность - характернейшая черта альбома. На развороте обложки - фотография Праны, отретушированная под рисованный портрет, и ее обращение к слушателю, в котором за каждой из семи нот закрепляется определенное чувство: "Музыка - это всего семь нот, в которых вся жизнь человеческой души: любовь, вера, надежда, мечта, грусть, разочарование, боль. Это и есть мой мир, который я дарю вам, ничего не требуя взамен. Пусть хранят вас ангелы!"

Альбом имеет свой сюжет. Открывающую диск песню "Гости" можно толковать на разных смысловых уровнях: как обращение к любимому, с которым трудно общаться из-за утраты взаимопонимания, и как философское размышление о жизни, у которой мы все находимся в гостях. Вообще, любовная тема, вечно актуальная и неисчерпаемая, преломляется сквозь призму поэтического "сверх-я" Праны. Как и другие авторы, она подходит к любви философски, как к амбивалентному чувству: с одной стороны, любовь - источник мучительных переживаний, с другой, только любя, можно быть полноценно счастливым. "Не Зови Меня" - проникновенный драматический романс, который прекрасно прозвучал бы под одно фортепиано. В "Крыше" страдание героини достигает высшей точки напряжения. "Она Была Красива" - взгляд на себя со стороны, саморефлексия. Только уж очень мрачно! В песне "Приснилось" автор не столько перевоплощается в образ андерсеновской Герды, сколько раскрывает через него свои чувства и мысли. При этом лирическое начало предельно усилено. "Бегу К Тебе" восстанавливает нарушившееся равновесие. Героиня преодолевает внутренний разлад, к ней возвращаются надежда и умиротворенность. "Мальчик-Одуванчик" выбивается из концепции альбома, контрастируя с остальным материалом. Это - прекрасная стилизация колыбельной, сегодня, увы, превратившейся в анахронизм. Потому и у Праны звучание песни отличается нарочитой механистичностью, холодностью. "Не Разменяй" и "Сделай Так" - пожалуй, лучшие страницы любовно-романтической лирики в брестском роке. Завершает альбом песня "Я С Тобой" - своеобразный гимн, в котором утверждается всепобеждающая сила любви.

Как ни странно, acoustic bonus куда интереснее основного материала, да и Прана, которая поет, аккомпанируя себе на фортепиано, выглядит куда привлекательнее. В "Ниагаре" во всей полноте проявляются и стихия чувств, и способность автора к перевоплощению. Снимаю шляпу! "В Этом Доме" - неудачный образец поэзии резаных ладоней; вариация на известную всем бутусовско-кормильцевскую тему. "Я Просто Жду" - короткий лирический романс. Мне кажется, Прана лучше всего реализуется именно в романсовой ипостаси. "Он" - философское размышление с налетом назидательности: жизнь скоротечна, и поэтому каждый из нас должен ценить свое время, не размениваясь на призрачные удовольствия и обманчивые радости.

Extra bonus включает в себя две композиции. "Temp Me Not" - англоязычная версия "Не Зови Меня", исполненная с чудовищным русским акцентом. Это, на мой взгляд, самое слабое место альбома. Зато "Instrumental" - великолепная фортепианная импровизация, вмещающая в себя практически все классические музыкальные формы, от трехчастной до свободной. А не подумать ли Пране о записи инструментального диска?..

В целом же у альбома плюсов гораздо больше, чем минусов. Настоятельно рекомендую в качестве эффективного лекарства от депрессивных психозов и прочих недугов, порождаемых стрессовыми ситуациями, в которых оказывается каждый из нас.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 15 июня 2010, 15:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005